Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Голосование
Вопрос: Кому интересно и полезно то, что я пишу здесь в своем блоге
Мне интересно и полезно
Мне интересно, но пользы мало
Мне не интересно и бесполезно
Вы реально тролите!

Страниц: 1 ... 133 134 [135] 136 137 ... 243
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 294848 раз)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2010 : 12. 03. 2021, 08:54:49 »

Вот Вы всё точно написали про дебют и детей. И мне до сих пор не понятно, что с этим делать.
Смотрите, Алексей. Куда ни кинь - везде клин. Я сейчас расскажу довольно большой интервал.
Берём новичков. Ни раз показывал (и есть просто документальные доказательства с одними и теми же детьми) защиту двух коней.
Самый азы. Ни ходи Кf6 если не понимаешь как защищаться от Kg5, а если ходишь ну тогда хотя бы это усвой.
И что же?
Вот сегодня. 1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cc4 Kf6 4. Kg5 d5 (Cлава тебе Господи! Но радоваться рано!)
5. ed Kd5 6.Cd5
Ну и опять - снова здорово... Показываешь понятно что...
И знаешь - толку НОЛЬ!
Так это начинается, а продолжается уже на совсем ином уровне.
Смотрю партию частного ученика. И мальчик-то отличный. И веду его с дошкольного возраста. И на личесс под 2000, и пазл-штор за 40.
1. e4 e5 2. d4 ed 3. Фd4 Kc6 4. Фе3 d6...
Да не вопрос. Это нормальный ход. Всё бы хорошо, но я ему в Костроме показывал Kf6 (а там не трививальные варианты), точно совершенно показывал потом уже когда постарше стал. Готовились к какому-то турниру. Это обычная история.
Вчера был третий замес. Ну опять показал. Там же такие сочные позиции могут получиться. Если белые е5 ткнут. Там настоящие шахматы. Или пусть так и играет d6? Ну обидно же.
Последние два года занимался с юношей. Он с нуля сам занимался теорией. Так он сам (!) работает.
Он теперь на сёги перешёл для разнообразия. Так он помнит такие варианты и разветвления. Но он большой и сам работает.
А тут - мрак. И без этого никак и (в силу возраста). Ну не будет мальчик 10 лет заниматься так, как старший подросток.
Он физически не может. Не может и всё. Аут.
Получается в итоге, что все занятия задачки решать, с форой играть, а ты сидишь и куришь условный бамбук?
А что ещё делать?
« Последнее редактирование: 12. 03. 2021, 09:16:51 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2011 : 12. 03. 2021, 09:10:42 »

Сегодня в перерыве между своими основными занятиями случайно на ютубе наткнулся на ролик по дебютной теории сянци.
Просмотрел. В этой игре я знаю только правила и всё. И ещё раз убедился, как я прав. Там вообще нечего делать без железной задницы и работы с дебютом. Сотрут в порошок и не поперхнутся, кто играть умеет. Это в шахматах ещё можно катать Пирца или что-то подобное, белыми английское начало, ну или там староиндийское или Рети...
А там (в их дырявой позиции) озверенными пушками, ладьями и агрессивными конями пискнуть не успеешь, как к тебе придут и кирдык.
Не будут учиться играть в сянци.   С сёги проще. Я то научусь играть на уровне как я в сёги играю. Но...
Не смогу научить. Сколько лет занимаюсь с детьми сёги. И только три пацана за всё это время, которые с упрямством прут играть любимый дебют японских профи. Но там фиг что выучишь - там просто страшный объём из-за открытого мочилова прямо с дебюта и возможности сбросов в игре. Но весело там- просто обхохочешься. Сами профи его потому и играют, что он неисчерпаем похоже.
Но в сёги хотя бы есть выбор. Можно в такое вообще не лезть и с тобой самый агрессивный соперник ничего не сделает.
А в шахматах теми же чёрными. Ну попробуй Пирца поиграть зная только как мы на первых пяти ходах играет. Да из тебя отбивную сделают.
Кто реально над игрой работают.
« Последнее редактирование: 12. 03. 2021, 09:18:27 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2012 : 12. 03. 2021, 09:21:40 »

Цитировать
Получается в итоге, что все занятия задачки решать, с форой играть, а ты сидишь и куришь условный бамбук?

Александр, так у меня сегодня вечером занятие в тренерской с тремя ребятами-спортсменами именно так и происходило. Веселый

Я курю бамбук (ну иногда пытаясь объяснить как проходить уровень и мотивирую на свершения Смеющийся),а они:

1) играют с форой на уровне 29-33 против стокфиша на ЧЕТЫРЕ ПОБЕДЫ ПОДРЯД. Как нас Антверпен научил.
2) решают PuzzleStorm четыре подхода подряд (я засчитываю самый худший результат из четырех).

Таким образом я убиваю двух зайцев: тренирую им тактическое зрение, стратегическую катку и профилактическое мышление.

А равные позиции им еще действительно пока рано изучать. Я это четко осознал.

Пока у меня не дойдут дети четко до параметров: 36 - уровень при игре с форой и 50+ PuzzleStorm, я принципиально не буду их учить разыгрывать равные позиции и позиции с минимальным перевесом. А смысл? А как дойдут до этого уровня, там уже и я, уверен, вырасту как игрок. Думаю сам стану международным мастером к тому времени и смогу им объяснять тонкости и нюансы примерно равных позиций.

План по крайней мере такой.

Я им честно говорю, что вам, ребята, пока рано читать шахматные книги. Это как изучать высшую математику до того, как алгебру выучил.

Вот есть шикарная книга Ботвинника "Матч-турнир 1941 года". Книга великолепная, вдохновляющая, но ее нужно читать уже на том уровне, на котором я сейчас. Моим даже самым сильным детям пока рано. Да они и сами мне признаются: "Партии Алехина не понимаем", "В книге Кереса много непонятного". И это самые умненькие дети!

Я предупредил, что ко мне в тренерскую будете попадать, если я буду видеть, ЧТО ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВПАХИВАЕТЕ ДОМА ПО ЭТОЙ СИСТЕМЕ (ФОРА 39+Puzzlestorm).

А относительно того, кого брать себе в группу начинающих: я буду брать ребенка, который знает правила шахмат и который ПРИ МНЕ НА СОБЕСЕДОВАНИИ БЫСТРО ЗА 10 минут научится проходить НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ (я помогу).

Сегодня вот такого мальчика восьми лет я себе взял.

Я сейчас думаю, что это самый адекватный подход в современных условиях.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2013 : 12. 03. 2021, 09:33:12 »

А знаете, что смешно, Алексей? На известной площадке воткнули, что я 15 лет уже сам не играл в турнирах с обсчётом ФИДЕ.
 Смеющийся
Не понимают. А нафиг это? Я всё время с детьми был. И много ездил. И когда я ездил с умеющими реально играть детьми и не надо было кого-то пасти или следить за оболтусом без родителей (а я запросто таких возил) я и сам играл.
А теперь - какой смысл-то в этом для меня? Вот лично мне самому прогрессировать? Когда с группами работаешь.
Да я за столько лет так, чтобы такого уровня детям теорию любого дебюта объяснить - да знаю это я всё. А в глубины лезть нафиг? Кому мне их объяснять-то?
Ну если даже с толковыми и очень лучше оставить ход d6 в центральном дебюте и бог с ним.
А про остальных я уж молчу...
Да и с частными учениками. Я знаю мой нынешний предел. Родители мальчишки, который у меня выиграл первую лигу ПР до сих пор очень благодарят. Вообще, сплошной позитив был. Я учу пониманию игры. Ну... Вы-то большего хотите. Это мне ясно.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2014 : 13. 03. 2021, 12:40:52 »

Вот у меня на рабочем столе сейчас лежит блестящая книга Т.В. Петросяна " Шахматные лекции".

Казалось бы нужно обязательно дать своим ученикам читать эту книгу.

Ведь что может быть ценнее, чем лекции Чемпиона мира по шахматам?

У кого учиться, если не у Чемпиона мира.

Книга шикарная, проверенная временем.

А может быть дать книгу Карпова или Корчного?

Но детям рано!

Вот смотрите: моя свежая партия с учеником, который крепкий середнячек в группе - есть много детей, которые играют хуже него.
Этот ребенок, ему 10 лет, ходит на шахматы два года, проявляет инициативу - сам просит меня сыграть с ним.

https://lichess.org/vgWyNAem

И вот я играю партию совершенно без дебюта. Нарушая абсолютно все дебютные принципы!

Стоял на месте 15 ходов!

И в итоге соперник мне все прозевал, весь комплект фигур сам отдал и зевнул мат в 1 ход. Партия длилась менее 40 ходов.

И вот как мне ему объяснять тонкости от Чемпионов мира?! Давать ему книгу?

Вот посмотрите вторую партию. Играю на 36 уровне против Стокфиша.

Насколько трудно было реализовать перевес мне, кандидату в мастера спорта!

А как это будет возможно сделать детям?

https://lichess.org/eQVTmYtJNr7Q

Чтобы выиграть нужно было:

1) выйти в основу в дебюте;

2) гармонично расставиться, чтобы все фигуры были нормально развиты. Ведь если не играет хотя бы одна фигура - не выиграешь. Что-то зевнешь - невыиграешь. Испортишь пешечную структуру - не выиграешь!

И даже после развития всех фигур на идеальные позиции не совсем понятно как реализовать ЛИШНЮЮ ФИГУРУ, КОГДА У ТЕБЯ ПОЛНЫЙ ШОКОЛАД!

Я начинаю не спеша держать позицию, аккуратно подменивая активные фигуры соперника, не ухудшая позицию.

И то в эндшпиле я получил ПРОБЛЕМЫ: пассивный король и кривая пешечная структура.

Пришлось демонстрировать все свои позиционные навыки, чтобы перекрутиться правильно.

Я уже не говорю про элементарные вещи, что нужно знать как правильно перейти в выигранный пешечный эндшпиль и потом матовать одинокого короля ферзем и королем.

Это очень сложно!!! Но если не дойти до этого уровня, то из книжек Петросяна, Карпова, Каспарова, Крамника, Ананда вы НИЧЕГО НЕ ПОЙМЕТЕ!

Все эти шахматные книги от гроссмейстеров, они отличные!

Но они написаны для инопланетян! Веселый

Для игроков, которые подходят к мастерскому рубежу!

И готовятся выполнять норму международного мастера!

P.S. Хотя Михал Таль говорил, что в детстве выбирал шахматные книги по принципу, чем непонятнее, тем интереснее.
Возможно, если талантливый ребенок откроет книгу Чемпиона мира, то вся эта непонятная для него сложность наоборот его зацепит и мотивирует работать над шахматами.

Как считаете?



Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #2015 : 13. 03. 2021, 01:53:55 »

Вот у меня на рабочем столе сейчас лежит блестящая книга Т.В. Петросяна " Шахматные лекции".
Как считаете?
Если бы Вы были в этой теме настроены на нормальную дискуссию, обмен мнениями, то можно было бы обсудить, так как вопрос как (и с кем) заниматься с детьми шахматами (да и любой другой интеллектуальной деятельностью) очень интересный. Тем более, что представленные партии наглядно показывают и достоинства и недостатки вашего подхода.
А так зачем?
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2016 : 13. 03. 2021, 02:11:03 »

Вот у меня на рабочем столе сейчас лежит блестящая книга Т.В. Петросяна " Шахматные лекции".
Как считаете?
Если бы Вы были в этой теме настроены на нормальную дискуссию, обмен мнениями, то можно было бы обсудить, так как вопрос как (и с кем) заниматься с детьми шахматами (да и любой другой интеллектуальной деятельностью) очень интересный. Тем более, что представленные партии наглядно показывают и достоинства и недостатки вашего подхода.
А так зачем?

Я искренне настроен на дискуссию.

Я хочу очень высокий уровень дискуссии здесь.

Чтобы всем тренерам здесь было полезно.

Если Вам есть, что сказать, как Вы считаете важное, ценное и полезное для тренеров, то, конечно, пишите тут.

Все мнения я буду приветствовать.

Но,  хотелось бы открытости от тренеров.

Мол, вот я, вот мой уровень, вот мои аккаунты, вот ID FIDE, вот мои ученики, вот их аккаунты.

Потому, что анонимно трудно общаться. Я же открытый.

Предмет - шахматы - сложнейший и без открытости никак не разобраться.

А формат блога на форуме немного неудачный, открытости не способствует. И  можно утонуть в потоке флуда и переспама, увода дискуссии не туда.

Как это разрулить я не знаю. Пробовал как мог, но видимо сильно жестко с моей стороны было по отношению к Вам. Возможно переборщил тогда, без обид, пожалуйста, - прошу у Вас прощения.

Но опять таки - мы тут все заложники такого формата публичного общения...

Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2017 : 13. 03. 2021, 02:17:15 »

А Вы не сможете договориться. Всё, что Вам Михаил напишет, для Вас не будет актуально. Для Михаила норма, когда ребёнка привели в 7, он (в вашем понимании) валяет абсолютно дурака (в его понимании обычным образом занимается в клубе), лет в 11 имеет 1300 но играет за команду клуба в каком-то возрасте. Отлично проводит время, социализируется, как-то прогрессирует.
Вам такие игроки нужны, Алексей?
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #2018 : 13. 03. 2021, 03:33:49 »

А Вы не сможете договориться. Всё, что Вам Михаил напишет, для Вас не будет актуально. Для Михаила норма, когда ребёнка привели в 7, он (в вашем понимании) валяет абсолютно дурака (в его понимании обычным образом занимается в клубе), лет в 11 имеет 1300 но играет за команду клуба в каком-то возрасте. Отлично проводит время, социализируется, как-то прогрессирует.
Вам такие игроки нужны, Алексей?


Я хотел бы, чтобы у нас в клубе были сильные дети, которые могли бы конкурировать на самом высоком уровне.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2019 : 13. 03. 2021, 03:48:54 »

В том-то и дело. А у Михаила иная концепция. И всё, что он Вам напишет, будет из его концепции. И я не говорю, что она у него неправильная. Она просто кардинально иная.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #2020 : 13. 03. 2021, 03:53:44 »

Я искренне настроен на дискуссию.

Все мнения я буду приветствовать.

Но,  хотелось бы открытости от тренеров.

Мол, вот я, вот мой уровень, вот мои аккаунты, вот ID FIDE, вот мои ученики, вот их аккаунты.

Потому, что анонимно трудно общаться. Я же открытый.
Думаю, что «нормальное» обсуждение вполне можно организовать на базе следующих принципов:
-тема дискуссии-«как, кого и зачем» тренировать в шахматной секции (кружке, клубе, выберите любое слово, которое вас устраивает), пишущему должна быть ИНТЕРЕСНА.
- участие не ограничивается профессиональными тренерами, мнение других членов «шахматной тусовки»-играющих шахматистов, родителей шахматистов, тренеров-любителей, не менее ИНТЕРЕСНО.
ПОЛЕЗНОСТЬ же высказанных мнений (особенно для всех тренеров)  не может считаться критерием, так как эта самая «полезность» может выяснится только в результате обсуждения.

По поводу анонимности. Фактически на этом форуме уже довольно давно отсутствует анонимность.
Конкретно: ЭЛО (мах)-2087 (сейчас 2035), 15 лет «работы» в клубе, играющем детьми (юношами) на уровне страны, взрослые играют на уровне области. Достаточно?
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #2021 : 13. 03. 2021, 04:07:14 »

Я хотел бы, чтобы у нас в клубе были сильные дети, которые могли бы конкурировать на самом высоком уровне.
Это несколько другая тема-«что нужно директору шахматного клуба?», но лучше, если каждый будет высказываться сам. Обсуждать игру «в испорченный телефон» лучше в теме «Другие игры».

Конкретно по вашему высказыванию. Да я это не понимаю: что такое самый высокий уровень? Гроссмейстер? Мастер? Мастер ФИДЕ? В каком возрасте? В 10 лет? В 30 лет? Конкурировать где? В личессе, в блице, в классике?
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #2022 : 13. 03. 2021, 04:43:52 »

1. Вот у меня на рабочем столе сейчас лежит блестящая книга Т.В. Петросяна " Шахматные лекции".
Казалось бы нужно обязательно дать своим ученикам читать эту книгу.


2. Вот смотрите: моя свежая партия с учеником, который крепкий середнячек в группе - есть много детей, которые играют хуже него.
Этот ребенок, ему 10 лет, ходит на шахматы два года, проявляет инициативу - сам просит меня сыграть с ним.

3. https://lichess.org/vgWyNAem
Вот посмотрите вторую партию. Играю на 36 уровне против Стокфиша.

https://lichess.org/eQVTmYtJNr7Q

Чтобы выиграть нужно было:

1) выйти в основу в дебюте;

2) гармонично расставиться, чтобы все фигуры были нормально развиты. Ведь если не играет хотя бы одна фигура - не выиграешь. Что-то зевнешь - невыиграешь. Испортишь пешечную структуру - не выиграешь!

И даже после развития всех фигур на идеальные позиции не совсем понятно как реализовать ЛИШНЮЮ ФИГУРУ, КОГДА У ТЕБЯ ПОЛНЫЙ ШОКОЛАД!

Я начинаю не спеша держать позицию, аккуратно подменивая активные фигуры соперника, не ухудшая позицию.

И то в эндшпиле я получил ПРОБЛЕМЫ: пассивный король и кривая пешечная структура.

Пришлось демонстрировать все свои позиционные навыки, чтобы перекрутиться правильно.

Я уже не говорю про элементарные вещи, что нужно знать как правильно перейти в выигранный пешечный эндшпиль и потом матовать одинокого короля ферзем и королем.

Это очень сложно!!!


Выделил несколько пунктов (ИМХО, главных) из вашего поста.
1. Книга Петросяна рассчитана на шахматистов уровня 1900+ ЭЛО, поэтому нет никакого смысла предлагать эту (и аналогичные книги) начинающим. Даже для меньшего уровня типа 1700+ нужна АДАПТАЦИЯ этой книги тренером.
2. Конкретная партия с учеником очень полезна для понимания ситуации: возраст, инициатива, и другие полезные качества являются НЕОБХОДИМЫМи,  но НЕ ДОСТАТОЧНЫМИ качествами.
3. Вы все верно написали, что необходимо уметь и знать для того, чтобы обыграть «несчастного» стока.
Но откуда это могут знать и уметь дети, если с ними не занимаются?
4. Общие замечания- игра с форой, пазл шторм, ОЧЕНЬ ХОРОШИ как тесты, как развитие интереса к занятиям, НО к тому, что называется словом «понимание» шахмат НЕ имеет прямого отношения.
5. Оптимальная методика (ИМХО): ликбез для всех, и для тех кто сдал тесты- предложение заниматься в продвинутой группе (группах), которую вы обучаете «пониманию» шахмат медленно, последовательно, разнообразно. Причём тесты по зачислению в продвинутую группу должны быть известны ВСЕМ заранее, но в тоже время доступны, но не «сверхдоступны».
Из того, что я знаю, самая близкая методика это книги А. Юсупова.

Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #2023 : 13. 03. 2021, 05:10:57 »

4. Общие замечания- игра с форой, пазл шторм, ОЧЕНЬ ХОРОШИ как тесты, как развитие интереса к занятиям, НО к тому, что называется словом «понимание» шахмат НЕ имеет прямого отношения.

Очень даже имеют и имеют прямое отношение. У малолетнего никаковского зеваки не приспособленного к шахматам не возникнет никакого понимания шахмат в силу того, что он, как исполнитель, так и останется никаковским. Иначе говоря, можно что угодно знать про различные факторы позиции, но если ты не в состоянии запоминать дебютные варианты, не можешь считать на несколько ходов вперёд и достаточно быстро видеть доску и так далее - все эти знания и понимание шахмат будут абсолютно не нужным хламом, который тренер попытается забить в мозги такого ребёнка..
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #2024 : 13. 03. 2021, 05:30:54 »

4. Общие замечания- игра с форой, пазл шторм, ОЧЕНЬ ХОРОШИ как тесты, как развитие интереса к занятиям, НО к тому, что называется словом «понимание» шахмат НЕ имеет прямого отношения.

все эти знания и понимание шахмат будут абсолютно не нужным хламом, который тренер попытается забить в мозги такого ребёнка..
1. Вы слова «медленно, последовательно, разнообразно» понимаете?
2. Вы слова «необходимо,  но не достаточно » понимаете?
Записан
Страниц: 1 ... 133 134 [135] 136 137 ... 243
  Печать  
 
Перейти в: