Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Голосование
Вопрос: Кому интересно и полезно то, что я пишу здесь в своем блоге
Мне интересно и полезно
Мне интересно, но пользы мало
Мне не интересно и бесполезно
Вы реально тролите!

Страниц: 1 ... 169 170 [171] 172 173 ... 243
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 294981 раз)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2550 : 18. 05. 2021, 09:59:48 »

Да. Совершенно верно.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2551 : 18. 05. 2021, 09:40:54 »

Новые вести с полей - делюсь своим опытом

Сегодня на групповой тренировке я, благодаря своим умнейшим ученикам, словил инсайд. Все это стало возможно на контрасте.

Я сейчас попробую объяснить своими словами почему можно объяснить очень правдоподобную иллюзию врожденного уровня интеллекта и как попытаться доказать, что уровень интеллекта все же поддается развитию благодаря правильным методикам :-) и среде, хотя это и чудовищно сложно.

Значит ситуация.

Ученица не спеша решает на большом экране с ноутбука PuzzleStreak.

У нее на прошлом занятии рекорд 37.

Я в процессе тренировки настраиваю ее, чтобы она не спешила и аккуратно решала.

Она плавно подходит к 37. Прошло уже минут тридцать как она не спеша решает.

И вот когда она дошла до 37, я ей говорю, что вот по сути ради этого момента она и делала всю эту предварительную работу.

А сейчас нужно очень вдумчиво, много раз перепроверяя, "кровь из носу" решить 38 по счету задачу, чтобы показать сегодня свой новый рекорд.

И она решила правильно.

Далее я ее настраиваю на то, что новый рекорд одного мальчика из нашей группы 46 и она должна так же аккуратно и вдумчиво дойти до 46 и потом преодолеть эту планку.

В итоге после часа решения она дошла до 48. Это ее новый рекорд по тактическому зрению. Аналогично можно развивать стратегическое мышление играя с форой против компа по методологии Алексея "Антверпена". Принцип и ощущения те же.

А  теперь смотрите, где собака зарыта. Почему создается иллюзия врожденности уровня интеллекта.

Теперь чтобы этой девочке так же преодолеть себя на следующем занятии в четверг, ей нужно будет сначала СИДЕТЬ ЦЕЛЫЙ ЧАС, ВЫПОЛНЯЯ ОГРОМНЫЙ ОБЪЕМ ЧЕРНОВОЙ РАБОТЫ, ЧТОБЫ ТОЛЬКО ДОЙТИ ДО уровня 48. А ПОТОМ НА ОЧЕНЬ СИЛЬНОЙ ПОВЫШЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ХОД преодолеть этот уровень решив 49 задачу.

Это относится к любой интеллектуальной задаче. ЛЕГКО ЛИ ЭТО СДЕЛАТЬ? ЧУДОВИЩНО СЛОЖНО.

Например у меня сейчас рекорд 88 PuzzleStreak. Представьте себе какой огромный объем черновой работы нужно проделать мне по сравнению с моей ученицей и какую БОЛЬШУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕОДОЛЕТЬ В РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ, чтобы  не соскочить на 89 задаче. А потом нужно снова и снова доказывать, что ты не мякина!

Это очень сложно! НЕ каждый способен так трудиться, не каждому это надо!

Вот и создается иллюзия, что,  мол, уровень интеллекта врожденный. Хотя пример с этой девочкой показывает, что можно сделать рывок.

И если Вас не убедил пример с моей ученицей, то вот Вам пример из моего последнего мастерского турнира.

Я за последние шесть лет, как работал тренером, никогда не обганял на турнире сильнейшего игрока нашей области, более того в решающие моменты в решающем туре у меня не хватало духу никогда сыграть на победу и я часто довольствовался безвольным трехкратным повторением позиции даже против слабейших.

Тут в решающем туре сильнейший игрок нашей области проиграл, а я отставал от него на полочка и мне нужно было выиграть выиграную позицию у мастера.

Я снова был на волоске от безвольного повторения позиции, хотя позиция моя была выиграна и времени у меня было на 40 минут больше. Все козыри на руках.

Но я повторяю позицию один раз!

Я, честно,  повторил  бы ее еще пару раз до ничьи, если бы на этом турнире не обратил внимание на то как "разводят" гроссы и мастера: они повторяют позицию один раз, а потом продолжают играть как ни в чем не бывало на победу против соперника, который уже "раскатал губу на ничью".

Я просто решил попробовать этот трюк. Мне просто противно было мое безволие, если бы я повторил трижды позицию!

И о чудо соперник развалился! Я выиграл и обогнал того, кого никогда не мог обогнать, чем всех удивил!

А теперь смотрите, чего это мне стоил этот рывок в уровне интеллекта!

Это забрало очень много времени, это забрало очень много психической энергии, по большому счету это было просто очень сложно сыграть на 2297 ЭЛО перфоманс в 2021 году, после отсутствия года практики.

Но это стало реальностью.

Продемонстрировать на практике, что твой IQ вырос - это требует огромных затрат сил и потому создается иллюзия, что это попросту невозможно.

Что скажете?

Или все таки уровень интеллекта врожденный? Очень принципиальный вопрос!

 
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #2552 : 18. 05. 2021, 09:45:10 »

Мы вроде бы сошлись на том, что "потолок" врожденный. Но до "потолка" не доходит практически никто, кто не ставит себе это целью.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2553 : 18. 05. 2021, 09:55:36 »

Мы вроде бы сошлись на том, что "потолок" врожденный. Но до "потолка" не доходит практически никто, кто не ставит себе это целью.

У меня в клубе сейчас много детей решают 5-8 PuzzleStreak (!) после года занятий.

Очевидно, что не может быть потолок такой низкий просто математически.

Скорее всего или дети просто запихнутые "в камеру хранения" или дома им не разрешают работать каждый день над шахматами за компьютером хотя бы час целенаправленно...

Ну какие еще варианты?

Не может же тренер быть настолько паршив. Эта же картина не у меня одного. И у меня все же есть много сильных детей...
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #2554 : 18. 05. 2021, 10:05:54 »

Мы вроде бы сошлись на том, что "потолок" врожденный. Но до "потолка" не доходит практически никто, кто не ставит себе это целью.

У меня в клубе сейчас много детей решают 5-8 PuzzleStreak (!) после года занятий.

Очевидно, что не может быть потолок такой низкий просто математически.

Скорее всего или дети просто запихнутые "в камеру хранения" или дома им не разрешают работать каждый день над шахматами за компьютером хотя бы час целенаправленно...

Ну какие еще варианты?

Не может же тренер быть настолько паршив. Эта же картина не у меня одного. И у меня все же есть много сильных детей...
Дома точно не все родители разрешают детям сидеть за компом/планшетом в принципе) Плюс дети могут быть перегружены другой активностью. И могут не любить шахматные задачи в принципе. Даже если они любят сами шахматы. Еще как вариант, дети не могут затормозиться и ляпают ошибки просто из-за взятого темпа.
Да куча причин...
Есть же просто задачи на личесс. Я не могу их решать без ошибок, да и дочь не может. Но мы еще не пробовали PuzzleStreak. Может он полегче))
 
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2555 : 18. 05. 2021, 10:20:17 »

Цитировать
Но мы еще не пробовали PuzzleStreak. Может он полегче))

Попробуйте, он того стоит!

Учит максимальной ответственности за каждый ход.

Ответственность возрастает с каждым ходом, так как рейтинг задачи постоянно растет.

И можно думать хоть десять минут над задачей, чем это упражение очень похоже на пятичасовую партию с классическим контролем против мастера по своему накалу ответственности.

Один ляп и капец!

Проверил на своем опыте как раз после мастерского турнира.

Практически идентичные ощущения!
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #2556 : 18. 05. 2021, 10:25:13 »

Цитировать
Но мы еще не пробовали PuzzleStreak. Может он полегче))

Попробуйте, он того стоит!

Учит максимальной ответственности за каждый ход.

Ответственность возрастает с каждым ходом, так как рейтинг задачи постоянно растет.

И можно думать хоть десять минут над задачей, чем это упражение очень похоже на пятичасовую партию с классическим контролем против мастера по своему накалу ответственности.

Один ляп и капец!

Проверил на своем опыте как раз после мастерского турнира.

Практически идентичные ощущения!
А чем он отличается от "просто задач на личесс" (я до послезавтра не смогу проверить на ребенке)))?
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2557 : 18. 05. 2021, 10:34:54 »

Цитировать
Но мы еще не пробовали PuzzleStreak. Может он полегче))

Попробуйте, он того стоит!

Учит максимальной ответственности за каждый ход.

Ответственность возрастает с каждым ходом, так как рейтинг задачи постоянно растет.

И можно думать хоть десять минут над задачей, чем это упражение очень похоже на пятичасовую партию с классическим контролем против мастера по своему накалу ответственности.

Один ляп и капец!

Проверил на своем опыте как раз после мастерского турнира.

Практически идентичные ощущения!
А чем он отличается от "просто задач на личесс" (я до послезавтра не смогу проверить на ребенке)))?

Тем, что они по сути как Кумон тетради по математике.

Даже не способный к шахматам будет прогрессировать :-)

Там очень плавный рост от простого к сложному.

В обычных задачах там в разброс больше
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #2558 : 18. 05. 2021, 10:59:31 »

Спасибо! Посмотрела сама. С моим темпом можно так весь день просидеть или же ограничиться результатами ваших ребят)))
А в остальном эти 5-8 задачные ребята как себя проявлют? Активность на занятии, сама игра?

Кстати, а вы эти тетради видели или просто о методике слышали?
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2559 : 18. 05. 2021, 11:16:24 »

Спасибо! Посмотрела сама. С моим темпом можно так весь день просидеть или же ограничиться результатами ваших ребят)))
А в остальном эти 5-8 задачные ребята как себя проявлют? Активность на занятии, сама игра?

Кстати, а вы эти тетради видели или просто о методике слышали?

Видел тетради Кумон в интернете, не скачивал. Просто мне математика легко давалась и как-то до них не доходило.

Но сам принцип правильный, начнем с простых задач: 1+1=2 1+2 = 3 2+1 = 3 и так далее :-)

Этот принцип целенаправленной практики от простого к сложному сейчас очень модный в научной среде.

По книгам "Не рычите на собаку" Прайор, "Пик. Максимум" Андерс Эрикссон, Дэниел Койл "Код таланта" я теоретическую базу узнал.

Если и есть какая-то волшебная методика, то это Кумон с позитивным подкреплением прогресса и анализом ошибок с тренером.

Но в любом случае, если чисто из-за генетики миелин в мозгу плохо вырабатывается то дело будет туго продвигаться в обучении, как я это сейчас вижу.

Это как худому человеку вроде меня набрать вес, чудовищно сложно. Просто такая генетика.

Дети, о которых Вы спрашиваете, проявляют себя по разному, кто гиперактивный, кто медлительный, но от них можно реально очень устать и выгореть, если вечером не прийдут в качестве психотерапии топовые дети, которые решают по 45-48 задач и которые вдохновят тренера своими рекордами на последующий день :-)

По этому я и противник того чтобы забирать у тренеров талантливых детей "на повышение", потому что тогда тренер просто сгорит...
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #2560 : 18. 05. 2021, 11:26:24 »

Спасибо! Посмотрела сама. С моим темпом можно так весь день просидеть или же ограничиться результатами ваших ребят)))
А в остальном эти 5-8 задачные ребята как себя проявлют? Активность на занятии, сама игра?

Кстати, а вы эти тетради видели или просто о методике слышали?

Видел тетради Кумон в интернете, не скачивал. Просто мне математика легко давалась и как-то до них не доходило.

Но сам принцип правильный, начнем с простых задач: 1+1=2 1+2 = 3 2+1 = 3 и так далее :-)

Этот принцип целенаправленной практики от простого к сложному сейчас очень модный в научной среде.

По книгам "Не рычите на собаку" Прайор, "Пик. Максимум" Андерс Эрикссон, Дэниел Койл "Код таланта" я теоретическую базу узнал.

Если и есть какая-то волшебная методика, то это Кумон с позитивным подкреплением прогресса и анализом ошибок с тренером.

Но в любом случае, если чисто из-за генетики миелин в мозгу плохо вырабатывается то дело будет туго продвигаться в обучении, как я это сейчас вижу.

Это как худому человеку вроде меня набрать вес, чудовищно сложно. Просто такая генетика.

Дети, о которых Вы спрашиваете, проявляют себя по разному, кто гиперактивный, кто медлительный, но от них можно реально очень устать и выгореть, если вечером не прийдут в качестве психотерапии топовые дети, которые решают по 45-48 задач и которые вдохновят тренера своими рекордами на последующий день :-)

По этому я и противник того чтобы забирать у тренеров талантливых детей "на повышение", потому что тогда тренер просто сгорит...

Там проблема в том, что упор идет на заучивание примеров, тогда как в нормальной малышкой математике упор делается на состав числа.
Ну и так далее.
При этом, все, что не про математику, в Кумон мне очень нравится, ибо принцип сам по себе хорош.
Я дочку по этим тетрадям вырезать и складывать учила. А вот от математики отказалась.

Да, мне тоже кажется не вполне правильным передавать всех продвинутых учеников, чай не школа)
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2561 : 18. 05. 2021, 11:33:59 »

А вообще с такими отстающими детьми я сейчас пробую работать по методике "ПЕРЕЛИВ ОТ ТРЕНЕРА К КУРАТОРУ".

Беру топового своего ученика, который становится куратором и пусть обучает этого ребенка несмышленного.

Кураторы иногда начинают возмущаться, когда не получается объяснить как разыгрывать позицию, мол, "тренер - мой ученик, которого вы мне дали - необучаемый".

А я говорю - не научишь, сам мне будешь сдавать экзамен сто раз.

Так смешно со стороны наблюдать :-)

НО НИЧЕГО - ОНИ НАХОДЯТ ТАМ КАКИЕ-ТО СЛОВА. ЧТО ОНИ ТАМ ИМ ОБЪЯСНЯЮТ ФИГ ЕГО ЗНАЕТ Строит глазки

НО ФАКТ ЕСТЬ ФАКТ - эти отстающие сдают мне потом строгий экзамен. Не все, но часть выборки.

Но это больше о ребятах, которые уже по 20 задач решают PuzzleStreak они все-таки чему-то способны научиться.

Скорее всего этот метод обучения "ПЕРЕЛИВ ОТ ТРЕНЕРА К КУРАТОРУ" он методологически самый верный и идет в гармонии с природой.
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #2562 : 18. 05. 2021, 11:54:37 »


Попробуйте, он того стоит!

Учит максимальной ответственности за каждый ход.

Ответственность возрастает с каждым ходом, так как рейтинг задачи постоянно растет.

И можно думать хоть десять минут над задачей, чем это упражение очень похоже на пятичасовую партию с классическим контролем против мастера по своему накалу ответственности.

Один ляп и капец!

Проверил на своем опыте как раз после мастерского турнира.

Мне интересно ещё и другое: упражнение Puzzle Streak большинство (от профи до любителей) только приветствует (от простого к сложному, учит внимательности, проверка решения, и др.),  НО, когда речь заходит об аналогичных принципах в ЕГЭ, то многие начинают говорить-«фи! начетничество, натаскивание, где творчество?”. Как это совместить?
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2563 : 19. 05. 2021, 12:02:09 »


Попробуйте, он того стоит!

Учит максимальной ответственности за каждый ход.

Ответственность возрастает с каждым ходом, так как рейтинг задачи постоянно растет.

И можно думать хоть десять минут над задачей, чем это упражение очень похоже на пятичасовую партию с классическим контролем против мастера по своему накалу ответственности.

Один ляп и капец!

Проверил на своем опыте как раз после мастерского турнира.

Мне интересно ещё и другое: упражнение Puzzle Streak большинство (от профи до любителей) только приветствует (от простого к сложному, учит внимательности, проверка решения, и др.),  НО, когда речь заходит об аналогичных принципах в ЕГЭ, то многие начинают говорить-«фи! начетничество, натаскивание, где творчество?”. Как это совместить?

Я кстати позитивно отношусь к ЕГЭ (ЗНО в Украине я так понимаю: тестовая система, чтобы поступить в институт).

Я думаю сама идея таких тестов хороша.

Стандартизация очень важна на начальном этапе.

Говорят, что такие тесты не учат творчеству.

Но творчество возможно там где изучили базу.

Что натворит человек, который считает, что Антарктида на северном полюсе? :-)
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #2564 : 19. 05. 2021, 12:04:55 »

А вообще с такими отстающими детьми я сейчас пробую работать по методике "ПЕРЕЛИВ ОТ ТРЕНЕРА К КУРАТОРУ".

Беру топового своего ученика, который становится куратором и пусть обучает этого ребенка несмышленного.

Кураторы иногда начинают возмущаться, когда не получается объяснить как разыгрывать позицию, мол, "тренер - мой ученик, которого вы мне дали - необучаемый".

А я говорю - не научишь, сам мне будешь сдавать экзамен сто раз.
И это хорошо. Ещё немножко и у вас будет настоящая клубная система! Вам бы ещё других взрослых (родителей?) привлечь, да и календарь разнообразных (командных/индивидуальных) турниров разработать, и была бы просто «шахматная Европа».
Записан
Страниц: 1 ... 169 170 [171] 172 173 ... 243
  Печать  
 
Перейти в: