Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Голосование
Вопрос: Кому интересно и полезно то, что я пишу здесь в своем блоге
Мне интересно и полезно
Мне интересно, но пользы мало
Мне не интересно и бесполезно
Вы реально тролите!

Страниц: 1 ... 64 65 [66] 67 68 ... 243
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 295835 раз)
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #975 : 09. 11. 2020, 12:15:13 »

Вы не в счет) у вас сейчас каждый ребенок на счету и важен. И это очень здорово. И каждый из них чувствует свою значимость. Один разбор партий чего стоит. Вы же не только "топовые" партии смотрите, но и аккуратно разбираете глупые ошибки. Никто не обижен, все охвачены...
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #976 : 09. 11. 2020, 11:47:10 »

reaction_und_co, о среднем уровне, важности методик и для того, чтобы доказать Вам тезис о том, что абсолютно каждого здорового ребенка можно научить, если найти правильный подход (только один будет расти быстро как бамбук :-), а другой медленно, как движется черепашка :-)) я хочу рассказать три истории из своей жизни, которые я до этого вроде бы не рассказывал никогда.

Первая история из 2006-2007 года, а вторая и третяя свежие.

В 2006 году я начал играть в покер в интернете. Я тогда был студент Киевского политеха. Мне повезло, что у меня были хорошие учителя из России и Америки на покерном форуме, которые объяснили на пальцах в каком направлении нужно копать и где искать важную информацию. Во многом благодаря этому я и не стал лудоманом, а стал стабильно выигрывающим игроком.

Так вот когда я только начинал я играл 4 стола одновременно на 10 человек за столом, но суть не в этом.

Давать сеанс за 4 столами против 9 соперников достаточно легко, когда знаешь стратегию игры, и я с 50 долларов нарастил капитал до 600. Для бедного студента это был грандиозный успех.

Но тогда культивировалось мнение, что нужно играть столы где 6 человек, а не 10. Мол, легче выигрывать и больше перспектив. Так оно и было на самом деле! НО!

Когда я пересел за короткие столы (где 6 человек) и стал играть так же 4 стола, то я за пять дней проиграл 50 процентов всего капитала.

300 долларов просто улетели в трубу. Что-то было неправильно в методике!

И тогда я вычитал у одного американца на форуме, что нужно играть 1 стол, а не четыре, потому что нагрузка на мозг при игре за короткими столами намного больше чем за длинными.
И к тому же играя 1 стол следить, чтобы самый слабый игрок за столом был сразу по правую руку от вас! Так как тогда вы чаще в позиции на слабого игрока (типа как в шахматах, чаще играете белыми)

Только внедрив эти два совета я попер как танк. И уже на начало 2008 года у меня на счету было 10 тысяч долларов.

Понимаете, как важно действовать по правильной методике! Вроде бы все тоже самое, но внедрив всего две новые идеи, результаты значительно улучшились.
Думаете, я был какой то вундеркинд с покерными генами? Нет, мне чтобы врубиться в математику покера приходилось по сто раз перечитывать книжку. Доходило как до жирафа. И до сих пор, я многой математики не понимаю.

Вторая история была не так давно. Вы вероятно уже знаете, что у меня сейчас непосредственно под моим руководством чуть более 35 детей занимается. И ихний уровень игры в шахматы очень разнится. Есть дети с рейтингом 1000-1200 на личесс, есть 1800-1930. В общем они все вытянулись в цепочку от 1000 до 1930. И потихоньку усиливаются.

Так вот в один день в одну групу ко мне пришли только 1000-1200. И я решил проверить на них свою гипотезу.

Я им дал 12 задач на тему король и пешка против короля. Нужно было оценить все эти позиции и сказать, как завершиться партия при идеальной игре двух сторон. Ничья или победа белых.
Задание сложное, потому что в таких эндшпилях много тонкостей. Они уже для детей уровня 1600-1700.

Так вот. Сначала я, не объясняя теории этих эндшпилей, дал каждому прорешать 12 задач.
Логично что результаты были рандомные и не отклонялись далеко от среднего математического. У кого то было 6 у кого то 4 у когого-то семь.

Тогда я  начинаю на демонстрационной доске объяснять этим пятиразрядникам суть этих эндшпилей. Каждую задачу мы разобрали.

И я снова даю им прорешать все 12.
Теперь результаты изменились.

У каждого ребенка они выросли!!!
У одного из 7 стало 12.
У другого из 7 стало 10.
У третьего из 6 стало 8.
и так далее.

То есть благодаря объяснению тренера все дети выросли, но кто-то вырос больше, а кто-то меньше.
И это обычные дети, которые по выражению Александра не приспособленные к шахматам. Иначе у них рейтинг был бы у же намного выше.

Ну и третья свежая история.

Я на занятии более сильных детей даю им 36 задач на тактику (визуализация по Ярославу Призанту).
На первом занятии рекорд 15, у самых отстающих результат 5-6.
На втором занятии те же задачи. Уже рекорд 22, у самых отстающих 7-8.
На третьем занятии рекорд 32, у самых отстающих 8.

Снова та же картина, все дети растут, но кто-то семимильными шагами, а кто-то очень медленным темпом.

Но растут все!

Нужно просто найти ключик к каждому ребенку.
Понять на каком он сейчас уровне и давать ему задания под его уровень! Объяснять под его уровень.

Вы же не будете объяснять интегралы 10 летнему. НО объяснить как считать площадь круга легко сможете.
А ведь по сути считают интегралами, но вы упрощаете и даете формулу. А объясните суть этой формулы, когда ребенок подрастет.
Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4004



WWW
« Ответ #977 : 09. 11. 2020, 11:58:03 »

У меня вопрос. А как тренеры относятся к среднему ребенку? От которого не будет спортивных успехов, но и для которого не надо искать суперключиков и методик? Вы его видите? Он вам интересен?

Отношение тренера сильно зависит от того, насколько ребенок увлечен шахматами. Определенный минимум внимания уделяется всем, а вот дальше все зависит от самого ребенка. Если ребенок не на шутку увлечен шахматами, то и тренеру он всегда будет интересен. И, наконец, есть дети чисто по-человечески интересные, необычные личности... И наоборот, дети с явными способностями к шахматам, но не очень-то мотивированные, быстро потеряют тренерское внимание, если тот поймет, что "не в коня корм". Что толку от способностей, если ребенок играть не хочет, если шахматы у него в жизни на 17-м месте...

В принципе, хороший тренер может увлечь почти любого ребенка шахматами, но это даст в подавляющем большинстве случаев лишь временный эффект. Так что "подбор ключика" - сомнительная идея.  Лично я предпочитаю выжидать и наблюдать. А тренерскую харизму лучше использовать в период ученических кризисов, чтобы помочь ребенку их преодолеть без ухода из шахмат.
« Последнее редактирование: 09. 11. 2020, 12:10:15 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #978 : 09. 11. 2020, 12:43:28 »

У меня вопрос. А как тренеры относятся к среднему ребенку? От которого не будет спортивных успехов, но и для которого не надо искать суперключиков и методик? Вы его видите? Он вам интересен?

Отношение тренера сильно зависит от того, насколько ребенок увлечен шахматами. Определенный минимум внимания уделяется всем, а вот дальше все зависит от самого ребенка. Если ребенок не на шутку увлечен шахматами, то и тренеру он всегда будет интересен. И, наконец, есть дети чисто по-человечески интересные, необычные личности... И наоборот, дети с явными способностями к шахматам, но не очень-то мотивированные, быстро потеряют тренерское внимание, если тот поймет, что "не в коня корм". Что толку от способностей, если ребенок играть не хочет, если шахматы у него в жизни на 17-м месте...

В принципе, хороший тренер может увлечь почти любого ребенка шахматами, но это даст в подавляющем большинстве случаев лишь временный эффект. Так что "подбор ключика" - сомнительная идея.  Лично я предпочитаю выжидать и наблюдать. А тренерскую харизму лучше использовать в период ученических кризисов, чтобы помочь ребенку их преодолеть без ухода из шахмат.
Мне нравится ваша позиция.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #979 : 09. 11. 2020, 01:40:00 »

Цитировать
Так что "подбор ключика" - сомнительная идея.  Лично я предпочитаю выжидать и наблюдать.

а как тогда на счет Отвала Петровича? Как с ним боретесь?

Или Вы уже пришли к позиции: "уйдут эти, все равно прийдут другие" :-)

Я знаю реально очень опытных успешных тренеров, которые пришли к такой философии.
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #980 : 09. 11. 2020, 01:49:09 »

Так ведь Мытищинец написал, что он работает с кризисами, поддерживая ребят и помогая им остаться в шахматах.
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #981 : 09. 11. 2020, 07:13:25 »

Если более конкретно, судя по всему ученик трусоват, как только видит что перед ним соперник, который может его победить.
Есть десятки хороших книг, фильмов, и жизненных историй, построенных на «победах андердогов». Далеко ходить за примерами не нужно, кубок Карьяла в хоккее. Очень многое зависит от рядом находящегося взрослого человека, чтобы помочь ученику. А иначе в чем смысл работы тренера?
Записан
Ипполит
De te fabula narratur
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4668


Не поддавайтесь панике, прячьтесь по домам!


« Ответ #982 : 09. 11. 2020, 08:10:05 »

Все хотят быть властителями душ, наставниками, гуру... Учителя, врачи, тренеры, священники... На меньшее многие не согласны. Все хотят думать о себе, что Шартрский собор строят, а не кирпичи таскают.
Записан

Ко всему вышесказанному относитесь критически или даже с недоверием, и проверяйте у официальных лиц на сайтах www.kremlin.ru и sobyanin.ru, ибо только там Правда
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #983 : 09. 11. 2020, 08:10:38 »

Цитировать
Так что "подбор ключика" - сомнительная идея.  Лично я предпочитаю выжидать и наблюдать.

а как тогда на счет Отвала Петровича? Как с ним боретесь?

Или Вы уже пришли к позиции: "уйдут эти, все равно прийдут другие" :-)

Я знаю реально очень опытных успешных тренеров, которые пришли к такой философии.

А всё без толку. В реалиях Москвы умненького ребёнка неизбежно схарчит школа ньюсовка.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #984 : 09. 11. 2020, 08:15:30 »

Всем добрый день. Провел турнир по классике, обрабатываю детские партии. Про одного своего ученика пришел к выводу, что его главные проблемы - характер, а именно отстутсвие. Не сейчас к этому пришел и раньше понимал это. Вот думаю, что ему на ближайшем занятии говорить. Особенно интересно послушать мнение Мытищинца, админа и Лимы. Заранее благодарен.

Заодно и на это отвечу. Для меня более не актуально. С подростком ещё туда-сюда - можно было бы о чём то таком думать, а с учащимися началки - нет.
Даже пытаться не стану. Маленькие.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4004



WWW
« Ответ #985 : 11. 11. 2020, 03:23:02 »

Цитировать
Так что "подбор ключика" - сомнительная идея.  Лично я предпочитаю выжидать и наблюдать.

а как тогда на счет Отвала Петровича? Как с ним боретесь?

Или Вы уже пришли к позиции: "уйдут эти, все равно прийдут другие" :-)

Я знаю реально очень опытных успешных тренеров, которые пришли к такой философии.

Я никак не борюсь с Отвал Петровичем. Если у ребенка серьезные и обоснованные причины уйти (например, за него уже решили родители  Подмигивающий), то вряд ли у тренера что-то получится. Реально тренер что-то может сделать лишь в некоторых определенных случаях. Речь идет о личностных кризисах, когда ребенок из-за кратковременного эмоционального срыва может принять скоропалительное решение. Назад-то возвращаться мало кто решается, даже если очень хочет. Кстати, редко бывает, что ребенок бросает неожиданно. Обычно тенденция легко наблюдаема.

Да и уход ребенка из шахмат тренер тоже должен правильно обставить. Плохо, когда дети просто исчезают, не сказав ни слова. Надо уметь расставаться по-дружески, не сжигая мосты. Тогда дети-"отступники" с тренером с удовольствием здороваются и общаются, а то и взаимодействуют: иногда играют в командниках, когда есть провал в составе, помогают в разных ситуациях. Весьма велика вероятность того, что они когда-нибудь в своей жизни вернутся в шахматы, пусть и на любительском уровне.

А "другие дети" действительно приходят. У меня, к примеру, несколько ключевых учеников в этом году ушли из шахмат. Но им на смену идут малыши с таким невероятным шахматным потенциалом, что я диву даюсь. Понятно, что будущее все расставит по полочкам, но то, что я вижу сейчас, льет мне бальзам на душевные раны  Смеющийся Смеющийся
« Последнее редактирование: 11. 11. 2020, 03:32:17 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Sergeev
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4354


Arbeit macht frei.


« Ответ #986 : 11. 11. 2020, 04:49:13 »

Да, очень большой наплыв интересных детей. Последний раз такая волна разнообразных талантов была перед 41 годом... .
Записан
Ипполит
De te fabula narratur
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4668


Не поддавайтесь панике, прячьтесь по домам!


« Ответ #987 : 11. 11. 2020, 04:55:16 »

В корень товарищ Сергеев зрит. Схожие в целом с нашими обобщения допускает
 Смеющийся
Записан

Ко всему вышесказанному относитесь критически или даже с недоверием, и проверяйте у официальных лиц на сайтах www.kremlin.ru и sobyanin.ru, ибо только там Правда
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4004



WWW
« Ответ #988 : 11. 11. 2020, 05:30:27 »

Учитывая разницу в возрасте талантов в 41-м и нынешних, до военных времен еще минимум десятилетие  Строит глазки Строит глазки
Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #989 : 12. 11. 2020, 11:56:02 »

Надо понимать, что устройство шахматной жизни в России практически не оставляет шансов продолжать заниматься шахматами ребёнку как он ими мог заниматься раньше (условно с 1 по 5 класс) во второй части получения общего образования.
Это просто медицинский факт. Ну... Как пример... Одно дело (похерив школу) сыграть в Moscow Open в 9 лет, и совсем другое в 15.
Из всего того, что тут было понаписано за многие годы по данной проблематике, суть состоит в том, что есть панацея от Михаила.
Организация шахматной жизни с упором на командники, но не просто командники, а которые проходят в течение всего года и ещё и с игрой раз в неделю. Никак не оспаривая такие дела, я просто пишу Михаилу (чего он не может понять до сих пор) что это невозможно.
Кстати, некий задел к этому существовал. И в те самые 90-е в Москве кстати сказать... У меня было основное соревнование как у тренера - командники 8+2. Теперь сами смотрите. Игра шла в течении двух месяце раз в неделю. Даже большим ребятам было абсолютно не сложно приехать сыграть за команду в выходной день. Те же самые большие ребята легко находили и какой нить вечер в неделю (как минимум) один чтобы прийти в секцию. Даже учась уже в средней и даже старшей школе. Что касается поездок на турниры, то и они не были проблемой в силу двух причин.
1. Дети были очень самостоятельны, родители не были поражены современной паранойей.
2. Каникулы во всех школах страны были по единой системе. Поехать в каникулы в тот же Петергоф даже весной или осенью были элементарно. В Москве - каникулы, в Питере тоже каникулы. Там турнир проводят - отсюда едут. Финалы первенств Москвы тогда тоже проводились только в каникулы. Попробуйте такое сделать сейчас в Москве, когда давно уже там триместры, тут фигестры, сям по старому, в тарарам пять недель учимся и одну отдыхаем.
Таким образом в те самые 90-е в Москве условный мальчик 13-15 лет (сейчас это жуткие переростки которых в шахматах кот наплакал) имел возможность в течении учебного года играть в и финале первенства Москвы (если это соответствовало его силе игры) и даже ездить на выездные соревнования без какого бы то ни было ущерба для школы. Ущерб школе могла нанести только поездка на Первенство страны. Но это многих ли касается? И на всех таких соревнованиях (включая и командник) играть партии с полным контролем. Ничто не мешало разумеется в каникулы никуда не ехать, а сыграть в турнире в Москве и сыграть (опять же ж!!!) не в хлоп-шлёп деревянные чурбачки.
Есть и другой путь. Я его узнал, когда стал заниматься сёги.
В любительском исполнении турниры по сёги (и в Японии и в Европе) проводятся только в два дня (суббота и воскресенье). Соответственно, это то ещё по напрягу мероприятие, ибо может выливаться в 4 игры в день. При этом, при приличном уровне любительской игры контроль позволяет тебе и сопернику провести за доской в каждом турнире более 2 часов.
Но для шахмат это не приемлемо. Это моё частное мнение. Основанное на разнице в играх и не только... Не приемлемо-то не приемлемо, а именно туда всё и двигалось все последние годы. Хлоп-шлёп чурбачки жрали нормальные шахматы поедом.

« Последнее редактирование: 12. 11. 2020, 12:00:29 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Страниц: 1 ... 64 65 [66] 67 68 ... 243
  Печать  
 
Перейти в: