Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Голосование
Вопрос: Кому интересно и полезно то, что я пишу здесь в своем блоге
Мне интересно и полезно
Мне интересно, но пользы мало
Мне не интересно и бесполезно
Вы реально тролите!

Страниц: 1 ... 102 103 [104] 105 106 ... 243
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 294728 раз)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1545 : 17. 01. 2021, 09:12:39 »

Тут самое интересное в пользу теории админа про важность приспособленности к шахматам.

Представим, что у нас выборка 100% детей.

Все дети начали ПРАКТИКОВАТЬСЯ шахматам (играть практические партии с анализом ошибок).

Как я люблю шутить, ВСЕ догадались сходить в туалет когда уже не могу.

Но что мы видим дальше.

У неприспособленных начал падать рейтинг.

У них пропало настроение и мотивация.

Они перестали ПРАКТИКОВАТЬ.

Остались более приспособленные.

Они продолжают ПРАКТИКОВАТЬ и их рейтинг растет.

Менее приспособленные  проигрывают и отвалились.

У самых приспособленных мы видим картину ВЫРОС РЕЙТИНГ и САМЫЙ БОЛЬШОЙ НАИГРЫШ.

Мы делаем вывод, что чем больше ПРАКТИКИ, тем больше будет расти рейтинг.

НО на самом деле, Админ хочет до нас достучаться, если неприспособленные из выборки 100% продолжили бы играть, то хоть бы они наиграли даже больше чем самые способные, они бы и близко не подошли бы к их рейтингу.

СПОСОБНОСТИ ВО ГЛАВЕ УГЛА ВСЕ РАВНО, даже если всех тренировать правильно с разбором всех ошибок, используя суперсовременные методики.

Мне кажется именно в этом разгадка парадокса!
« Последнее редактирование: 17. 01. 2021, 09:16:42 от alegriblog » Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1546 : 17. 01. 2021, 09:50:40 »

Поэтому задачи тренера:

1) организовать правильную систему обучения, которой следовать изо дня в день, шлифуя ее.

Пусть это будет интенсивная практика с разбором первой ошибки.
Пусть это будет чтение книг чемпионов мира или лучших тренеров.
Пусть это будут многочасовые анализы партий и штудирование эндшпилей.

"Все профессии нужны - все профессии важны"

Тренеры со своими методиками тоже будут конкурировать между собой за лучших учеников и в итоге выживут сильнейшие.

Кристализируется наиболее адекватная времени методика обучения.

Главное не пускать обучение на самотек.

Нужно всегда стараться совершенствовать тренеру свою методику обучения.

2) организовать постоянный поток новичков, из которых обязательно будут способные, как ДЖОКЕР в колоде карт.

Нужно просто долго и тщательно перебирать колоду карт в поисках своего Джокера.
Чем дольше мы на этой работе, тем больше шанс найти Джокера из колоды.

Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #1547 : 17. 01. 2021, 10:16:56 »

СПОСОБНОСТИ ВО ГЛАВЕ УГЛА ВСЕ РАВНО, даже если всех тренировать правильно с разбором всех ошибок, используя суперсовременные методики.
В этом рассуждении несколько ошибок.
1. Способности к шахматам это не «бит информации», «есть способности /нет способностей», а величина, принимающая разные значения, и определяемая только в сравнении. И, если ваши (мои) способности по сравнению с Карлсеном исчезающе малы, то по сравнению с «нубами» ваши (мои) способности бесконечно велики.
2. Вы не можете заранее предсказать (без результатов на личессе) кто способный, а кто нет. Так что здесь больше похоже на подгонку под ответ: «у кого успехи тот и способный».
3. Все дети развиваются по-разному, поэтому на коротком интервале один может иметь большие успехи , а потом другой его обгонит. Я это за время проведения в шахматной тусовке видел много раз. В Германии принято любого кто превзошёл минимальные ожидания называть -талантом. Проблема в том, что в период «неуспехов» (а такой период бывает у всех шахматистов), его также быстро объявляют -«не талантом». И такие качели это очень плохо, даже если вы ребёнку об этих качелях не сообщаете.
4. Мой подход совершенно другой: тренеру «забить» на понятия способный/неспособный, а просто радоваться повышению рейтинга у ученика, стабильному интересу учеников к вашим вебинарам, видео урокам, а особенно САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ нахождению (и объяснению!) своих ошибок.

Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1548 : 17. 01. 2021, 10:42:52 »

Цитировать
Способности к шахматам это не «бит информации», «есть способности /нет способностей», а величина, принимающая разные значения, и определяемая только в сравнении.

Я полностью согласен!

Поэтому в моем примере исследования самые-самые неспособные слились сразу (сыграв мало партий и все проиграв, скажем), потом сливаются уже чуть менее неспособные (сыграли сто партий и слили рейтинг), потом середняки барахтаются ни шатко, ни валко, а самые способные практикуют очень много, им это в кайф и они наращивают рейтинг.

Поэтому, когда мы смотрим на голые числа, мы видим картину, что РЕБЯТА ОЧЕНЬ МНОГО ИГРАЛИ И МНОГО НАБИЛИ РЕЙТИНГА, а вот эти мало играли и посливали.

И нам интуитивно кажется: НУЖНО ИМ ТОЖЕ МНОГО ИГРАТЬ.  Мы начинаем мучить неспособного ребенка игрой, приводя в пример успешных детей, в надежде сделать из неспособного -  высокорейтингового топа, но это невозможно, потому что малыш просто неприспособленный к шахматам от природы. Как я неприспособлен быть борцом СУМО.

 Этот парадокс я только сейчас осознал в полной мере, до меня только сейчас дошло! Хотя админ много раз это объяснял, как мне помнится.

Но пока сам не столкнешся с этим и не включишь голову, ничего непонятно!

Я абсолютно согласен, что заранее определить уровень способности ребенка к шахматам невозможно. Нужно всех детей отправить практиковаться! Даже так:

- для начала пусть пройдут ликбез (скажем в виде решения простых задач), а потом отправить практиковаться!

Но тут даже во время ликбеза уже будет видно кто способный, а кто нет.

У меня есть ЛИКБЕЗ: 20 папок по 50 тактических задач с возрастающим уровнем сложности.

Самый способный ребенок решит быстро все элементарные задачи из первой папки и начнет быстро продвигаться вверх до 10-15 папки.

А вот самый неспособный или тот кому еще рано заниматься шахматами, будет первую, вторую, третью папку "мучить" несколько месяцев.

Поэтому у меня в 1-3 папке очень много задач сделано для такого уровня ребят, а чем более высокий уровень сложности задач, тем их уже меньше надо.

Ребенка, хорошо решающего задачи, нужно быстрее отправлять в практическое плавание!

Цитировать
2. Вы не можете заранее предсказать (без результатов на личессе) кто способный, а кто нет.

Практически согласен. Но как писал выше, на стадии ликбеза по решению задач многое видно!

Цитировать
Так что здесь больше похоже на подгонку под ответ: «у кого успехи тот и способный».

А вот тут интересно! Скорее всего истина близко,  что «у кого успехи тот и способный»

Вообще сейчас я вижу отчетливо три ключевых необходимых фактора для успеха ребенка в шахматах:

1) СПОСОБНОСТИ к шахматам - то про, что много говорил админ, то из чего варится суп;
2) ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ИНТЕНСИВНАЯ ПРАКТИКА (много играть и разбирать свои ошибки в партиях самому, с тренером, читая книги гроссмейстеров, где разбираются позиции, которые возникают регулярно в партиях ребенка);
3) ВЕЗЕНИЕ - вот повезло мне родится в январе и стал я "на волоске" вице-чемпионом Украины до 10 лет и дальше по дороге шахмат мне уже легче было идти.
                   -      повезло одному ученику, который в то время у меня тренировался родится в феврале и он тоже стал вице-чемпионом Украины до 8 лет;
                  - вот у меня уже два таких козыря во многом на везении собранных и мне уже намного легче по жизни чем другим.

Цитировать
Все дети развиваются по-разному, поэтому на коротком интервале один может иметь большие успехи , а потом другой его обгонит. Я это за время проведения в шахматной тусовке видел много раз.

возможно такое, что ребенка неправильно тренировали и он из-за этого отстал в развитии?

или ребенок (обычный середнячек) изначально пришел подготовленный родителями (родители дома с ним много занимались шахматами до того, как вести в клуб) в группу новичков. Сначала был в лидерах в этой группе, но потом более способные его обогнали. У меня такие примеры были.
« Последнее редактирование: 17. 01. 2021, 11:04:38 от alegriblog » Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #1549 : 17. 01. 2021, 11:04:38 »

Цитировать
Способности к шахматам это не «бит информации», «есть способности /нет способностей», а величина, принимающая разные значения, и определяемая только в сравнении.

Я полностью согласен!

 Мы начинаем мучить неспособного ребенка игрой,

Я абсолютно согласен, что заранее определить уровень способности ребенка к шахматам невозможно. Нужно всех детей отправить практиковаться! Даже так!

Для начала пусть пройдут ликбез (скажем в виде решения простых задач), а потом отправить практиковаться!

Но тут даже во время ликбеза уже будет видно кто способный, а кто нет.

У меня есть ЛИКБЕЗ: 20 папок по 50 тактических задач с возрастающим уровнем сложности.

Самый способный ребенок решит быстро все элементарные задачи из первой папки и начнет быстро продвигаться вверх до 10-15 папки.

А вот самый неспособный или тот кому еще рано заниматься шахматами, будет первую, вторую, третью папку "мучить" несколько месяцев.

Поэтому у меня в 1-3 папке очень много задач сделано для такого уровня ребят, а чем более высокий уровень сложности задач, тем их уже меньше надо.

Ребенка, хорошо решающего задачи, нужно быстрее отправлять в практическое плавание!


5. возможно такое, что ребенка неправильно тренировали и он из-за этого отстал в развитии?
Здесь много интересных (спорных) высказываний.
1. Кто же такой «зверь», что «мучает» неспособного ребёнка игрой?
2. Быстро решённые «простые» задачи не говорят о том, что другие неспособные.
3. Вот здесь согласен. Сначала ликбез, а потом турниры.
4. Что такое МНОГО практики мне неясно. На начальном этапе  у нас с практикой было так-1 рапид (9 туров)+3-4 классические партии в месяц (в среднем за год). По вашей схеме это очень мало (наверное).
Знаю, что эти сравнения здесь не любят, но у спортивного плавания такая же схема: 1 соревнование в месяц (2 дня), а остальное 2 раза в неделю тренировки.
5. Возможно.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1550 : 17. 01. 2021, 11:07:57 »

Цитировать
Что такое МНОГО практики мне неясно.

в живых турнирах много практики трудно получить.

Я больше говорю о ИНТЕНСИВНОЙ ПРАКТИКЕ через призму игры на личесс в блиц в 2020 году.

Сам я сыграл 4500 партий в 2020 году на личесс.

Мои все топовые ученики тоже много. А вот те, кто начали отставать они как раз мало играли в интернете.

Недостаток практики сказывался.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1551 : 17. 01. 2021, 11:10:18 »

Цитировать
1. Кто же такой «зверь», что «мучает» неспособного ребёнка игрой?

мне кажется таких амбициозных родителей много. особенно в столицах, в Москве, например. или нет?
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #1552 : 17. 01. 2021, 11:32:45 »

Цитировать
1. Кто же такой «зверь», что «мучает» неспособного ребёнка игрой?

мне кажется таких амбициозных родителей много. особенно в столицах, в Москве, например. или нет?
Амбициозные родители должны иметь повод для амбиций. То есть уверенно прогрессирующего в шахматах ребенка. Его и "мучают". Для общего развития никто никого мучить не будет, думаю.
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #1553 : 17. 01. 2021, 11:51:16 »

Цитировать
Что такое МНОГО практики мне неясно.

в живых турнирах много практики трудно получить.

Я больше говорю о ИНТЕНСИВНОЙ ПРАКТИКЕ через призму игры на личесс в блиц в 2020 году.

Сам я сыграл 4500 партий в 2020 году на личесс.

Мои все топовые ученики тоже много. А вот те, кто начали отставать они как раз мало играли в интернете.

Недостаток практики сказывался.
Я об этом и говорю. Нисколько не возражая против вашей системы-сыграть тысячи партий онлайн, я только объясняю, что есть альтернатива- сыграть сильно меньше партий, но с другими методами в обучении. Результат также неплохой Улыбающийся
Кстати по поводу игры с компом, мы также использовали эту схему. У «гарика» есть около 12 уровней игры, так что можно и тренироваться и «турниры» устраивать. Комп выдаёт график оценки, и место ошибки (ошибок) сразу видны. И у многих при таком разборе появляется дополнительный интерес-ход ошибки подсказал комп, а объяснение и нахождение правильного хода-дело ученика. За объяснение и нахождение правильного хода-+3 балла Улыбающийся
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1554 : 18. 01. 2021, 12:45:20 »

Ключевые законы успеха ученика в шахматах, как я вижу это сейчас (нужно будет дальше развивать эту теорию):

1) У всех детей разный уровень способностей к шахматам (возможно там нормальное распределение Гаусса среди всей выборки детей, но не уверен, нужно уточнять), который задает окончательную планку результатов, ВЫШЕ которой данный человек никогда не прыгнет.

Определить, какой уровень способностей у ребенка к шахматам:
1) Базовый тест: https://lichess.org/learn#/ для полного новичка.
2) Решение тактического штурма на chess.com (без ограничения времени и с ограничением времени), сюда можно добавить решение этюдов и задач на визуализацию (когда в уме представляются ходы, а потом ищется комбинация) - универсальный тест.
3) реализация  материального перевеса против компьютерной программы - не практикую, но, думаю, можно тоже использовать.
4) рейтинг на личес для уже практикующих, которые показали, что какие-то способности есть.

Согласитесь, что 1200 в блиц у практикующего шестилетнего будет говорить о больших способностях и перспективах по сравнению с 1100 практикующего 9 летнего.  

Я уверен все это можно систематизировать и свести в таблицы и графики с учетом возраста ребенка и количества времени, которое он уже занимается  шахматами.

Тренер обязан четко представлять в какой ЛИГЕ по своим способностям данный ученик. Обычно это кристализируется со временем, когда наигрывается большая дистанция и рейтинг становится более менее отражающий статус кво.

Месяц и год рождения ребенка, его рейтинг. Такая таблица есть у каждого тренера и в зависимости от этих важнейших показателей ребенок попадает в определенную ЛИГУ по способностям.

Тренер никогда не будет требовать невозможное от ребенка, который в намного более низкой лиге.

Нравятся шахматы - ходи занимайся с удовольствием.

Но грамоты и медали будут тренеру приносить всегда дети из ЗОЛОТОЙ ЛИГИ!

2) ИНТЕНСИВНАЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННАЯ ПРАКТИКА - увеличивает силу игры способного ребенка до предела заложенного уровнем способностей

 Сюда входят:
- игра по интернету и вживую с разбором ошибок (с помощью тренера, самостоятельного анализа, компьютерной программы, базы данных, поиска информации о данной ситуации в книге и т.д.) ;
- консультационные партии ученика и тренера против компьютера с дальнейшей самостоятельной работой ученика;
- наигрывание и анализ типичных позиций, которые чаще встречаются (начальная позиция, эндшпиля, типичные миттельшпильные позиции).

3) Именно УДАЧА  в высококонкурентной среде, когда у детей и выдающиеся способности и УСПЕШНАЯ ИНТЕНСИВНАЯ ПРАКТИКА, отделяет вицечемпиона от Чемпиона!

4) Эффект снежного кома. К ЧЕМПИОНУ ЛИПНУТ ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ.

Один раз повезло стать чемпионом в высококонкурентной среде, обогнав такого же способного обкатанного конкурента, и дальше все становится для такого чемпиона все лучше и лучше!

Главные конкуренты в присутствии Чемпиона играют хуже. Это известный факт! Я видел уже это много раз!

Опираясь в анализе на эти законы успеха шахматиста многое становится очевидно!
« Последнее редактирование: 18. 01. 2021, 01:18:00 от alegriblog » Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1555 : 18. 01. 2021, 11:46:28 »

Тема про способности к шахматам вызвала большой интерес!

Выкладываю интереснейшие данные по своим воспитанникам (но без фамилий).

Это  точки на координатной оси, где по одной оси: рейтинг ребенка на личесс, а по другой оси, количество дней со дня рождения ребенка.

Данные достаточно релевантные! Все дети ПРАКТИКОВАЛИСЬ. Дети весь 2020 год каждый день играли турниры на личесс. У них один тренер. Методика одинаковая. ФАКТОР ВЕЗЕНИЯ тут не особо важен.

А теперь смотрите, иначе как УРОВНЕМ СПОСОБНОСТЕЙ - эту картину нельзя объяснить!

Смотрите ниже по ссылке:

https://ibb.co/54W3Cbg

Дети со средним уровнем способностей к шахматам: 4 звездочные попадают в средний коридор. Таких большинство.

Я еще не уверен под каким углом правильнее нарисовать этот коридор. Зеленый или красный?
.
Сейчас склонен считать, что ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР ПРАВИЛЬНЫЙ. Все-таки скорость роста детей не может ускоряться как это на красном коридоре.

Так вот ЗОЛОТАЯ ЛИГА - это пятизвездочные дети, которые ниже ЗЕЛЕНОГО КОРИДОРА.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО - эти все дети приносят мне грамоты и медали на городских турнирах. ОНИ ОЧЕНЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ.

Основная группа дети средних способностей - 4 звездочные В ЗЕЛЕНОМ КОРИДОРЕ. Их подавляющее большинство.

ТРЕХЗВЕЗДОЧНЫЕ ВЫШЕ ЗЕЛЕНОГО КОРИДОРА.

О, ЭТО ГЕНИАЛЬНЫЕ ПИАРЩИКИ: "МОЙ РЕБЕНОК ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ШАХМАТЫ", "ДА, Я ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ ИГРОК", а по факту результат на лицо.

Но мы видим что большинство детей - совершенно обычные дети со средними способностями к шахматам!

Если Вы хотите узнать насколько способный Ваш ребенок, просто составьте такую таблицу в сравнении с Вашими конкурентами и посмотрите находится ли игрок НИЖЕ ЗЕЛЕНОГО КОРИДОРА.

ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО НАРИСОВАТЬ КОРИДОР нужно чтобы большинство точек попадали в этот коридор и при этом наклон коридора был АДЕКВАТНЫЙ. СКОРОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ВОЗРАСТОМ ЗАМЕДЛЯЕТСЯ.

По сути я подкрепляю своими данными исследование Админа.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1556 : 18. 01. 2021, 01:20:24 »

ЧЕМПИОНСКОЕ ВЕЗЕНИЕ И ЭФФЕКТ МАТФЕЯ

Давайте расширим выборку на всех наших талантливых детей города.

И рассмотрим подробнее Чемпионское везение и Эффект Матфея (богатому прибавится, а у бедного заберут и то что есть)

Смотрите ссылку:
https://ibb.co/8xGwvMb

Нужно понимать, что разницы в мастерстве, способностях и интенсивности практики в высококонкурентной среде на высоком уровне между Чемпионом и ВицеЧемпионом ее нет.

Но именно Чемпиону достаются все лавры и внимание, он получает доступ к лучшим тренерам, с ним начинают носиться как с ПИСАНОЙ ТОРБОЙ, его начинают бояться конкуренты и из-за этого играть хуже.

Соответственно СПОСОБНОМУ РЕБЕНКУ, которому повезло стать ЧЕМПИОНОМ, а не ВИЦЕ, начинает, как говориться постоянно заходить МАСТЬ.

Вот посмотрите на график по ссылке.
https://ibb.co/8xGwvMb

Все самые способные 5-звездочные дети разместились в узком коридоре.

Середняки, которых много, в своем коридоре.

Но один ребенок выделяется особо.

Такое ощущение что в нижней правой части графика - черная дыра, которая притягивает ОДНОГО из группы САМЫХ СПОСОБНЫХ, которому повезло в маленьком возрасте стать Чемпионом области и стать медалистом на Украине.

С ним начинают "нянчиться", в него вкладывают большие деньги, больше возят по турнирам, тщательно отбирают лучших тренеров - и вот он РЕЗУЛЬТАТ.

Отклонение ДАЖЕ ОТ КОРИДОРА САМЫХ СПОСОБНЫХ.
« Последнее редактирование: 18. 01. 2021, 01:22:21 от alegriblog » Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #1557 : 18. 01. 2021, 01:22:31 »

А можно поподробнее объяснить про то, о чём речь идёт? Что там есть - что.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #1558 : 18. 01. 2021, 01:30:36 »

По оси абсцисс - рейтинг на личесс, да? А что по оси ординат отложено? Время?
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #1559 : 18. 01. 2021, 01:37:09 »

Цитировать
А можно поподробнее объяснить про то, о чём речь идёт? Что там есть - что.

по иксу, рейтинг на личесс в блиц.

по игреку, если по простому количество прожитых дней на свете игроком :-)
Записан
Страниц: 1 ... 102 103 [104] 105 106 ... 243
  Печать  
 
Перейти в: