Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Голосование
Вопрос: Кому интересно и полезно то, что я пишу здесь в своем блоге
Мне интересно и полезно
Мне интересно, но пользы мало
Мне не интересно и бесполезно
Вы реально тролите!

Страниц: 1 ... 235 236 [237] 238 239 ... 243
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 203881 раз)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75090



WWW
« Ответ #3540 : 29. 11. 2021, 10:57:38 »

У меня был такой опыт. Чтобы писать про китайцев условных, но это я Вам могу только в личку рассказать. Больше такого в паблик (хотя ничего такого в этом нет и история не негативная) от меня никогда не будет. Но Вам пригодится, Алексей. Я так думаю. Если надо, напишите.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1023


« Ответ #3541 : 29. 11. 2021, 11:37:31 »

У меня был такой опыт. Чтобы писать про китайцев условных, но это я Вам могу только в личку рассказать. Больше такого в паблик (хотя ничего такого в этом нет и история не негативная) от меня никогда не будет. Но Вам пригодится, Алексей. Я так думаю. Если надо, напишите.

написал Вам в личку
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75090



WWW
« Ответ #3542 : 07. 12. 2021, 10:33:38 »

Алексей. Не сомневаюсь, что вы смотрите матч на первенство мира.
Ну и?
Да. Дебютная подготовка и так далее. Про Яна кичились о том, что ажно на супер-компе в Сколково готовятся. Смешны потуги ньюсовка! Яна жалко лично мне.
Но ничего. Шахматисты ньюсовка стали как футболисты ньюсовка. За проигрыш так же не кисло платят.
Можно одним по полю ходить, а другим уходить после хода... Пусть там есть экран в комнате отдыха. Но это не может не нарушать концентрацию, что уже две партии и наблюдается в виде грубых зевков.

« Последнее редактирование: 08. 12. 2021, 10:11:36 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75090



WWW
« Ответ #3543 : 07. 12. 2021, 10:38:41 »

Шахматы в ньюсовке дошли до футбола в ньюсовке. И с футболом-то ладно - тут это крест реальный который тащить и тащить.
А теперь вот и про шахматы надо Шаову такую же песню благо он - перворазрядник.
https://www.youtube.com/watch?v=Z-7sEnlhtpI
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1023


« Ответ #3544 : 07. 12. 2021, 11:14:06 »

Александр, по поводу матча на Первенство мира я напишу позже свои мысли. Пока, если коротко, Ян меня разочаровал.

А у меня сейчас праздник! Веселый и не хочу, чтобы Ян мне его портил Смеющийся

На этих выходных моя ученица стала Чемпионкой города среди девушек.

Напишу для истории как конкретно мы готовились. Возможно коллегам будет интересно, - за одно сравните свой подход и мой.

Вечером на занятии уже знали жеребьевку следующего тура, что будем играть черными завтра против главной принципиальной конкурентки.

Я скачал все партии конкуренки, сыгранные той на личесс, завел их в свой лицензионный ChessBase, включил солвер LeelaZero на облаке и говорю своей ученице:

Тренер:- Смотри, твоя соперница всегда играет 1. е4. Как будешь играть?
Ученица: - 1.. е5.
Тренер: - Ок. Соперница сыграет 2. Кf3. А ты как в ответ?
Ученица:- 2.. Кс6
Тренер: - Хорошо. Соперница тут всегда играет шотландскую партию 3. d4. Что играем?
Ученица: - 3... ed 4. Kd4 d6
Тренер: - Серьезно? Ты всегда наигрываешь 4...d6?! против шотландской?
Ученица: - Да.
Тренер: - Дай-ка я гляну (скачиваю партии ученицы на личесс и вижу подтвержение этих слов). Ок, девочка, я тебя переубеждать не буду, сейчас нет времени готовить главную линию с 4...Сс5 или 4...Кf6 тем более я вижу, что соперница эти линии нормально разыгрывает. Будем играть по твоему 4...d6. Соперница походит 5. Кс3 ты в ответ 5.. Кf6 она 6. Сс4 ты 6...Се7, она два нуля ты тоже рокировку и она тут, вроде, 8. h3 ходит. Как будешь играть дальше?
Ученица: - Не знаю....
Тренер: - Видишь, позиция не самая приятная, так как мы играем боковую линию. Но я знаю как ты тут сыграешь! Крутой (тренер подглядывает в свою базу данных и солвер нейросеть лила зеро). Ты тут походишь 8.. Ке5! она сыграет 9. Сb3? ты 9...с5! она 10. Кf5? Cf5 11. ef c4 12. Ca4 a6 и ее слон попадется в капкан (13. f4 она не найдет).

Можем посмотреть, конечно, подготовить другие ветки, наиграть линии, но чуйка моя говорит, что соперница попадется.

Если бы я против нее играл, то обязательно бы словил в этот вариант.

В итоге на следующий день - с небольшими отклонениями в порядке ходов и нюансах - капкан захлопнулся! Строит глазки

Приятно чувствовать себя экстрасенсом хотя бы провинциального уровня. Крутой

Эта девочка в итоге потом все грамотно сделала, без осечек доиграла турнир и стала Чемпионкой города среди девушек.
Сейчас она по международному рейтингу входит в топ 100 лучших шахматисток Украины.

Вопрос: какой вес тренера в подготовке?

3% - возможно так и есть, если учесть, что эта девочка единственная, кто у меня из девочек может выиграть у Стокфиша на 36 уровне. С генетикой у нее для шахмат все в порядке.
По сути, если бы я этот дебютный капкан рассказывал ученику или ученице, для которого все это неподъемно (не может запомнить, путается, не может реализовать лишнюю фигуру против сильного соперника и т.д.) все мои старания были бы лишь сотрясанием воздуха и потерей сил.

А тут, как говорится, зерно упало в подготовленную почву.

Дальше, чтобы  моя ученица показывала еще более высокие результаты нужно очень плотно и требовательно ставить ей дебютный репертуар ход в ход (учить как таблицу умножения) и наигрывать эти линии репертуара против компа до ничьих в паре с тренером.

Это заберет много времени, но по другому никак, если мы хотим двигаться далее.

Все же, ну не годится, что я как тренер только перед партией узнаю, что на шотландскую партию моя лучшая ученица ходит 4...d6?! Смеющийся

Из общих соображений готовиться, играть и выигрывать уже не получается.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75090



WWW
« Ответ #3545 : 07. 12. 2021, 11:18:30 »

Хорошо ))) Моя интуиция дальше продвинулась.  Смеющийся
Я когда сегодня увидел островки Яна  уже подумал, что это плохо кончится. Выходной был. Потом ещё с частником занимался. И показывал, как играют в матче на первенство мира.
Но за Вас конечно рад и за девочку.  Улыбающийся
« Последнее редактирование: 08. 12. 2021, 06:16:42 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75090



WWW
« Ответ #3546 : 07. 12. 2021, 11:32:36 »

А про девочку.... Напомнили  Улыбающийся
Дело было в 90-е. Так случайно вышло (я то работал только на секцию и команду) ко мне перевели девочку из московской спортшколы. Она там была на вторых ролях. А детей (старшего брата - отлично играющего подростка и его младшую сестру) привезли из Беларуси и из спортивной школы города Гомеля.
Девочка отлично вписалась в мою разбитную подростковую группу и более чем. Ей надо было мальчишкой родиться.  Смеющийся
Я был восхищён девочкой в первую очередь по поведению. Она не сомневалась. Тогда дети были иные. Мальчишек за хамство она ставила на место на раз!
И потом (в 1999 году) случилось несчастье реальное. Эта девочка взяла и выиграла первенство Москвы до 12 лет. Да. Я ей помогал конечно. И больше она не выигрывала такое.
Но я стал врагом московских спортшкол. Почему? Да потому! Девочку увели в дворовую секцию и она не имеет права выигрывать.
Не я начал. А эти все... Да они не понимали ничего про 80-20 и многого ещё...
И сейчас не понимают... И это безнадёжно.
« Последнее редактирование: 07. 12. 2021, 11:35:28 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1023


« Ответ #3547 : 09. 12. 2021, 11:54:34 »

Как громили моих стратегов

Очень интересный опыт получил на этом чемпионате города, где играли многие из моих воспитанников.

Как Вы знаете, я очень много налегал на тренировку стратегического мышления в этом году.
У меня большая обойма ребят третьего разряда, которые уже играют на 33 уровне (фора две легкие фигуры).
И на этом уровне они и застряли, во многом по причине, которую я напишу ниже.

Так вот - приходит в начале учебного года ко мне мальчик лет пятнадцати. (я так понимаю, что у админа в 90-е годы практически вся группа состояла из таких мальчиков, и если бы такие мальчики сейчас были бы не редкостью, то он бы не ушел из шахмат). Мальчик до этого вроде бы ни у кого не тренировался.
 
Чтоб вы представляли его силу игры - он примерно на уровне 28-29, с большими проблемами может выиграть у компа с двумя лишними турами.
Он мне так сам и говорит, что сложно оно ему дается играть с компом.

НО! Он большой фанат изучения дебютов!
Ко мне на занятия он приходил со своей (!) книжкой по дебютной теории. Знаете - такая советская дебютная энциклопедия....
 Я такого не видел за все семь лет сколько я тренирую, что ученик приходит на занятие со своей хорошей дебютной книгой.
И плюс он очень много сам дома смотрит на ютубе роликов по дебютным ловушкам.

И что Вы думаете? Этот мальчик начинает просто уже в начале партии громить моих стратегов 33 уровня, которые сами ленятся дома учить дебюты и играют из общих соображений.
Они просто не доживают до того момента, чтобы показать свои стратегические навыки.

Одного моего малого третеразрядника разгромил в контратаке Трасклера.

Тот малый третеразрядник потом обиженный приходит ко мне и говорит, мол, тренер - Вы мне это не показывали.
Я ему говорю, что вообще то показывал, но даже если и нет, то кто тебе мешал самому учить дебютные ловушки.
Говорю, что мне в детстве никто ловушки не показывал, дали книгу "Курс дебютов" Панова и сиди штудируй.

Короче говоря, суть басни в том, что плохую стратегическую игру можно компенсировать мощной дебютной подготовкой ХОД В ХОД.

Я это увидел своими глазами на контрасте! И убедился в этом еще раз.

Не нужно возводить в культ развитие стратегического мышления (да даже и тактического зрения, решая множество задач), нужно и работать над построением дебютного репертуара ход в ход.
До уровня крепкого 2 разряда, обычные видео на ютубе по дебюту, которых гора - вполне закрывают эту проблему.

Конечно, КМС вы не станете на этих бесплатных ютуб видео, но вытянуть ими своих ребят на 2 разряд очень реально.

НО ЭТО Ж НУЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ!

А кто у нас из детей самостоятельно работает дома?

А вообще, конечно, нужен баланс: и дебют учить, и эндшпиль, и тактические задачи решать, и стратегическое мышление развивать.
Кто прокачает все это на высокий уровень, тот и станет победителем.
« Последнее редактирование: 09. 12. 2021, 01:15:53 от alegriblog » Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75090



WWW
« Ответ #3548 : 09. 12. 2021, 01:17:57 »

Самая большая беда в том, что сформировавшийся сейчас подход - начинать только в малолетнем возрасте и бросать так же рано на будущее убивает квалифицированных шахматных болельщиков.
Если кому-то кажется, что это пофиг, то это сейчас так может казаться... В будущем может очень даже не пофиг оказаться... Всякое, знаете ли, бывает.
Я смотрю все партии матча на Первенство мира, другое дело, что из-за работы не все получается нормально посмотреть онлайн. Но достаточно уже посмотрел и онлайн.
Я к СЮ отношусь как к очень хорошему комментатору, но меня много от чего коробит в этих трансляциях... Да бог бы с ним. Но если чат почитать...
Это п...ц что там пишут... Если бы, скажем, в середине 80-х (ну представим себе такое) был бы интернет, то болельщики в чате по поводу матчей двух К были бы кардинально иными по качеству болельщиками. Намного более компетентными. И их (кстати сказать) было бы запросто даже больше, чем сейчас смотрят этот матч (я беру аудиторию говорящую на русском языке.
В общем, посмотрев на это всё, теперь смотрю только официальную трансляцию и выключаю звук. Английский я не знаю, да и фиг с ним. Мне и так понятно, что происходит ибо я начал шахматами не на горшке заниматься, многое очень читал и разбирался сам.
« Последнее редактирование: 09. 12. 2021, 01:23:06 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Ключик
Свой человек
***
Сообщений: 158


« Ответ #3549 : 09. 12. 2021, 02:01:09 »

Вы не там смотрите.
На чесспро Глейзеров и Красенков очень качественно ведут текстовую трансляцию. И чат там самый грамотный, если уж дело в чате.
На русском чесском-тв Грищук с Костенюк комментировали профессионально.
Это только то, что я смотрел. Люди говорят, что есть и другие хорошие русскоязычные трансляции.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75090



WWW
« Ответ #3550 : 09. 12. 2021, 02:34:22 »

Не имею оснований сомневаться.  Улыбающийся
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1023


« Ответ #3551 : 11. 12. 2021, 03:15:40 »

Смотрю  у Шипова и Левитова знатно подгорает от "национал-предателя" Дани Дубова. Крутой

Тяжело им будет с такой философией дальше жить...
« Последнее редактирование: 11. 12. 2021, 03:17:37 от alegriblog » Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75090



WWW
« Ответ #3552 : 11. 12. 2021, 09:36:40 »

Ну… Это беда России... Увы...
Урок 90-х неизбежно придётся проходить заново.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1023


« Ответ #3553 : 13. 12. 2021, 12:27:03 »

Как я провожу сейчас собеседования при наборе в свои группы

Помните как в 17 мгновений весны Шелленберг говорит Штирлицу: "Поезжайте. Вам все станет ясно буквально за полчаса. Если она заговорит, запишем ее себе в актив, а если будет молчать, отдадим ее Мюллеру и пусть они  разобьют себе лоб".

По схожему принципу у меня сейчас проходят собеседования с новичками.
Я думаю, что в современных условиях это единственно возможный реальный метод работы.

Обычно родитель приходит с ребенком в клуб. Он еще не понял куда попал...
Сажусь с ребенком за доску с шахматами, а родителю даю анкету, чтоб написал ключевую информацию о ребенке и не отвлекал нас своими "подсказками" ребенку в процессе собеседования.

Итак родитель заполняет анкету с вопросами:
1) фамилия имя отчество ребенка
2) дата и год рождения ребенка
3) школа, класс
4) какие успехи в школе
5) какая цель занятий шахматами
6) на какие кружки еще ходит
7) какие достижения на этих кружках
8 ) контактный вайбер родителя и его имя отчество

Пока родитель занят анкетой я могу сосредоточится на том, чтобы выяснить уровень ребенка.
Чем выше уровень ребенка, тем больше времени мне прийдется потратить.

Важные задания в порядке возрастания сложности:

1) РАССТАВЬ, ПОЖАЛУЙСТА, правильно шахматные фигуры;
2) ГДЕ ТУТ КОРОЛЬ?
3) А ЭТО КТО? А ЭТО?

В зависимости от того, что отвечает ребенок, можно уже тут все понять. Если называет коня лошадкой, слона офицером, а ферзя дамкой, то многое становится ясно Строит глазки  

4) А если пешка доходит до последнего ряда, то в кого она превращается?
5) проверить знает ли  и отличает ли мат от шаха и пата;
6) потом проверяю может ли поставить мат на нулевом уровне всей армией фигур моему королю.

Если ставит мат с первого раза значит ФАРТОВЫЙ Смеющийся такого скорее всего себе возьму, мне такие нравятся. Далее проверяю на каком уровне у него предел.

Если не ставит, то пробую за десять минут научить по алгоритму, если не могу за десять минут научить, то себе брать не буду в группу точно.

Паралельно читаю анкету, которую заполнил родитель и задаю свой коронный вопрос:

ВАМ ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНО К КАКОМУ ТРЕНЕРУ ИЛИ ГЛАВНОЕ ГРАФИК?

Если отвечает родитель, что им главное график, то воспринимаю это как личное оскорбление Смеющийся (я же возился с ребенком на собеседовании полчаса даже пытался учить и родитель это видел, да и 7 лет я уже тренер в этом клубе и у меня сильнейшая обойма детей в городе: более 40 воспитанников - если родитель такие азы не понимает, то мне с ним не по пути) и говорю, что вот у нас для группы новичков два тренера выбирайте себе график, а если они смотрят на график и спрашивают, что тут есть еще третий тренер с графиком для новичков. Я говорю, что это мой график и у меня мест нет Веселый

В современном диком мире, это единственный нормальный способ отбора (ну с небольшими нюансами) иначе тренеру гарантирована депресия и обесценивание самого себя в своих же глазах.

Поразительно, но когда я с этой осени 2021 года начал именно так проводить собеседования, то у меня ребята за 4 месяца начали взлетать от безразрядника до 3 разряда.
Возможно совпадение, но что-то в этом есть. Как считаете?
Записан
anatoly
"Форум – это отдушина, это возможность поговорить о насущных проблемах"
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 6947



WWW
« Ответ #3554 : 13. 12. 2021, 06:32:39 »

Если называет .... слона офицером, ... то многое становится ясно Строит глазки  
Топалов?  Строит глазки
Записан

«каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами»
Страниц: 1 ... 235 236 [237] 238 239 ... 243
  Печать  
 
Перейти в: