Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Хитреца и бесхитростность у людей - откуда берется?  (Прочитано 7919 раз)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« : 29. 04. 2021, 04:37:48 »

Одна свежая партия против своего девятилетнего ученика (рейтинг 1100 на личесс) настроила меня на философский лад.

Я играю белыми.

1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bb5 Qf6?! (наивный детский план по выводу ферзя в бой в ранней стадии партии) 4. O-O Nd4?! (начинаем навешивать двумя фигурами. В помощь ферзю отправляется конь.
Видимо ранее такая стратегия приносила дивиденды против совсем нубов, поэтому закрепилась у девятилетнего мальчика, который ходит на шахматы уже три года, и я у него не первый тренер)
5. Nxd4 exd4 6. e5 !! (я начинаю хитрить, авось не сообразит и просто схватит пешку подставив ферзя под смертельную связку) Qg5 !? (вроде сообразил, но не факт) 7. d3 (проверим еще раз на размер оперативной памяти и видение вскрытых шахов) Qxe5?? (да, память оперативная оказалась как у золотой рыбки-карасика - уже забыл, что было на предыдущем ходу или что еще хуже просто рандомно кнопу жмет на мышке, но вроде же первые ходы были НЕ РАНДОМНЫЕ, а с детским смыслом) 8. Re1! Занавес!!!

Вот такая психологическая подоплека партии.

А теперь вопрос знатокам.

Откуда берется ХИТРЕЦА И БЕСХИТРОСТНОСТЬ У ЛЮДЕЙ?

Есть у меня теория, что часто в очень раннем возрасте, когда ребенок познает мир, то он в какой-то момент пытается схитрить, но из-за недостатка врожденной смекалки (памяти, внимания и т.д.) эта затея проваливается. Ребенок получает по жопе от родителей или от сверстников по лбу, и к тому же горит со стыда. И вот у него уже на всю жизнь моральная травма в добавок к не самому выдающемуся интеллекту.

И человек становится абсолютно бесхитростным и предсказуемым винтиком в обществе.

Я дальше еще попробую  интересно набросить из своего жизненного опыта на эту тему, но пока хочу услышать мнение уважаемых форумчан.
« Последнее редактирование: 29. 04. 2021, 04:40:53 от alegriblog » Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1 : 29. 04. 2021, 04:50:36 »

При этом тот же ребенок пару месяцев назад в блиц выдал такой безусловный шедевр черными

1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Nf6 4. Ng5 Nxe4
5. Nxf7 Qh4 6. O-O Bc5 7. Nxh8 Bxf2+ 8. Kh1 Ng3#

Он сыграл интересный вариант, который я сам не играл и которому не учу.

Вот как так?
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2 : 29. 04. 2021, 04:52:48 »

С таким ребёнком есть смысл заниматься.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #3 : 29. 04. 2021, 04:56:51 »

С таким ребёнком есть смысл заниматься.

Для полной картины для спецов.

Откопал только что по базе партию первоисточник на личесс, которая закрепила его неправильный план.

1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bb5 Qf6 4. O-O Nd4
5. Nxd4 exd4 6. d3 Bd6 7. Qh5 g6 8. Qh3 c6
9. Bc4 Be5 10. c3 d5 11. f4 Bxh3

Он выиграл эту партию у новичка в феврале и она закрепила его убежденность, что он делает все правильно.

И вот сегодня против меня на сеансе вылез этот банальный зевок.
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #4 : 29. 04. 2021, 09:53:22 »

Одна свежая партия против своего девятилетнего ученика (рейтинг 1100 на личесс) настроила меня на философский лад.



Вот такая психологическая подоплека партии.



Я дальше еще попробую  интересно набросить из своего жизненного опыта на эту тему, но пока хочу услышать мнение уважаемых форумчан.
Спасибо. Очень интересно, и очень знакомо. Неоднократно наблюдал «психологию»в детских рапидах. Дело в том, что дети (в силу возраста) совершенно не умеют скрывать свой характер. Поэтому и ошибки и сильные ходы во-многом, определяются их характером (самоуверенный\неуверенный, безрассудный/осторожный, нахальный/скромный,..). Для шахматного развития же «маленького шахматиста» нужно и понимание (тренером, родителями) этих особенностей, и умение их исправить. В конкретном случае очень важно, чтобы ученик понял, что такая игра-«тупиковый» путь. А вот как это объяснить, если он только что выиграл этим способом??
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #5 : 29. 04. 2021, 10:54:57 »

Цитировать
А вот как это объяснить, если он только что выиграл этим способом??

Михаил, я был в свое время пару лет назад в шоке, когда занимаясь в тренерской один на один с сильным ребенком уровня первого разряда, на вопрос: "Почему ты сыграл этот сомнительный ход в дебюте, ведь ни комп, ни сильные гроссы так не играют?" Он мне очень самоуверенно ответил: "Тренер, все хорошо. Я уже так играл и выигрывал. Это нормально!"

И вот эта его фраза "Тренер, это нормально!" Она меня прямо до глубины пробрала. Это же, блин, какое-то детское первобытное магическое мышление.

Мы не делаем ходы, которые играют ЭЛИТНЫЕ ИГРОКИ, мы не стараемся их глубоко понять, тренируя свой ИНТЕЛЛЕКТ, а мы делаем ХОД, ПРОСТО потому, что так уже выигрывали и это нормально...

У меня после этого просто руки опустились ему что-то объяснять.

Этот мальчик достаточно сильный игрок на городском уровне, он ко мне как пришел от одного тренера, так и потом ушел.

Но мне не жалко, так как я до него так и не смог достучаться. Видимо поэтому и не сложились отношения тренер-ученик.

До сих пор он играет свои сомнительные любимые дебютные схемы, и до сих пор он первый разряд, хотя в его возрасе уже должен быть мастером.

А надежды он подавал огромные в малом возрасте. НО ВОТ ПЛАНКА ВРОЖДЕННАЯ ИЗ-ЗА ТАКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Вот это то, про что мне кажется и говорит админ, про врожденный уровень интеллекта.

Есть какие-то паттерны в мозгу, которые определяются генетикой.

Его логика -  это просто логика очень приземленная, какой-то просто ПЕРВОБЫТНЫЙ ЖИВОТНЫЙ ИНСТИНКТ: Я ТАК ДЕЛАЮ ПОТОМУ ЧТО ЗА ЭТО УЖЕ ПОЛУЧАЛ НАГРАДУ (ничего личного и обидного, просто констатация факта наблюдения).

Я например в детстве НАОБОРОТ всегда старался КОПИРОВАТЬ И ПОДРАЖАТЬ ЧЕМПИОНАМ МИРА, старался копировать ЛУЧШИХ В МИРЕ, а не просто действовать так, потому что получаю награду.

Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #6 : 29. 04. 2021, 11:17:29 »

На ваш пример вспомнился неприличный анекдот про поручика Ржевского: "можно и по морде, а можно и впендюрить"))
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #7 : 29. 04. 2021, 11:47:14 »

Цитировать
А вот как это объяснить, если он только что выиграл этим способом??

Михаил, я был в свое время пару лет назад в шоке, когда занимаясь в тренерской один на один с сильным ребенком уровня первого разряда, на вопрос: "Почему ты сыграл этот сомнительный ход в дебюте, ведь ни комп, ни сильные гроссы так не играют?" Он мне очень самоуверенно ответил: "Тренер, все хорошо. Я уже так играл и выигрывал. Это нормально!"

И


Вы были «в шоке», потому что «вы очень молоды»(просто констатация факта). Это встречается настолько часто, что можно сбиться со счета. Это и у Дворецкого было описано-«сидит как чемпион»(ц). Проблема в том, что у таких начинающих детей часто тренерское стандартное решение-дать сыграть с более сильным соперником, и сбить «самоуверенность»,  приводит просто к тому, что они бросают шахматы.
Так что все достаточно сложно, но есть несколько способов решения проблемы:
-доказательно объяснить, почему этот ход неудачный;
-«исподволь» объяснять ученикам, что шахматная партия должна приносить удовольствие, а какое удовольствие если выиграл у «слабого» соперника?
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #8 : 01. 05. 2021, 03:03:03 »

С таким ребёнком есть смысл заниматься.

Александр, напишите, пожалуйста, Ваше мнение, а как психологически объяснить такую ситуацию, которая произошла чуть позже.

На нашем тренировочном онлайн турнире этот мальчик выбился в лидеры и мне выпало играть с ним.

И вот он снова пошел на тот же вариант и снова съел эту отравленную пешку. Сдался через пару ходов.

При этом он по счастливой случайности в этот момент был лидер нашего турнира Арена.

А через 20 минут нам выпало снова играть и снова он пошел на этот вариант и через 20 секунд паузы снова съел эту "гребанную" пешку.

Такое чуство, что это издевательство над тренером.

Я вот думал, что уже все могу объяснить. Но тут просто ступор, которого у меня не было в объяснении со времен того как десятилетний Войташек мне подставил под бой слона на е6 под "пилу с4-d5-e4-f3-g2" в староиндийской защите на Чемпионате Европы и потом плакал.

Я все могу понять, но такое...

Что это просто не хочет играть?

Я, конечно, потом спрошу его, но вот не факт, что он мне правду скажет...
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #9 : 01. 05. 2021, 03:19:25 »

А он точно видит, что это та же позиция? Вы же блиц в режиме арены играете) мальчишка уже с пяток или больше после первой ошибки партий сыграл.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #10 : 01. 05. 2021, 03:29:38 »

А он точно видит, что это та же позиция? Вы же блиц в режиме арены играете) мальчишка уже с пяток или больше после первой ошибки партий сыграл.

было бы смешно, если бы не так грустно
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #11 : 01. 05. 2021, 05:22:37 »


Александр, напишите, пожалуйста, Ваше мнение, а как психологически объяснить такую ситуацию, которая произошла чуть позже.

На нашем тренировочном онлайн турнире этот мальчик выбился в лидеры и мне выпало играть с ним.

И вот он снова пошел на тот же вариант и снова съел эту отравленную пешку. Сдался через пару ходов.

Здесь нельзя утверждать ничего наверняка, но есть «определенные подозрения»  Грустный:
дело в характере мальчика. Здесь «исправить» можно только, если такая игра приведёт к СЕРЬЕЗНОМУ ПОРАЖЕНИЮ. Как вы можете видеть к поражению в партии с вами ученик серьезно не относится.
То есть для исправления этого недостатка НЕОБХОДИМЫ внешние турниры.
Записан
Sergeev
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4354


Arbeit macht frei.


« Ответ #12 : 01. 05. 2021, 05:39:43 »

Частое явление.
Я заметил, что так поступают нечитающие дети. Совсем не хотят читать.
Подсунуть детективы?...
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в: