Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Способности, попа-часы и методики для успеха!  (Прочитано 3231 раз)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« : 04. 07. 2020, 06:22:39 »

Хотел бы разобрать с Вами важнейшие составляющие успеха Чемпиона с отсылкой на литературные источники.

Важность способностей. Брайан Трейси в своей книге "Реализуй себя на 100%" пишет:
"Запомните, что Ваши таланты жизненно важны для достижения успеха. Как же определить, в какой именно области кроются ваши таланты? Вы талантливы в чем-либо, если:
1) работаете максимально эффективно только при условии, что занимаетесь любимым делом;
2) вам легко этому научиться и легко это выполнять, вы делаете это не задумываясь и у вас получается все лучше и лучше
3) вам нравится это занятие, занимаясь им, вы забываете о времени и получаете настоящее удовольствие;
4) вам доставляет удовольствие узнавать об этом что-то новое, вы не расстаетесь с обучающими программами и книгами;
5) вы восхищаетесь теми, у кого это хорошо получается. Вы всегда знаете, кто добился в этом деле наибольшего успеха, и подражаете им;
6) эффективное выполнение этого дела доставляет вам удовольствие и повышает самооценку
7) при ответе на вопрос, чем бы вы занимались целый день, вы не задумываясь называете это дело."
Суть всего вышесказанного: чтобы добиться успеха, стремитесь уделять любимому занятию больше времени, одновременно совершенствуя свое мастерство в нем и поручая все остальное другим людям.

Теперь мы понимаем насколько важно иметь способности и уделять своему любимому делу очень много времени.

Но как пишет Андерс Эриксон в книге "Максимум" таланта и попочасов не достаточно : "Не стоит забывать об одной важной детали: как только вы достигаете приемлемого для себя уровня мастерства  - развитие навыка останавливается. Многие этого не понимают и считают, что постоянная практика приведет их таки к совершенству - медленно, но приведет. Люди считают, что автомобилист с двадцатилетним стажем  водит лучше того, кто за рулем всего пять лет, врач с 20 годами опыта за плечами лучше спеца проработавшего 5 лет. Но это совсем не так. Исследования показали, что после достижения "приемлемого" уровня мастерства и доведения навыка до автоматизма он уже не развивается - сколько бы лет вы ни убили на практику.

Вместо наивной практики попа-часов Андерс рекомендует применять в обучении целенаправленную практику - в преодолении долгого пути крохотными шажками. Чтобы добиться успеха, цель нужно разбить на этапы. Андрес приводит пример в обучении запоминанию цифр: увеличивая число цифр после правильного ответа и уменьшая после неправильного мы поддерживаем ученика на предельном для него уровне и одновременно подталкиваем к тому, чтобы запомнить "всего еще одну цифру".

Способности + целенаправленная практика на протяжении долгого времени, ключ к успеху.

Какую одну методику обучения шахматам я бы выбрал - если бы мне сказали, что нужно кровь из носу под заказ научить ребенка хорошо играть в шахматы?

Я бы использовал методику, которая меня выручила в важнейший момент (я ниже ее опишу) и я бы надеялся, что ученик имеет способности к шахматам и способен заниматься по такой методике долгое время.

Суть методики:
1) На смартфоне у нас скачанное приложение Play Magnus, в котором настроенны разные уровни соперника. Магнус 5 лет, 6 лет, 7 лет и так далее. Можно использовать другие программы: суть пошаговое усложнение силы игры.
2) ученик сначала самостоятельно играет против определенного уровня и находит тот, который он уже побить не может.
3) ученик вместе с тренером играют консультационную партию против этого уровня соперника и тренер объясняет логику игры, которая приводит к победе.
По сути тренер рискует своей шкурой, так как если он тоже не сможет победить прогу такого уровня как и ученик, то толку с такого тренера нет и нужно гнать его в шею и искать более компетентного.
4) после того как тренер совмесно с учеником выиграли у проги (ученик мог угадывать ходы тренера, мог просто слушать и т.д) ученик самостоятельно дома играет и старается пройти непреодолимый уровень.

Почему методика рабочая и прошла проверку?
Ко мне обратился в свое время ученик, чтобы я помог выиграть турнир, в котором год назад ученик занял последнее место. Это был сложный вызов. Облажаться я просто не имел права!!!
Мы работали в кабинете по этой методике, потом ученик самостоятельно пахал дома и благодаря еще и тому, что у ученика были какие-никакие способности к шахматам ему удалось занять на турнире первое место! Год назад последнее, а после тренировки - первое!

Надеюсь, что этот пост был Вам полезен.

Я сам бы с удовольствием занималься с тренером по этой методике. Я например сейчас не могу пройти 13 летнего магнуса и с уудовольствием посмотрел бы как гросс на моих глазах объясняет как его обыграть. Это было бы мальнокое чудо! К сожалению у нас на рынке тренерского обучения никто не предлагает так заниматься. Никто не хочет рисковать своей шкурой. Всем бы просто лекцию почитать и срубить бабла!
 





Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1 : 04. 07. 2020, 07:14:48 »

Андерс Эрикссон: "У целенаправленной практики есть несколько отличий от обычной, в чем -то "наивной" практики - когда мы постоянно повторяем те или иные действия и надеемся, что этого достаточно, чтобы со временем совершать их лучше.
Типичный диалог ученика и его учителя, который пытается выяснить, почему тот получает не лучшие оценки:
- В журнале отмечено, что вы занимаетесь по часу в день, но экзамен по фортепиано сдали только на три. Почему так?
- Даже не знаю, что со мной стряслось. Еще вчера я был уверен, что сыграю все без проблем.
- Сколько раз вы отыграли партитуру?
- Десять или двадцать, точто не помню.
- А сколько раз вы отыграли ее без ошибок?
- Не знаю. Наверное, пару раз?
- Ну, хорошо. А как именно вы занимались?
- Да просто играл и все.
Это типичный пример "наивной" практики. Я просто играл. Просто слушал последовательность цифр и пытался их запомнить. Просто смотрел на примеры по математике и старался их решить. Просто махал битой в надежде попасть по мячу.

То что "наивная практика" присутствует в детских шахматах на разном уровне можно доказать на цифрах.
Ребенок 2010 года рождения сыграл 1500 партий в блиц и имеет рейтинг 2240.
Такой же способный умный ребенок 2006 года сыграл 3500 партий в блиц и имеет рейтинг 2000.
Что это как не пример того, что "наивная практика"или в простонародье  просто попа-часы не дадут хорошего результата!
Что способности и попачасы - это, конечно, хорошо. Но нужно бы и заниматься по правильным методикам!
Записан
Анатолий Ф
Гость
« Ответ #2 : 04. 07. 2020, 07:32:21 »

Стесняюсь спросить, как сочетается экзамен по фортепиано и партитура... ))))
Это примерно как футбол и шайба.
« Последнее редактирование: 04. 07. 2020, 07:34:30 от Анатолий Ф » Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #3 : 04. 07. 2020, 07:58:42 »

Анатолий Ф, я не разбираюсь в музыке. Это цитата из книги. Возможно кто-то не совсем правильно перевел.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #4 : 04. 07. 2020, 08:11:22 »

Я к тому, что для Чемпионского результата ребенка необходимые условия - это выдающиеся способности и тысячи попа-часов! Они безусловно важны!
Много играть и иметь светлую голову!

Но они недостаточные, как я могу судить из того что я вижу, так как важны еще и методики обучения:

1) целенаправленная практика от простого к сложному;
2) позитивное подкрепление прогресса;
3) правильное объяснение тренером важных моментов и деталей

Если Вам повезло с тренером - это большая удача!
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #5 : 04. 07. 2020, 08:41:23 »

Тут вопрос о весе методик в общем котле.

Скажем, 80% - способности, 17% - тысячи попа-часов, 3% - методики.

Но эти 3% - это та соломинка, которая на дистанции ломает хребет верблюду :-)
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #6 : 04. 07. 2020, 11:49:47 »

Сейчас вот играл партию против компьютерной программы на личесс 6 уровня рейтинг 2300
https://lichess.org/yt3FBCYt/

Не могу никак выиграть у такого уровня, так как не хватает позиционного мастерства.
Вроде и играю аккуратно старательно, а каких-то тонкостей не хватает! Для ничьи понимания хватает, но реализовать перевес не могу. Это мое самое слабое место еще с детства - я знаю!
При том, что у меня и способности есть (в детстве вицечемпион Украины) и попа-часы насидел (с 6 лет занимаюсь шахматами и только тренерством уже за пять лет 3000 часов занятий детям провел).

А теперь представьте, что был бы у меня личный тренер гроссмейстер, с которым мы бы сели вместе и он бы мне показывал регулярно на своем примере объясняя как на позиционном понимании выкатать эту железяку. Ведь она действительно делала много позиционных ошибок. И я потом сел бы и сам повторил.

Вот эти 3% тренера и его методик и не хватает, чтобы сделать рывок на мастерский уровень!
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #7 : 04. 07. 2020, 11:53:10 »

Тут вопрос о весе методик в общем котле.

Скажем, 80% - способности, 17% - тысячи попа-часов, 3% - методики.

Но эти 3% - это та соломинка, которая на дистанции ломает хребет верблюду :-)

Так я это и имею в виду про офигительный вес тренера в три процента и уже после 2000 силы игры...
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #8 : 05. 07. 2020, 12:02:22 »

Цитировать
Так я это и имею в виду про офигительный вес тренера в три процента и уже после 2000 силы игры...

Александр, думаю все же мне реально найти тренера уровня 2600, который бы в таком формате консультационной партии с компьютером проводил занятия.
Я думаю, что за деньги можно любой каприз. Смеющийся

Другое дело, что есть молодые ребята, которые с гроссами занимаются, благодаря спонсорской помощи или государственному финансированию, а мне прийдется из своего кармана платить.
Но чего не сделаешь ради искусства!
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #9 : 05. 07. 2020, 12:08:34 »

Сейчас вот играл партию против компьютерной программы на личесс 6 уровня рейтинг 2300
https://lichess.org/yt3FBCYt/

Не могу никак выиграть у такого уровня, так как не хватает позиционного мастерства.
Вроде и играю аккуратно старательно, а каких-то тонкостей не хватает! Для ничьи понимания хватает, но реализовать перевес не могу. Это мое самое слабое место еще с детства - я знаю!
При том, что у меня и способности есть (в детстве вицечемпион Украины) и попа-часы насидел (с 6 лет занимаюсь шахматами и только тренерством уже за пять лет 3000 часов занятий детям провел).

А теперь представьте, что был бы у меня личный тренер гроссмейстер, с которым мы бы сели вместе и он бы мне показывал регулярно на своем примере объясняя как на позиционном понимании выкатать эту железяку. Ведь она действительно делала много позиционных ошибок. И я потом сел бы и сам повторил.

Вот эти 3% тренера и его методик и не хватает, чтобы сделать рывок на мастерский уровень!

Есть такие любопытные книги от Макса Эйве, называется: "любитель становится мастером", "мастер становится гроссмейстером" (названия приблизительные). Не знаю переведены ли они на русский язык, но там именно то о чем вы пишете.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #10 : 05. 07. 2020, 12:25:25 »

Цитировать
Есть такие любопытные книги от Макса Эйве, называется: "любитель становится мастером", "мастер становится гроссмейстером" (названия приблизительные). Не знаю переведены ли они на русский язык, но там именно то о чем вы пишете.
книжки шикарные, но там насколько я знаю Эйве партии выдумывал. или нет?

А теперь представьте, что гроссу на ваших глазах нужно прогу под заказ обыграть. А если не обыграет, то не будете Вы у него дальше уроки брать.

Я в последний раз когда проводил открытый урок для своего начальства, решил пойти на смертельный номер - показывал детям как обыграть десятилетнего Магнуса под заказ на открытом уроке.
Было бы неприятно, если бы не получилось. А так победил - значит тренер компетентный. Лучшая атестация из тех что я знаю:-)
Записан
Sergeev
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4354


Arbeit macht frei.


« Ответ #11 : 05. 07. 2020, 10:55:14 »

Весёлый Вы человек.
Типовые позиции, наверно, недолюбливаете? Смеющийся Или они Вас... Смеющийся
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в: