Цель теоретической части занятия - дать ребенку (уже играющему ребенку) самые необходимые ему знания.
1. Шахматный язык (шахматная нотация, некоторые термины и выражения)
2. Три правила игры в дебюте (это усваивается очень долго, практически до достижения 1-го разряда, но начинаем мы работать с этими принципами как можно раньше)
3. Принцип активности (старайся нападать, создавать угрозы)
4. Простейшие маты (Кр+Ф против Кр)
5. Особенности рокировки; взятие на проходе
По мере накопления турнирного опыта добавляется (список не по приоритету):
- Матование (линейный мат, Кр+Л против Кр)
- Типичные и простейшие матовые конструкции
- Актуальные дебюты и проблемы: Детский мат и защита от него, Защита двух коней и способы противодействия 4.Кg5
- Простейшие тактические мотивы (связка, двойной удар, сквозной удар, отвлечение, завлечение, уничтожение защиты и т.д.)
Всего этого уже достаточно для 1-го года обучения 6-7-8 леток. Есть и расширенный список "компетенций". Но это уже программа-максимум. Особенность обучения состоит в том, что материал дается не в привязке к календарному планированию, а по мере возникновения у ребенка игровых проблем. Т.е., получил он в партии детский мат, есть тема для 15-минутной лекции "Детский мат и как с ним бороться".
Часть материала я даю по мере решения задачника Иващенко. При этом задачи выступают не только в качестве тренажера, но и как тематические подсказки для занятия. К примеру, позиция № 86
может дать тему для рассказа о полной связке, спертом мате, и о великом Пауле Кересе, о дебюте "Защита Каро-Канн", и о необходимости проверки на зевки. И даже для юмористического рассказа о казусах из жизни сильных шахматистов. Это уже зависит от конкретной группы.
Таким образом, не так важен порядок выдачи теоретического материала, сколько минимальный набор того, что средний ребенок должен освоить к концу учебного года. Разумеется, к каждому вопросу мы возвращаемся снова и снова в разных "ракурсах".
Часть детей "техминимум" не осваивает, на следующий год их родителям предлагается пройти обучение в группе того же уровня повторно. Часть осваивает очень быстро и я досрочно перевожу их в группы более высокого уровня. Вот так это работает в двух словах.