Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Голосование
Вопрос: Кому интересно и полезно то, что я пишу здесь в своем блоге
Мне интересно и полезно
Мне интересно, но пользы мало
Мне не интересно и бесполезно
Вы реально тролите!

Страниц: 1 ... 110 111 [112] 113 114 ... 243
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 295089 раз)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1665 : 29. 01. 2021, 04:26:39 »

Продолжу писать в этом блоге, так как нужно выговориться.

Заметил у себя такой момент.

Когда я искренне стараюсь всех своих учеников научить, прямо всех их сделать умнее и сильнее в шахматах, ( да и себя самого), то у меня наступает выгорание и упадок сил, от неспособности это сделать, достичь эту цель. После этого ничего не хочется делать...

Когда же я фокусируюсь прежде всего на спортивном отборе, где главная цель из общей выборки детей клуба отобрать и ПОДХВАТИТЬ самого надежного с самым высоким Чемпионским потенциалом, который станет гордостью клуба, у меня сразу появляется прилив сил и желание работать. Прямо мотивация вырастает в разы!

Это нормально вообще?

Это говорит о том, что я по сути не педагог, а селекционер?

Александр, вот я никогда не забуду, как Вы писали давно тут на форуме, что для отличного функционирования спортшколы не нужны никакие методики обучения, достаточно создать конкурентную среду и ПОДХВАТИТЬ из этой среды САМОГО НАДЕЖНОГО СПОРТСМЕНА с высоким Чемпионским потенциалом. Вы еще рассказывали в качестве примера про выращивание крыс убийц на флоте, что матросы не конопатили себе мозги тем, как же научить крысу "крысиным единоборствам".  

В этом суть работы тренера шахматной спортшколы, если по честному?

И то, что я хочу сам стать под заказ сильным игроком и своим примером вдохновлять всех своих учеников, чтоб они тоже все усиливались - это вообще мышление не туда?

И топовый тренер спортшколы так вообще не думает? Так как такое мышление приводит к выгоранию тренера и отсутствию Чемпионских результатов у спортшколы?



« Последнее редактирование: 29. 01. 2021, 04:34:49 от alegriblog » Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #1666 : 29. 01. 2021, 05:07:31 »

Продолжу писать в этом блоге, так как нужно выговориться.

Заметил у себя такой момент.

Когда я искренне стараюсь всех своих учеников научить, прямо всех их сделать умнее и сильнее в шахматах, ( да и себя самого), то у меня наступает выгорание и упадок сил, от неспособности это сделать, достичь эту цель.
Расскажу о другом подходе (из другой области,физики), может будет полезно.
Да, речь идёт не о детях, а о взрослых людях. НО с этой проблемой сталкивались все старшеклассники, студенты СССР, кто хотел работать в науке (а других социальных лифтов в то время, практически не было). Главная проблема была в том, чтобы понять- можешь ли ты работать в науке, или нет. И кто-то должен был ДОКАЗАТЕЛЬНО тебе обьяснить: да, ты можешь, а ты-нет.
Для этого были разработаны ряд заданий, решивший эти задания мог претендовать на ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ занятия с Учителем, и подтверждение, что ты можешь работать в науке.
И такой подход был разработан лет 80 назад, так и продолжает быть самым перспективным и сейчас. С некоторой поправкой на возраст учеников, и необходимость иметь определенные базовые знания, умения.
С этими поправками такой подход может быть полезным и в других областях, не только в физике.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1667 : 29. 01. 2021, 05:29:44 »

Продолжу писать в этом блоге, так как нужно выговориться.

Заметил у себя такой момент.

Когда я искренне стараюсь всех своих учеников научить, прямо всех их сделать умнее и сильнее в шахматах, ( да и себя самого), то у меня наступает выгорание и упадок сил, от неспособности это сделать, достичь эту цель.
Расскажу о другом подходе (из другой области,физики), может будет полезно.
Да, речь идёт не о детях, а о взрослых людях. НО с этой проблемой сталкивались все старшеклассники, студенты СССР, кто хотел работать в науке (а других социальных лифтов в то время, практически не было). Главная проблема была в том, чтобы понять- можешь ли ты работать в науке, или нет. И кто-то должен был ДОКАЗАТЕЛЬНО тебе обьяснить: да, ты можешь, а ты-нет.
Для этого были разработаны ряд заданий, решивший эти задания мог претендовать на ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ занятия с Учителем, и подтверждение, что ты можешь работать в науке.
И такой подход был разработан лет 80 назад, так и продолжает быть самым перспективным и сейчас. С некоторой поправкой на возраст учеников, и необходимость иметь определенные базовые знания, умения.
С этими поправками такой подход может быть полезным и в других областях, не только в физике.

Михаил, спасибо большое, за комментарий. Мне очень откликается.

Сейчас у меня в голове витает что-то похожее.

По сути за все это время, мои дети, приходящие в клуб сначала натаскиваются на задачи по тактике от простого к сложного. Кому это легче дается и кто быстрее прогрессирует попадает на дальнейшую ступень.

Дальнейшая ступень - ежедневные турниры на личесс по швейцарской системе. Кто-то не выдерживает и отваливается. Значит ему соревноваться рано, пусть соревнуется сам с собой в решении задач.
Более сильные в соревновании с другими набивают рейтинг и у них КРИСТАЛИЗИРУЕТСЯ АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕБЮТНЫЙ РЕПЕРТУАР, как черный ящик. Туда тренеру вмешиваться, такое чувство - это поломать всю игру! Там лечим, там калечим.

И на третью ступень - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ работа в тренерской с тренером выходит ребенок с самым большим потенциалом: СИЛА ИГРЫ относительно возраста.

При индивидуальной работе учимся решать задачи, которые имеют ТОЧНОЕ ОДНОЗНАЧНО ПРАВИЛЬНОЕ решение, такие задачи которые чаще всего встречаются на практике, а потом на более сложном уровне учимся решать ПРОБЛЕМЫ, которые не имеют однозначного решения.

Это похоже как система, на то что Вы описали в физике. Верно? Такая система в шахматах имеет смысл, как считаете? 
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #1668 : 29. 01. 2021, 05:48:54 »

Продолжу писать в этом блоге, так как нужно выговориться.

Заметил у себя такой момент.

Когда я искренне стараюсь всех своих учеников научить, прямо всех их сделать умнее и сильнее в шахматах, ( да и себя самого), то у меня наступает выгорание и упадок сил, от неспособности это сделать, достичь эту цель.
Расскажу о другом подходе (из другой области,физики), может будет полезно.
Да, речь идёт не о детях, а о взрослых людях. НО с этой проблемой сталкивались все старшеклассники, студенты СССР, кто хотел работать в науке (а других социальных лифтов в то время, практически не было). Главная проблема была в том, чтобы понять- можешь ли ты работать в науке, или нет. И кто-то должен был ДОКАЗАТЕЛЬНО тебе обьяснить: да, ты можешь, а ты-нет.
Для этого были разработаны ряд заданий, решивший эти задания мог претендовать на ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ занятия с Учителем, и подтверждение, что ты можешь работать в науке.
И такой подход был разработан лет 80 назад, так и продолжает быть самым перспективным и сейчас. С некоторой поправкой на возраст учеников, и необходимость иметь определенные базовые знания, умения.
С этими поправками такой подход может быть полезным и в других областях, не только в физике.

Михаил, спасибо большое, за комментарий. Мне очень откликается.

Сейчас у меня в голове витает что-то похожее.

По сути за все это время, мои дети, приходящие в клуб сначала натаскиваются на задачи по тактике от простого к сложного. Кому это легче дается и кто быстрее прогрессирует попадает на дальнейшую ступень.

Дальнейшая ступень - ежедневные турниры на личесс по швейцарской системе. Кто-то не выдерживает и отваливается. Значит ему соревноваться рано, пусть соревнуется сам с собой в решении задач.
Более сильные в соревновании с другими набивают рейтинг и у них КРИСТАЛИЗИРУЕТСЯ АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕБЮТНЫЙ РЕПЕРТУАР, как черный ящик. Туда тренеру вмешиваться, такое чувство - это поломать всю игру! Там лечим, там калечим.

И на третью ступень - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ работа в тренерской с тренером выходит ребенок с самым большим потенциалом: СИЛА ИГРЫ относительно возраста.

При индивидуальной работе учимся решать задачи, которые имеют ТОЧНОЕ ОДНОЗНАЧНО ПРАВИЛЬНОЕ решение, такие задачи которые чаще всего встречаются на практике, а потом на более сложном уровне учимся решать ПРОБЛЕМЫ, которые не имеют однозначного решения.

Это похоже как система, на то что Вы описали в физике. Верно? Такая система в шахматах имеет смысл, как считаете? 
1. Да, похоже.
2. Уточню. Детали могут отличаться, но главное:
-сильнейшая мотивация ученика получить индивидуалку у учителя;
-выбор учителя учеников для индивидуалки должен быть доказательным- то есть набор требований должен быть достаточно точным, понятным ученику.
Записан
АнтВерпеН
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1090



« Ответ #1669 : 29. 01. 2021, 10:27:14 »

Основная задача тренера - прокачка скилов своих учеников. Задача клуба, школы - организация конкурентной среды внутри групп и обеспечение стабильной и конкурентной практикой (турниры). Скорее так мне видится правильным. В действительности происходит как угодно по разному.
Записан

Я за оленя! А ты за оленя!?
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1670 : 29. 01. 2021, 10:39:10 »

Основная задача тренера - прокачка скилов своих учеников. Задача клуба, школы - организация конкурентной среды внутри групп и обеспечение стабильной и конкурентной практикой (турниры). Скорее так мне видится правильным. В действительности происходит как угодно по разному.

Вы как с языка сняли.

Я вот как раз хотел написать.

Прихожу к выводу, что главные функции СПОРТИВНОГО шахматного тренера в сущности такие:

1) дать воспитаннику ТОЧНЫЕ  знания, которые можно использовать в практической игре и проконтролировать их усвоение;
 (пример, научив правилам шахмат,  показав как правильно блокировать пешку одиноким королем в эндшпиле король плюс пешка против короля,
 показав как матовать двумя ферзями одинокого короля на пустой доске за четыре хода из любой позиции, показав как матовать двумя слонами и разыграв эти позиции, показав базовые "зацепы" в дебюте и проверив как он их запомнил, показать как правильно работать с базами и солвером и т.д.)

2) развить БАЗОВЫЙ навык, без которого качественная игра в шахматы невозможна - ТАКТИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ
(например, подобрав тысячу позиций для решения от элементарных до более сложных);

3) Мотивировать воспитанника с помощью позитивного подкрепления к дальнейшей работе над шахматами;

КАК ИТОГ В ИДЕАЛЕ: организовать спортивный отбор воспитанника Чемпионского калибра:

- создать высококонкурентную соревновательную среду;
- подхватить из нее ребенка с наиболее близкой к Чемпионской траектории развития, который и станет гордостью спортивного клуба!

Если же мы рассматриваем работу тренера как педагога шахматного кружка, то по всей видимости функции  будут совершенно другие (например, воспитать порядочного человека, который любит свою родину, отвлечь ребенка от ерундовых занятий и т.д.)
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #1671 : 29. 01. 2021, 11:39:08 »

Основная задача тренера - прокачка скилов своих учеников. Задача клуба, школы - организация конкурентной среды внутри групп и обеспечение стабильной и конкурентной практикой (турниры). Скорее так мне видится правильным. В действительности происходит как угодно по разному.

Вы как с языка сняли.

Я вот как раз хотел написать.

Прихожу к выводу, что главные функции СПОРТИВНОГО шахматного тренера в сущности такие:

1) дать воспитаннику ТОЧНЫЕ  знания, которые можно использовать в практической игре и проконтролировать их усвоение;
 (пример, научив правилам шахмат,  показав как правильно блокировать пешку одиноким королем в эндшпиле король плюс пешка против короля,
 показав как матовать двумя ферзями одинокого короля на пустой доске за четыре хода из любой позиции, показав как матовать двумя слонами и разыграв эти позиции, показав базовые "зацепы" в дебюте и проверив как он их запомнил, показать как правильно работать с базами и солвером и т.д.)

2) развить БАЗОВЫЙ навык, без которого качественная игра в шахматы невозможна - ТАКТИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ
(например, подобрав тысячу позиций для решения от элементарных до более сложных);

3) Мотивировать воспитанника с помощью позитивного подкрепления к дальнейшей работе над шахматами;

КАК ИТОГ В ИДЕАЛЕ: организовать спортивный отбор воспитанника Чемпионского калибра:

- создать высококонкурентную соревновательную среду;
- подхватить из нее ребенка с наиболее близкой к Чемпионской траектории развития, который и станет гордостью спортивного клуба!

Если же мы рассматриваем работу тренера как педагога шахматного кружка, то по всей видимости функции  будут совершенно другие (например, воспитать порядочного человека, который любит свою родину, отвлечь ребенка от ерундовых занятий и т.д.)
Со многим можно согласиться, но с последняя фраза абсолютно неправильная. Важнейшие функции, которые вы описали, НЕ МОГУТ являться самоцелью тренера шахматного кружка. Эти понятия (или противоположные) прививаются в процессе занятия определенной деятельностью.
Разница между организациями, занимающиеся шахматами, может быть в уровне подготовки, количестве часов,  методике занятий, шахматных достижениях. Кроме того такой подход воспитывает ВСЕХ-тренеров, потому что они перестают прямолинейно рассказывать, что «они воспитывают человека будущего», и перестают рассказывать, что они «готовят профи», а другие им не нужны; и родителей, так как они не могут записать ребёнка в группу, если на дверях написано, что нужно знать правила игры.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #1672 : 29. 01. 2021, 11:41:09 »

Потрудитесь тогда объяснить в чём смысл пятилетки и любого лезущего под стол в шахматной секции?
Тренер по шахматам такого должен учить Родину любить?
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #1673 : 29. 01. 2021, 11:41:46 »

А не лучше ли бы такому было дома по полу машинки катать?
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #1674 : 29. 01. 2021, 11:58:36 »

Потрудитесь тогда объяснить в чём смысл пятилетки и любого лезущего под стол в шахматной секции?
Проблема «пятилетки» решается индивидуальным разговором  с родителями.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1675 : 30. 01. 2021, 12:50:34 »

Решил как-то мотивировать детей к самостоятельной системной домашней работе.

Всегда мечтал, чтобы меня по такой системе обучали в школе или институте.

Подготовил для них такие тесты:

https://dropmefiles.com/kMD24

В одном тесте три блока по два задания: 1) дебютная ловушка; 2) элементарный пешечник; 3) задача на тактику;

Записал видео-ответ с пояснением на каждое задание.

В идеале хочу каждый день по несколько таких тестов делать.

И на групповых занятиях тоже проверять их, как они усвоили материал дома.

Не знаю, что из этого выйдет.

Честно говоря уже у меня развилась "выученная беспомощность", какие методики не применяю многие дети просто НЕСДВИГАЕМЫЕ и топчутся на месте, демотивируя меня.

Уже и эта методика вроде выглядит хорошей и системной, но может быть гласом вопиющего в пустыне.

10% детей будут все делать и усваивать, а остальные 90% все больше и больше отствавать в шахматном развитии, протирая штаны и топчась на месте.

И что с этим делать, не знаю...

Вот прям иногда хочется забить на все эти методики и только проводить турниры: "Остаться должен только один" и "Выживает сильнейший".

Жизнь сама научит, дети растут на турнирах, турнирная игра сама обучит Чемпиона. Наша же задача, только лишь подхватить его из общей группы.

Но вот этой  доброй методикой, которую описал в начале поста, хочется дать каждому шанс преуспеть Плачущий

"Злые" турниры по принципу "Выживает сильнейший" и "Остаться должен только один" это уже будет последний ресурс.

« Последнее редактирование: 30. 01. 2021, 12:55:02 от alegriblog » Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #1676 : 30. 01. 2021, 01:07:25 »

Решил как-то мотивировать детей к самостоятельной системной домашней работе.

Всегда мечтал, чтобы меня по такой системе обучали в школе или институте.

Подготовил для них такие тесты:

https://dropmefiles.com/kMD24

В одном тесте три блока по два задания: 1) дебютная ловушка; 2) элементарный пешечник; 3) задача на тактику;
1. Вот здесь (тесты) +100!!
2. Главное, что мне не нравится в вашей системе: это «жуткая» интенсивность занятий (игра на личессе каждый день). Почитайте интервью с Фетисовым в соседней теме, да и в других видах спорта- В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ спорте другая схема занятий.
3. Думаю, что самое правильно точно обозначить приоритеты: Вы ТРЕНЕР, готовящий детей для ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА (шахматы). Как только вы поставите для себя слово «любительский» (вместо профессиональный) все станет на свои места.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1677 : 30. 01. 2021, 01:25:22 »

Решил как-то мотивировать детей к самостоятельной системной домашней работе.

Всегда мечтал, чтобы меня по такой системе обучали в школе или институте.

Подготовил для них такие тесты:

https://dropmefiles.com/kMD24

В одном тесте три блока по два задания: 1) дебютная ловушка; 2) элементарный пешечник; 3) задача на тактику;
1. Вот здесь (тесты) +100!!
2. Главное, что мне не нравится в вашей системе: это «жуткая» интенсивность занятий (игра на личессе каждый день). Почитайте интервью с Фетисовым в соседней теме, да и в других видах спорта- В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ спорте другая схема занятий.
3. Думаю, что самое правильно точно обозначить приоритеты: Вы ТРЕНЕР, готовящий детей для ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА (шахматы). Как только вы поставите для себя слово «любительский» (вместо профессиональный) все станет на свои места.

По этому поводу интересно сравнить с подготовкой футболистов в Голландии. Как умно это у них выстроенно.

Вот интервью голландского тренера. Выделю жирным шрифтом, что мне понравилось

Корнелиус Пот: «Неправильное обучение убивает футбольные таланты».

Голландец Корнелиус Пот, или Кор Пот, как сокращенно его именуют, известен в России прежде всего по работе в качестве помощника Дика Адвоката в питерском «Зените». Между тем, Кор Пот - тренер и методист, имеющий богатый опыт работы с юными футболистами.

В эксклюзивном интервью корреспонденту Sports.ru маститый голландец затронул важную тему нюансов подготовки маленьких спортсменов.

- Господин Пот, Вы много работали с детьми в Голландии. Оказавшись в России, заметили ли Вы разницу между уровнем подготовки голландского юного футболиста и российского игрока?

- Я полагаю, что в Голландии детско-юношеский футбол организован весьма грамотно. Мы обучаем детей с 5-6 лет, у нас много клубов с хорошей инфраструктурой и тренеров, имеющих лицензию на право работать с детьми. Наличие лицензии – очень важно. Каждый тренер знает, какие занятия ему проводить с разными возрастными группами. На мой взгляд, в России совсем иная ситуация. Мне показалось, что детей в вашей стране обучают не те, кому это положено по профессиональному статусу, а те, кто согласен на такой род деятельности. Более того, я думаю, что даже любительские голландские команды опережают российские по развитию инфраструктуры и в организации работы с детьми. В каждом районе нашей страны существует множество спортивных клубов, которые набирают детей 5-6 лет, чтобы те просто играли. Однако дети уже знают, как вести себя в клубе - у них есть правила поведения, есть отличные тренеры, хорошие поля. В клубах предусмотрены специальные помещения для родителей, где можно отдохнуть или перекусить. Начиная с 6-летнего возраста, проводятся соревнования – поначалу довольно простые: 4 на 4 или 7 на 7 игроков. Используются маленькие ворота. Получается своего рода имитация уличного футбола. Самое главное качество процесса подготовки - организация. В России такого я не увидел. Даже питерская "Смена", которая считается одной из лучших школ в стране, долгое время имела в своем распоряжении довольно плохие поля и раздевалки, и лишь сейчас все меняется к лучшему. Разумеется, такие вещи не прибавляют детям энтузиазма, который так важен для достижения результата.

- В чем, на Ваш взгляд, основные слабости российского юного футболиста?

- Пока мне трудно оценить все нюансы. Постараюсь рассказать, как построена работа с детьми в Голландии, а вы сможете сравнить это с российскими реалиями. С детьми надо начинать работать с раннего возраста, и на каждом этапе необходимо развивать соответствующие качества посредством специальных упражнений. С шести до десяти, и даже до двенадцати лет, наиболее важное качество – техника владения мячом. В данном возрасте физические кондиции не имеют особого значения, нужно немного добавлять лишь некоторые азы тактики. В плане физических качеств достаточно, чтобы ребенок не был слишком толст и имел более или менее спортивную конституцию. Дети с недостаточно спортивным складом также могут заниматься футболом, но уровнем ниже. Детей отбирают в разные команды - если есть хорошие качества, то ребенок играет за первую команду своего возраста, если таких качеств нет, то, например, за пятую или шестую. Это очень интересная система, так как можно одновременно наблюдать за сотнями детей и видеть, кто имеет талант, а кто нет, кто может играть лишь на любительском уровне, а кто способен пробиться на самый верх. Нередко изначально «бесперспективные» дети со временем прогрессируют настолько сильно, что оказываются среди лучших в самых сильных группах.

- В чем главное достоинство такой системы?

- Повторюсь: мы делаем акцент на возраст ребенка и естественное развитие. Если мальчику шесть лет, то нет смысла давать ему на тренировках упражнения, направленные на развитие физических кондиций или тактические упражнения. Не надо заниматься с детьми и психологией - надо просто дать им возможность играть в футбол. Когда юные футболисты достигают возраста 14-16 лет - вот тогда следует обучать их в умственном и психологическом плане и, естественно, в тактическом. Голландская школа подготовки юных футболистов предлагает использование в игре тактического построения 4-3-3, и все эту систему знают. Но помимо этого, мы обучаем ребят и другим тактическим схемам. Когда юноши подходят к оптимальному возрасту, мы учим их менять игровую модель во время матча без участия тренера. Поэтому наши футболисты во время игры всегда думают, как им изменить свои действия, чтобы это стало сюрпризом для соперника. Таким образом, голландцы знают много тактических схем, что позволяет всегда играть в атакующем ключе. В России ранее играли в более оборонительный футбол, например, по схеме 4-4-2 или 5-3-2, в то время как в Голландии предпочитают действовать с атакующей расстановкой 4-3-3 или, по крайней мере, ближе к этой схеме.

- В России долгие годы основным источником поступления талантов в футбольные школы был дворовый футбол. Но в Голландии, насколько нам известно, нет даже дворов как таковых - в российском понимании. Как получают первичные футбольные навыки юные голландцы?

- Тренируются в клубе 3-6 раз в неделю. Клуб – это не обязательно футбольная академия с громкой вывеской – это может быть и просто любительская секция, но обязательно (!) с хорошо подготовленными тренерами. Помимо этого, по всей Голландии построены специальные площадки для уличного футбола, кроме того, дети много играют в футбол в школе. Возможно заниматься и дополнительно - например, среда может быть специальным днем для сверхурочных спортивных занятий с детьми в школе, поэтому подрастающее поколение имеют возможность постоянно играть.

- Принято считать, что основная проблема российского детско-юношеского футбола – слабая материальная база. Но ведь существуют и сугубо методические просчеты. Увидели ли Вы их в России?

- Я видел только игры молодежного состава "Зенита" и матчи юношеского турнира, но должен сказать, что в этих встречах я видел хороших футболистов, обладающих ценными игровыми качествами. Я заметил много одаренных игроков. Россия богата на футбольные таланты, но необходимо их правильно развивать. Не надо улучшать физическую форму посредством постоянных беговых упражнений - следует давать ребятам работать с мячом, тренироваться с мячом, думать с мячом. Крайне важно, чтобы это понимали и сами юные футболисты, и их тренеры, и даже родители - все, кто вовлечен в процесс подготовки. Футбол - это игра с мячом. Конечно, беговые и другие физические упражнения нужны в большом футболе, но прежде всего - дайте детям играть в футбол!


- Существует понятие «селекция», подразумевающее некий отбор сильнейших среди большого числа претендентов. В детском футболе селекция – это условность или объективная необходимость? Ведь нередко разглядеть будущую звезду в раннем детстве очень сложно. Каковы должны быть критерии селекции в детском возрасте?

- Мы в Голландии всегда говорим, что существует пирамида, которая олицетворяет футбол. Берем, к примеру, 20 тысяч детей, которые начали заниматься футболом в возрасте 5-6 лет. Среди них есть хорошие и плохие, худые и полные, старательные и ленивые - в общем, абсолютно разные игроки. Множество бывших профессиональных футболистов работает после завершения своей карьеры селекционерами в детском футболе. Они выбирают на следующий возрастной уровень лучших игроков, и так происходит регулярно. Пирамида очень важна - на ее вершине находятся лучшие профессиональные футболисты, а те, кто не обладает необходимыми качествами, постепенно выходят за ее пределы и могут играть в футбол в свое удовольствие. После каждого очередного отбора юные футболисты получают новые специфические тренировки, которые также зависят от возраста. Для 10-12-летних такие тренировки дают понимание, как строится командная игра, иногда даже подобная подготовка начинается для хорошо обученных детей 8-10-летнего возраста. Они уже начинают использовать схему 4-3-3. Сначала дети постигают технику, в 12-14-летнем возрасте добавляется тактика. Только в 16-18 лет появляются специальные упражнения на улучшение физических кондиций и некоторые психологические моменты, так как в конце обучения молодого игрока уже нужно учить быть профессионалом. В 19 лет игроки должны обладать всеми перечисленными навыками.

- В российском детском футболе нередко складывается парадоксальная ситуация: наиболее способных детей отбирают в футбольные школы по физическим показателям, но затем это преимущество в «физике» нивелируется за счет неправильного методического обучения. Потенциально сильные игроки останавливаются в росте и оказываются потерянными для большого футбола. Как быть с этой проблемой?

- Серьезной ошибкой является то, что многие тренеры придают большое значение физическим качествам юных футболистов, отбирая игроков, например, с высокой скоростью. В первую очередь, тренер должен обратить внимание на то, есть ли у мальчика технический потенциал. Если же отбор происходит иначе, то это заблуждение. В юном возрасте не имеют большого значения габариты игрока, не так уж важно на этом этапе выиграть какой-то матч. Главное, чтобы игроки становились лучше и лучше, прогрессировали. Одержать победу в детском соревновании можно за счет отбора юных футболистов по физическим кондициям: естественно, что они переиграют более слабых физически, но лучше одаренных технически сверстников. Самое же главное для будущего - приобретать необходимые качества в нужное время, и тогда лет в шестнадцать способный игрок станет заметен. Возьмите, к примеру, нынешнюю российскую звезду Андрея Аршавина. Когда он начал заниматься футболом в детском возрасте, у него, судя по всему, были проблемы: он отнюдь не богатырь. Сейчас это сильный игрок, а в детстве игра для него была, возможно, слишком быстрой и тяжелой. Но он рос и рос, набирая силу постепенно. Сейчас он один из лучших в стране, а те, кто был сильнее в его детской команде, скорее всего, сейчас уже в футбол не играют. Таким образом, повторю еще раз, техника - это фундамент. Конечно, важна и скорость, и другие физические качества, но они - всего лишь надстройка.

- Верно ли утверждение, что тот, кому суждено стать классным футболистом, все равно им станет, невзирая на обстоятельства? Или все-таки настоящим талантам надо помогать, относиться к ним максимально бережно?

- Обязательно надо помогать! Одаренных детей надо поддерживать, развивая их сильные качества и стараясь улучшать более слабые стороны. Талант - это всего лишь малая часть хорошего игрока, грамотное обучение и работа самого футболиста могут дать ему много больше. При неправильном обучении талантливые игроки не смогут раскрыться в большом футболе, они попросту погибнут.


- Какое место в вопросе воспитания резервов должна занимать психология? Должен ли сам тренер быть психологом, или необходимо пользоваться услугами привлеченных специалистов в этой сфере?

- Когда дети начинают играть в футбол, тогда лучше порой, чтобы родная мать была тренером для ребенка. В этом возрасте пусть они играют сами для себя, в команде из четырех человек, и не надо им ничего говорить, пусть просто играют. Лет с восьми уже можно примерять ребят на разные игровые позиции – попробовать в качестве защитника, нападающего и т.д. В возрасте 8-10 лет трудно понять, в каком амплуа лучше играть юному футболисту, и только протестировав разные варианты, вы получите шанс найти верное решение. Это очень тонкая и вдумчивая работа, и она сугубо тренерская.

- Какой совет Вы могли бы дать российским тренерам, работающим в сфере детско-юношеского футбола?

- Я думаю, что для российских детских тренеров было бы полезно послушать специальные курсы, которые читают европейские специалисты о системе подготовки, благодаря чему ваши тренеры узнали бы, как работать с отдельными возрастами. В России много талантливых юных игроков, но нужно обучать их правильно, иначе многие футболисты будут потеряны для большого футбола.


- Что бы Вы посоветовали родителям, видящим в своем ребенке будущего профессионального футболиста?

- Очень часто родители являются большой проблемой для молодых игроков. Взрослые смотрят матчи с участием своих детей и начинают кричать, причем такое происходит повсеместно. Родители часто полагают, что их сын является лучшим футболистом в мире, либо наоборот – самым бездарным. Их субъективный взгляд может больше навредить, чем помочь, поэтому лучше держать рот на замке. Пусть тренер занимается своей работой, а родители сидят на трибуне или в подтрибунном помещении - спокойно, без криков. Позвольте детям играть в футбол, и вы обязательно дождетесь позитивного результата.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1678 : 30. 01. 2021, 01:28:31 »

Вот интересно что-то такое почитать от шахматного селекционера. Потому, что у меня складывается впечателение, что в шахматах у всех большие амбиции.

И  так как это интеллектуальный спорт, то писать про селекцию по интеллектуальному признаку - табу для всех.
Записан
Футболист
Абориген
*****
Сообщений: 1822


« Ответ #1679 : 30. 01. 2021, 01:30:47 »

Я вот еще такие тесты использую

* Тесты.docx (341.87 Кб - загружено 91 раз.)
Записан
Страниц: 1 ... 110 111 [112] 113 114 ... 243
  Печать  
 
Перейти в: