Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: 1 ... 9 10 [11] 12
  Печать  
Автор Тема: Как Вы бы тренировали очень перспективных шестилеток?  (Прочитано 20767 раз)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #150 : 20. 01. 2021, 02:55:11 »

Ну и кстати сказать, только колония может кроить и оптимизировать свою медицину и образование что началось сразу же после того, как Россия вступила в ВТО. Это тоже проверяемый факт.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #151 : 29. 01. 2021, 07:00:51 »

Совет Павла Лобача до сих пор очень актуальный. Как считаете?

Он в своей книге 2008 года "Опыт подготовки юных мастеров" пишет:

"Однозначно могу утверждать, что шахматы нужно изучать с:
1) простейших эндшпилей;
2) простейшей тактики.

Дебют и миттельшпиль на начальном этапе вообще не нужно изучать, да и позднее до достижения 2, 1 разряда на первом месте в изучении шахмат должны стоять:
1) окончания 2) тактика 3) игра."

Если у меня  талантливые малыши каждый день играют турниры в блиц на личесс с другими учениками и решают тактику на каждом занятии и дома, то в тренерской один на один прежде всего
стоит поработать над разыгрыванием точных эндшпилей на время против тренера. Хорошая идея? Вроде как все по рекомендациям опытного тренера Лобача.
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #152 : 29. 01. 2021, 08:04:37 »

Совет Павла Лобача до сих пор очень актуальный. Как считаете?
Я бы посоветовал на начальных этапах (до 1500-1600 Фиде) использовать книгу Юрия Авербаха: «что нужно знать об эндшпиле». Там две части: первая это точные (простейшие) эндшпиля, которые можно (нужно) разыгрывать на время. Кстати их не так много (если правильно помню-маты ферзем, ладьей, двумя слонами, ферзь против пешки, пешка с королем против короля). При интересе, и минимальных способностях эту часть за год дети 7-8 лет вполне в состоянии освоить за разумное время. Это и есть  «ликбез», без знания этого ликбеза ни о каких турнирах, индивидуальных занятиях с тренером, бюджет в спортшколе, речь не идёт.
Вторая часть -это неточные эндшпиля, нужно для воспитания у шахматиста (тренера Улыбающийся) «любви» к эндшпилю.
« Последнее редактирование: 29. 01. 2021, 08:10:14 от FIBM » Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #153 : 29. 01. 2021, 09:35:41 »

Я вот перечитал сегодня вечером эту фразу Павла Лобача из книги и меня как обухом по голове шандарахнуло!

"Многие учат шахматам и многие неправильно. Нужно слушать тех, кто воспитал с нуля нескольких мастеров и гроссов."

Ключевые элементы по Лобачу должны быть до первого разряда включительно: игра, тактика и эндшпиль.

И если с игрой проблем особо не было у меня. Каждый вечер играем с учениками блиц турниры на личесс уже с ноября 2019 года. Благодаря им, я могу подхватывать самых перспективных.
 
Если с тактикой проблем тоже нет, так как я всегда на этом акцент делал. У меня много наработок там! И груда задач скопилась!

То вот эндшпиль я, по сути, заменил изучением дебюта и алгоритмом принятия решений.

То есть я ВЗЯЛ ПОД ЖЕСТКИЙ АВТОРИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ именно ту область шахмат, где нужно детям с Чемпионскими данными дать ЛИБЕРАЛЬНО полностью на откуп: пусть самостоятельно ковыряются с базами, солвером, книгами, ведь я не Чемпион, я не могу научить Чемпионскому алгоритму мышления, чемпионской позиционной игре и Чемпионской дебютной подготовке.
Пусть их жизнь научит играть дебют и катать позиционно.

Дебют, позиционная игра и алгоритм мышления - там нет четких правильных ответов, там куча правил и куча исключений из них.

Если я начну детям это объяснять, то я только мозг им захламлю и вместо того, чтобы лечить, могу покалечить.

Такие области шахмат должны тренироваться САМИ СОБОЙ в ЖЕСТКОЙ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ. ТРЕНЕР УЖЕ  ПОДХВАТЫВАЕТ ЧЕМПИОНА В ТАКОЙ БОРЬБЕ, у которого в мозгу (который черный ящик), каким то образом в процессе ИГРЫ нейроны правильно сформировались на правильную позиционную борьбу, у которого выработалась правильная чуйка и  интуиция. Я практически не должен этому учить. Теперь я понимаю Дворецкого, который практически не учил дебюту и сфокусировался на эндшпиле. При этом от отбирал себе учеников уже готового Чемпионского калибра, а не учил всех подряд.

А вот ТАКТИКЕ И ТОЧНОМУ ЭНДШПИЛЮ им можно обучать детей, не боясь навредить и не боясь встроить какие-то баги своего мышления в голову будущего Чемпиона.

Потому что там рулят ТОЧНЫЕ знания.

ТАКТИКУ МОЖНО УЧИТЬ В ГРУПППЕ, РЕШАЯ МНОГО ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИИ.

ЭНДШПИЛЬ МОЖНО УЧИТЬ В ГРУППЕ и ИНДИВИДУАЛЬНО, РАЗЫГРЫВАЯ ТОЧНЫЕ ПОЗИЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОМУ РЕБЕНКУ С ТРЕНЕРОМ  В ТРЕНЕРСКОЙ.

Время индивидуальной работы с учеником оно очень ценно и его лучше потратить на что-то уникальное: явно не на решение тактических задач и этюдов, что он может делать и сам, или в группе, и не на дебют или игру против компьютера, чтобы не привнести ребенку свои баги мышления.

А вот разыгрывать ТОЧНЫЕ ЭНДШПИЛЯ против тренера, вроде бы хорошая идея...

Я этим сегодня и занялся в своей работе один на один в тренерской с перспективным малышом.

А сейчас он играет турнир на личесс.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #154 : 29. 01. 2021, 09:36:57 »

На такие вещи я пишу обычно так. Лобачу бы на мою работу и пусть проверит свои методики. Мигом в голове просветлеет.
 Смеющийся
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #155 : 29. 01. 2021, 09:44:53 »

На такие вещи я пишу обычно так. Лобачу бы на мою работу и пусть проверит свои методики. Мигом в голове просветлеет.
 Смеющийся

Но ведь он же, правда, с низов поднялся и с нуля мастеров подготовил?
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #156 : 29. 01. 2021, 09:54:51 »

Где и когда?
За повтор этого на моей работе я готов на пари в один миллион долларов Североамериканских Соединённых Штатов.
Вот только есть ли они у Лобача. И согласится ли? А я был бы не против ляма зелени. Да ещё и нахаляву!  Смеющийся
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #157 : 29. 01. 2021, 10:06:30 »

Где и когда?
За повтор этого на моей работе я готов на пари в один миллион долларов Североамериканских Соединённых Штатов.
Вот только есть ли они у Лобача. И согласится ли? А я был бы не против ляма зелени. Да ещё и нахаляву!  Смеющийся


Александр, но Вы согласны с тем, что дебют и позиционная игра тренируются по методу "выращивания крысобоя" - в жесткой конкурентной среде выхватывается Чемпион, то есть целенаправленно под заказ Чемпиона не научить таким штукам (например, просиживая и разбирая партии со всеми подряд)

Чемпион он должен только в жесткой конкурентной борьбе сам проявиться! А мы можем только помочь ему закрыть пробелы в точных знаниях.

Логика верна?

Ведь даже если Магнус Карлсен напишет все что он занет про позиционную игру и дебют, это не будет означать, что человек который прочитает эту книгу станет таким же великим позиционщиком.
Записан
АнтВерпеН
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1090



« Ответ #158 : 29. 01. 2021, 10:15:23 »

Ответ на вопрос раздела: также как и любых других шестилеток. Содержание одинаково, меняется скорость освоения.
Записан

Я за оленя! А ты за оленя!?
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #159 : 29. 01. 2021, 10:57:37 »

Согласен! Более чем. Шестилетки только из шахматных семей или от родителей которые заметили способности ребёнка и предприняли усилия. Остальных в БАНЮ! Они (в Москве точно) ведут к школе готовить и мЫшление развивать.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #160 : 29. 01. 2021, 10:58:56 »

Их вообще надо принимать через жесточайший экзамен и не прошедшим родителям говорить - приводите в 10! Не годен! А привод на горшке только для работы на профспорт!
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #161 : 29. 01. 2021, 11:03:00 »

И совать в нос такую разблюдовку.
И кто скажет одно только НЕТ выставлять за дверь!
http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=4338.0
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #162 : 29. 01. 2021, 11:05:33 »

Самоцитата.

Вы читали про заветные 10 000 часов? Не знаю, кто сие придумал c одной стороны, что это нужно, чтобы научиться чему-то сложному на уровне профи, но с другой стороны... А кто нибудь полагает, что Магнус в детстве от 5 лет до 18 провёл за шахматной доской меньше времени? Если вы так считайте, найдите старую лампу, потрите её, и заставьте Хоттабыча сделать из вашего ребёнка супер-гросса и вот прямо здесь и сейчас! На крайняк поймайте золотую рыбку.  Где найти лампу и где поймать рыбку? Это не ко мне.

Дальше я вот о чём подумал... Ну логика подсказывает то, что чем старше ребёнок, тем он может больше заниматься.
Далее простая математика. Мы начинаем в пять лет. Дальше крайне просто. Наша цель профи в 18 лет. И мы занимаемся в смысле часов вот по такой простой формуле Возраст-3 умножить на 84 часов в год!
С пяти до шести 168 часов в год
С шести до семи лет 252 и так далее...
Как раз потом примерно к 10 000 и выйдем.
 Можете проверить.


Теперь о том, как должна быть организована супер-пупер серьёзная отгоршковая секция. Приходит мама с пятилеткой.

Тренер начинает объяснять условия

- Значит смотрите (рассказывает про заветные 10 000 попа-часов) согласно Сан-Пинам у нас будет по два занятия по часу в неделю в течение учебного года.

Это 72 часа за учебный год (если без пропусков). Сами понимаете  - маловато. Вам нужен будет частный тренер минимум по одному часу в неделю.
И в течение всего года. Значит +50 часов ещё. Остальное на турниры. По рапиду в месяц как минимум.

Как у вас нет таких денег ещё и на частного тренера и на турниры? А вы зачем пришли? Логическое мЫшление развить вне сенситивного периода, математические способности или к школе подготовиться? Вы сами понимаете что это всё бредятина?

Что? Мы просто хотим попробовать? Ок. А если у вас ребёнок способный, а пока мы это поймём, мы уже начнём оставать и что дальше? Вы в курсе, что ещё есть родители шахматисты и их дети уже с трёх лет фишки двигают под руководством папы-мастера или папы-кмса? И таких не мало. А вы в пять пришли!

Кстати, через год готовьтесь заниматься 252 часа в год. Будет больше турниров, и с тренером договоритесь уже заниматься по два часа раз в неделю. Потом вообще надо будет два раза в неделю и часа по три. Так что, это только цветочки ещё!


Как? Нам чемпион не нужен? А тогда что вы здесь делаете с ребёнком пяти лет? Приведите его в 11 и будет вам не в напряг года через 4 вполне так понимающий в шахматах подросток и без всяких частных тренеров! Что значит тогда школа всё время сожрёт и не до этого будет?

Так он у вас сейчас нормально не научится играть, если не делать, как я Вам говорю! Будет просто чурбачки двигать. И вообще, знаете, один учёный человек (очень умный) аргументированно отстаивает позицию, что до подросткового возраста вообще ничего не понятно в смысле шахмат и способностей к ним! Так что, посчитайте и прикиньте сколько Вам надо будет заниматься дальше. В 7 лет, в 8 лет, в 9 лет...

Что значит мы в выходные всё время на дачу ездим? Ну раз в месяц можно будет! Но не больше. Это уже в 9 лет! Кстати, и летом минимум три полных выездных турнира дней по 9.

Вы где нибудь такое видели? А что не так?
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #163 : 29. 01. 2021, 11:32:16 »

Александр, я думаю, что в голове у каждого спортивного тренера борются  две системы обучения "добрая" и "злая":

Первая система "Добрая", она говорит: " Объясняй-проверяй-подкрепляй"
Вторая система "Злая", шепчет: "Если надо объяснять - то не надо объяснять".

Первая система: она "добрая", она очень интуитивно понятная, она знакома нам с детства, по урокам математики, например, учитель объясняет как решать задачу, потом дает самостоятельную, проверяя как дети поняли. Кто решил правильно, получил пятерку и похвалу в качестве позитивного подкрепления. Учитель сидит после урока с отстающим и объясняет ему то, что тот не понял. Учитель сидит с олимпиадниками и объясняет им как решать сложную задачу, а потом дает похожую. Решили правильно. Похвалили.

Вторая: "злая" система, это то как описывал Александр ранее на форуме методику матросов по выращиванию крысы-убийцы на флоте, ей никто не объяснял как нужно убивать других крыс. Просто посадили всех в бочку и одна выжила и  поняла все  на практике. Кто не понял, просто не выжили. Если брать учителя в школе, то он на олимпиаду выхватывает только тех, кто на отлично знает его предмет. На бюджет в престижный институт возьмут только тех кто набрал больше всех балов, а не нянчатся со всеми подряд.

Так вот у меня аналогичные процессы сейчас происходят.

Приведу свежий пример сегодня. День достаточно удачно прошел и очень характерный.

Я на протяжении долгого времени провожу на личесс каждый вечер турниры по швейцарской системе с контролем 3+2. Это вот как раз таки вторая "злая " система в действии.
На базе этих турниров кристализировался ученик 8 лет, который опережает своих сверстников на 300 пунктов. Я его по сути ничему толком не учил. Ну так же как всех на занятиях. Просто он лучше схватывает, то что рассказывает тренер на занятиях.  

Играет дебютные варианты, которые в данных битвах ему приносят удачу до сих пор. Это игра на детский мат белыми (выводит активно ферзя поближе к королю соперника) и Русская партия + Славянская защита черными. Может на занятиях от меня нахватался.

Но поверьте, я ему эти дебюты не ставил вообще. Оно само у него в такое развилось. Это уникальная комбинация дебютного репертуара, которой у других нет. Я специально не вмешивался, чтобы не навредить и не поламать ему игру. Более острое тактическое зрение позволяет ему получать перевес над сверстниками (он решает 22 задачи на чесс ком за три минуты тактический штурм).

Он набрал 7 из 7 на областном турнире в декабре среди сверстников 8 лет и явно является сейчас гордостью клуба,  приносящий нам славу!

Так вот, так как он явно опережает сверстников и наиболее близок к Чемпионской траектории развития из всех моих детей клуба, я его пригласил позаниматься в тренерскую сегодня в индивидуальном порядке.

И вот тут начинает уже проявляться  моя первая "добрая" система: "Объясняй - проверяй - подкрепляй".

Я четко увидел, что он не знает базового пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи и блокировка пешки королем.

Соответственно, я ему это объяснил, а потом мы разыгрывали этот эндшпиль пока он не перестал ошибаться.

Как Вы думаете, можно ли эти две системы "добрую" и "злую"  ВВЕСТИ как универсальный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД, который применим в спорте.

Добрая: "Объясняй-проверяй-подкрепляй" и Злая: "Выращивай крысобоя" (аллегория Александра Каленова)
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #164 : 29. 01. 2021, 11:34:48 »

Я просто не по этой части, Алексей. Я никогда не преследовал целей растить супер-бойцов в принципе. Сильная секция, хорошая среда, интересное детство - вот и все цели на самом деле. То, что были какие-то дети призёры Москвы, какие-то МФ...
Это от природы идёт и не более.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Страниц: 1 ... 9 10 [11] 12
  Печать  
 
Перейти в: