Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Голосование
Вопрос: Кому интересно и полезно то, что я пишу здесь в своем блоге
Мне интересно и полезно
Мне интересно, но пользы мало
Мне не интересно и бесполезно
Вы реально тролите!

Страниц: 1 ... 185 186 [187] 188 189 ... 243
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 294778 раз)
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #2790 : 15. 06. 2021, 07:51:27 »

Киберспорт пока не для всех))
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2791 : 15. 06. 2021, 08:02:37 »

Время не пришло. Но оно придёт.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #2792 : 15. 06. 2021, 08:10:44 »

Время не пришло. Но оно придёт.

Тренер: "Для домашних занятий вам потребуется компьютер *перечисляет характеристики*"
Родительница: "Нет, мы не будем покупать. Нам чемпион не нужен. Ему бы усидчивость, внимание и скорость реакции развить, а для этого часа занятий в клубе хватит".
Тренер создает форум cybervdk)))
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2793 : 15. 06. 2021, 08:36:06 »

 Смеющийся
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2794 : 15. 06. 2021, 11:52:12 »

Когда я читал книгу Андерса Эрикссона "Пик. Максимум" о том как правильно тренировать и тренироваться, чтобы бить рекорды, я никак не мог понять, чем автору этой книги (ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ КНИГА) не угодила ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПРАКТИКА (по сути то о чем мы с Вами раньше говорили - Puzzle Streak на рекорд и игра с форой против компа на рекордные уровни).

Мне казалось, что ну вот же - вот она методика готовая, научно обоснованная - ДЕЛО В ШЛЯПЕ. Можно всех сделать сильными! О чем можно дальше говорить.

Почему этот автор, Андерс Эрикссон пошел дальше и начал говорить о какой то ОСОЗНАННОЙ ПРАКТИКЕ :-)

И по сути только вот сейчас до меня дошло, как до жирафа.

МЫ НЕ МОЖЕМ ЗАПОЛНИТЬ УЖЕ ПОЛНУЮ ЧАШУ!

Если ребенок на занятиях шахматами витает в облаках и мечтает о каких-то других своих играх, то каким бы я не был гениальным педагогом со своими методиками ( ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ПРАКТИКОЙ и РАБОТОЙ НАД ОШИБКАМИ).

ТОЛКУ НЕ БУДЕТ!

Нужно тотальное погружение ребенка в деятельность, чтобы стать мастером. Как его добиться - это уже другой вопрос.

Возможно, что нужно тренеру просто заниматься СЕЛЕКЦИЕЙ именно по этому признаку.

Отбирать детей, которые много работают самостоятельно над шахматами и выполняют установки тренера.

Именно таким детям  отдавать свою энергию!

И не пороть горячку, если 98 % детей не попадают в эту категорию.

Не брать близко к сердцу.

Относиться по философски.

Мы же уже с Админом сделали главный вывод, что интеллект врожденный (как размер ступни) и только 2% всех детей выйдут на 2300+

https://lichess.org/stat/rating/distribution/blitz

Колокол Гаусса никто не отменял.

Если так рассуждать, то все по полочкам раскладывается.
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #2795 : 15. 06. 2021, 01:09:16 »

Нужно тотальное погружение ребенка в деятельность, чтобы стать мастером.
Опыт работы в другой сфере, и конкретные наблюдения за детьми (от начального уровня до 2300+) на турнирах, сборах позволяют сделать выводы:
- никакого серьезного преимущества по достижениям у тех, кто в свободное от шахмат (работу) время обсуждает шахматы (работу) не наблюдалось;
- преимущество было у тех, кто может лучше сконцентрироваться в конкретный промежуток времени (игра, занятие), и расслабиться вне этого времени.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2796 : 15. 06. 2021, 02:30:05 »

Нужно тотальное погружение ребенка в деятельность, чтобы стать мастером.
Опыт работы в другой сфере, и конкретные наблюдения за детьми (от начального уровня до 2300+) на турнирах, сборах позволяют сделать выводы:
- никакого серьезного преимущества по достижениям у тех, кто в свободное от шахмат (работу) время обсуждает шахматы (работу) не наблюдалось;
- преимущество было у тех, кто может лучше сконцентрироваться в конкретный промежуток времени (игра, занятие), и расслабиться вне этого времени.


Не знаю.

Возможно я меряю своим опытом.

У меня рывок в силе игры произошел именно когда я до турнира очень много целенаправленно на рекорд решал PuzzleStorm и играл с форой против компа, а во время турнира готовился по два-три часа к конкретному сопернику по базам, а потом играл одну-две партии по четыре часа с полной выкладкой.

Но я сейчас даже не об этом.

А о том, что мои дети в паузах между турами в турнире  (классика) идут в другой зал и там режутся в BrawlStars.

Никто не берет фотографировать партии, чтобы потом разобрать дома.

А потом я вижу партию от будущего Чемпиона города до 10 лет

1. e4 e5 2. f4 Nc6 3. Nf3 f6??

О чем говорит этот ход?

Первое, об общем низком уровне подготовки детей.
Второе, о том, что ребенок дома совершенно не смотрит азы дебюта.

Это не тренер должен объяснять.

Мне в детстве тренер дал "курс дебютов" Панова и штудируй. А сейчас в интернете материалов гора.

Или вот этот вариант от 13 летнего игрока против принципиального соперника

1. d4 d5 2. c4 c6 3. Nf3 Nf6 4. Nc3 Bg4??

Для профессиональных тренеров все ясно. Совершенно ребенок не работает дома над дебютом.

Нет, действительно вы думаете вот он, сидит и разрабатывает дебютный репертуар: в Чебаненко или Классический вариант мне выйти?

Просто от фонаря 4... Bg4 из общих соображений, и пофиг, что элита так не играет, а это твой ключевой репертуарный вариант на 1. d4

Так это у меня лучшие из лучших.

Что говорить о тех, кто четыре года безразрядником ходит...

Работа тренера научить позиционным нюансам, которые мало кто знает.

Но о каких нюансах может идти речь, когда "лепится" вот такое.

Тут дай бог не зевнуть фигуру в каждой партии. 
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #2797 : 15. 06. 2021, 02:43:10 »

И это к вам непосредственно на шахматы детей ведут. К АВ-то "скоротать с пользой время между английским и танцами"))
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #2798 : 15. 06. 2021, 03:19:59 »

Нужно тотальное погружение ребенка в деятельность, чтобы стать мастером.
Опыт работы в другой сфере, и конкретные наблюдения за детьми (от начального уровня до 2300+) на турнирах, сборах позволяют сделать выводы:
- никакого серьезного преимущества по достижениям у тех, кто в свободное от шахмат (работу) время обсуждает шахматы (работу) не наблюдалось;
- преимущество было у тех, кто может лучше сконцентрироваться в конкретный промежуток времени (игра, занятие), и расслабиться вне этого времени.


Не знаю.

Возможно я меряю своим опытом.

У меня рывок в силе игры произошел именно когда я до турнира очень много целенаправленно на рекорд решал PuzzleStorm и играл с форой против компа, а во время турнира готовился по два-три часа к конкретному сопернику по базам, а потом играл одну-две партии по четыре часа с полной выкладкой.

Здесь вы все правильно написали. И подготовка к турниру, и подготовка к конкретному сопернику.
Но, это и есть -«правильная концентрация». А вот то, что в перерыве играют в карты это «правильное расслабление».
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2799 : 15. 06. 2021, 07:40:07 »

Сегодня на тренировке забавно получилось.

Один малый третиразрядник проиграл с лишней ладьей и слоном стокфишу.

Я даю листок и говорю: "Пиши - работа над ошибками. Ошибка номер один: на занятии шахматами думал про Brawlstars."

Он смеется, но записал.

Говорю: "Дальше ошибки ищешь сам. А я потом проверю и уточню"

Второй ученик, тот который один из самых топовых моих второразрядников, проиграл на компе с лишней ладьей.

Я даю листок для разбора ошибок. Он там что-то пишет.

Потом дает мне, я читаю: "Ошибка номер один. Во время партии думал про Brawlstars"

Нравится мне их чувство юмора и самокритичность.

Думаю, что с таких детей толк будет. Хотя и сложно все это...
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2800 : 15. 06. 2021, 10:49:52 »

О природе ошибок.

Я очень часто "бурчу" в духе, мол, если бы молодость знала, если бы старость могла.

Вот если бы мне намного раньше кто-то подсказал то, что я сейчас знаю, то я не потерял бы много времени, денег и сил и вообще все было бы у меня намного лучше.

Эта моя негативная черта характера доставляет неудобство моим близким. Я с ней стараюсь бороться как могу.

Но возможно я в жизни сам виноват, так как недостаточно интенсивно работал?

Мы на самом деле во многом во власти СЛУЧАЙНОСТИ при осознании и исправлении ошибок. И чтобы побороть случайность нужна большая дистанция!

Приведу свежий пример из своей тренерской практики.

Вот сегодня на занятии мы много времени уделили СИСТЕМЕ МАРОЦИ против Найдорфа.

 1. e4 c5 2. Nf3 d6 3. d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5. f3!

Я много рассказывал про то, что это очень хитрый порядок ходов, который позволяет зажать черных, что это контрится  неочевидным 5... е5 6.. d5!
о чем многие, кто играют дракона или найдорфа понятия не имеют или просто боятся рисковать. Соответственно мы получаем белыми комфортную позицию с перспективой зажима.
Показал пару партий игроков элиты в этой системе - как положено.

Вызвал потом к демонстрационной доске самого сильного мальчика, чтобы он пересказал то, что я рассказал на лекции.
Все норм.

А потом этот мальчик сел играть против стокфиша с лишней ладьей в сицилианке 1. е4 с5 белыми и проиграл.

Я дал ему листок, чтобы он записал предварительно сам свои ошибки.

Так вот в партии было 1. e4 c5 2. Nf3  e6 !!! 3. d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5. f3 ??!

и он НЕ СМОГ ОСОЗНАТЬ ЭТО САМ КАК ОШИБКУ.

Тут нужна именно помощь квалифицированного тренера.

Он тот вариант, который мы только что выучили на лекции решил применить при другом порядке ходов соперника - что НЕВЕРНО ПОЗИЦИОННО.

Тоесть он просто ПРИЧЕСАЛ ВСЕ ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ и даже не понял, что делает неправильно.

Хорошо, что я УВИДЕЛ и смог внести коррективы.

Я понял природу ошибки.

А вот если бы комп сыграл 2... Кс6 или 2... d6 ? Мы бы эту ошибку сегодня не увидели. Увидели бы что-то другое.

Шанс по сути выловить эту ошибку на тренировке был 30% чисто по математике.

Или больше, если бы ребенок пахал 4 часа на занятии в разных вариантах.

Вот так - от одной СЛУЧАЙНОСТИ зависит увидим ли мы именно сейчас ВАЖНЕЙШУЮ ОШИБКУ.

Это не зевок, это именно "позиционный ляп" - причесать все позиции под одну расческу.

Понять что такие ошибки очень характерны для детей можно лишь с опытом.

Раньше просто не получится, если тренер занимается только с "зеваками", которые дарят по полкомплекта фигур за партию.

А вот тут игрок второго разряда.

И нужно ему очень много на тренировке играть с компом, писать бесконечное число рапппортов об ошибках, которые потом изучает тренер и дает советы.

Чем больше таких циклов пройти, тем быстрее ребенок перешагнет на новый разряд.

Поэтому нужно очень интенсивно работать, чтобы выявлять как можно больше таких, с виду, мелких ошибок.

 

Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2801 : 16. 06. 2021, 08:27:08 »

Алексей, а сколько лет ребёнку, который f3 пошёл?
Мне просто кажется, что Вы слишком много от них хотите.
Я это видел и на шахматах очень много раз, а теперь я это вижу и в сёги... Одни и те же конопушки.
У меня есть очень хороший небольшой мальчик-сёгист (ну... вообще-то он и шахматами занимается в паритете по времени с сёги).
Я постараюсь описать, как это получается и из-за чего. Мальчику ещё ученик началки. 3 класс закончил.
Так вот. В сёги есть такой дебют - центральная ладья. Доска в этой игре 9 на 9, поэтому в ней имеется как одна чисто центральная линия, так и одно абсолютно центральное поле.
Так вот. Играл он тут (всё в инете происходит) с другим мальчиком и тот сыграл эту самую центральную ладью и очень криво сыграл.
И короля повёл не в ту сторону и задвинул пешку в центр, и забыл про неё. Так вот. Этот мой ученик сделал очень грамотно. Он привёл к этой пешке двух генералов, тупо её сожрал, ну и потом выиграл... Не за счёт этой пешки (это в сёги ерунда) но это не играет роли.
И вот спустя несколько дней я смотрю его же партию против какого-то японца.
Японец тоже играет центральную ладью и этот же самый мальчик начинает опять тащить этих самых генералов туда же. Вот только есть один нюанс. Японец центральную пешку вообще никуда не двигал, а тихо и мирно в своём лагере занимался обустройством короля.
В результате получилось, что генералы пришли к центру и ничего там не обнаружили.
Ни то, чтобы это было критично, но кончилось дело тем, что началась стычка, а у моего король так и остался в центре. А это в сёги тоже бывает очень опасно как и в шахматах, но по иным, чем в шахматах причинам. Он мог крепость давно построить, но он занимался тем, что тащил генералов в центр, где им не от чего было защищать свою позицию и не на что нападать в виду крайне миролюбивой игры в начале партии со стороны японца, который эту пешку туда вообще не стал двигать (отложив сие на потом) хотя по теории и на практике её как раз почти всегда двигают, но это не означает, что так делать обязательно.

И я догадываюсь уже давно - почему это происходит. А происходит это потому, что у этих детей преобладающее мышление пока что образное.
- у мальчика есть образ номер раз - ладья пошла на центральную линию.
- у него есть образ номер два. Что мы делаем в этом случае.
А вот то, что то, что мы делаем напрямую связано с тем, есть пешка в центре у соперника или нет этой пешки, это уже извините, логика.
Понятно, что теперь он это поймёт на двух таких примерах.
Но Вы (уж поверьте мне) требуете от детей намного более сложного. Я про f3.
Пример который я выше привёл (пусть он из другой игры) на порядок тривиальнее, чем стратегия из шахмат о которой идёт речь.
И этот мальчик у меня очень умненький и толковый и такие - огромная редкость!. А теперь вообразите все кто это читает, что такое учить более (!) младших никаковских у которых вообще мышление образное на какой-то дикий процент самим шахматам.
Это не обучение будет, а имитация! И это не мой вердикт, а Природы мамы, которая именно так установила эволюционно путь развития головного мозга у детёныша апгрейженной обезьяны.
 
« Последнее редактирование: 16. 06. 2021, 08:46:44 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2802 : 16. 06. 2021, 08:40:31 »

А в шахматах я могу всем рассказать.
Это если пытаться детей учить. Если их пасти и петь песенки "маленькой пешечке холодно зимой" то жизнь становится райскими кущами, а в карманы сыпется бабло от оболваненных родителей, а вот если их пытаться учить и самым основам реальных шахмат, то жизнь превращается в ад.
1. e4 e5 2.Kf3 Kc6 3. Cc4
Можно хоть вывернувшись наизнанку показать Kf6 и опасность хода Kg5, и как от него защищаться, и что можно вообще конём сразу не ходить ибо есть 3... Сс5 и есть 3... Сe7, но на следующем занятии ты будешь видеть от никаковских развивающих самими шахматами ахенеститечский список баблоделов вот такие партии.
1. e4 e5 2.Kf3 Kc6 3. Cc4 Cc5 4. Kg5 Kf6

А потому, учить таких детей играть в шахматы как минимум бесполезно, а скорее всего вообще ещё и вредно для этих же самых несчастных детей оболваненных родителей!
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2803 : 16. 06. 2021, 09:31:18 »

Алексей, а сколько лет ребёнку, который f3 пошёл?
Мне просто кажется, что Вы слишком много от них хотите.

 

Этот мальчик у меня сильнейший (в плане сила игры\возраст).

Ему 12 лет. Он вицечемпион области до 12 лет.

Он молодец.

Но согласитесь, что если такого ребенка готовить дальше на серьезные побоища уровня Чемпионат страны и выводить на первый разряд, а потом на кмс, то вот эта помарка f3 выглядит действительно уже как грубая ошибка.

Ведь самое главное, что таким ходом нарушается установка тренера: ИДТИ В ДЕБЮТЕ В ОСНОВУ, как играет современная элита.

И нет в дебюте четкой игры ХОД В ХОД.

Ну это как если бы Гвардиола требовал от своего топ клуба мансити выходить из под прессинга на своей територии с помощью мелкого паса через вратаря, а его футболисты просто бы фигачили в центр поля на рандомную борьбу, потому что боятся (или техники не хватает), что вратарь лажанет и пенку пустит.

А Гвардиолу утешают, что мол ничего страшного 95% команд так фигачат.

Может я действительно сильно много хочу.

Но я знаю, что такое высокий уровень в детских шахматах, потому что в 90е годы на нем играл.

Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2804 : 16. 06. 2021, 09:37:59 »

Это меняет дело.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Страниц: 1 ... 185 186 [187] 188 189 ... 243
  Печать  
 
Перейти в: