Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Голосование
Вопрос: Кому интересно и полезно то, что я пишу здесь в своем блоге
Мне интересно и полезно
Мне интересно, но пользы мало
Мне не интересно и бесполезно
Вы реально тролите!

Страниц: 1 ... 37 38 [39] 40 41 ... 243
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 294932 раз)
Sergeev
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4354


Arbeit macht frei.


« Ответ #570 : 10. 06. 2020, 11:04:12 »

Сейчас только второй этап отыграли командников.https://lichess.org/tournament/Rr18gNPl   Александр Иванченко проводит. Не могу понять из какого города он. Российские командники тоже веселят. https://lichess.org/tournament/pYAIx638  Но это Томск проводит. А у Иванченко украинские команды в основном.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #571 : 11. 06. 2020, 12:30:13 »

Цитировать
А у Иванченко украинские команды в основном.
Да, смотрю "Мужики" - это наши знакомые ребята с области. За них как-то играл. Но что-то на этот раз они не смогли все собраться.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #572 : 08. 07. 2020, 09:01:10 »

О важности Его Величества Жизненного Опыта и попа-часов!

Когда девять месяцев назад я провел свое исследование в чем отличие детей, которые приносят мне медали и грамоты на турнирах от тех, кто ничего не выигрывает, я нашел четкую закономерность.
Победители играли много партий на личессе. Исключений не было!

Следовательно, я сделал вывод, если мы хотим выигрывать как тренер  со своими учениками медали самого высокого качества, то у наших Чемпионов должен быть высокий рейтинг на личесс.
Кто-то посмеивается от такой селекции, но это дело Ваше. Мне это приносит результаты.

Я хочу сказать, что рейтинг на личесс - это объективный показатель шансов ученика показать достойный результат на Чемпионате города, скажем, или области.
Например, мы знаем, что наш конкурент среди мальчиков до 10 лет имеет на личесс рейтинг 2200 на большой дистанции, тогда понятно, что если мы выставим против него ребят с рейтингом 1400-1450 это будет ни о чем и просто избиение. Нам нужен игрок хотя б уровня 2000, чтобы был шанс зацепиться при удачном стечении обстоятельств.

С чем же корелирует высокий рейтинг на личессе?

Я отсортировал своих 33 ученика по рейтингу на личес и отметил по каждому его показатель опытности, который состоял из двух параметров: 1) сколько игр на личесс он сыграл 2) сколько месяцев его возраст

И я увидел четкую картину.

Как бывает практически всегда:

1) Опытный в двух параметрах опыта- сильный по рейтингу;
2) Неопытный в двух параметрах опыта - слабый по рейтингу.

Как не бывает никогда:
1) опытный в двух параметрах опыта- слабый по рейтингу;
2) неопытный в двух параметрах опыта - сильный по рейтингу.

То есть мы можем нарисовать четкий график из точки (ноль, ноль) вправо вверх, где по оси Х - опыт, по оси У - рейтинг.

Как видим картина четко по Гладуэллу из книги "Гении и Аутсайдеры" - все решают попа часы и опыт!

Опытность ребенка - это главный фактор, который влияет на силу его игры!

Если решала бы в первую очередь генетика, мы бы видели, что есть ребята, которые сыграли мало партий и маленькие, но уже показывают большой рейтинг (или хотя бы выше среднего). Но таких талантливых самородков просто нет.

Мы бы видели, что есть ребята, которые уже много играют и взрослые, показывают слабые результаты, так как непособные. Но таких тоже в выборке нет.

Делаю вывод: в триаде способности - попа-часы - методики Главное - это Попа-часы или Его Величество жизненный опыт.

Напишите, соотносится ли это с Вашими наблюдениями.

Прикрепил картинку из исследования https://ibb.co/wYkRCTp
« Последнее редактирование: 08. 07. 2020, 10:02:35 от alegriblog » Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #573 : 08. 07. 2020, 10:15:12 »

Как происходит развитие игрока?

Опыт - это сама ракета, которая летит к Луне, а способности и методики - это двигатели, которые ее запускают.

Приведу пример, моя свежая учебная партия https://lichess.org/grX0rg2OmU8o

Опыт: это десятки тысяч сыгранных партий.
Методика: наблюдение за сильным игроком.
Способности: это сама наблюдательность - когнитивные качества, способность наблюдать за сильными игроками и делать выводы.

До этого мастер в похожем стиле меня обыграл, https://lichess.org/0W6SJuocwDmI сохранив ладьи при легких фигурах. Я для себя отметил после партии, забавно - нужно будет самому применять!
Потом я еще посмотрел видеокомент гросса, где он сохраняет ладьи при легких фигурах накатывает пешкой на фланге.

Вот это методика и способности.

А опыт - это пахать по такой методике со способностями тысячи часов.
Опыт - ключевой фактор, но если нет способностей-  "смотрю в книгу - вижу фигу", и не знаешь простую НЛП методику: брать пример с успешных людей. То весь опыт будет до лампочки.
 
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #574 : 09. 07. 2020, 10:14:06 »

Это всё так. Но дело в том, что неприспособленные к шахматам дети (генетика) не смогут и не захотят играть столько партий на сервере.
А у приспособленных всё равно в какой-то момент сработает природная планка, которую будет невозможно преодолеть уже ничем.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #575 : 10. 07. 2020, 07:22:43 »

Хосе Рауль Капабланка, третий Чемпион мира по шахматам, говорил, что шахматы нужно начинать изучать с эндшпиля.

Аналогичного мнения придерживался и Чемпион Мира Василий Смыслов.

А уж о том, как играет эндшпиль нынешний Чемпион мира Магнус Карлсен уже ходят легенды!

Изучать шахматы с эндшпиля - это логично, ведь мы должны уметь заканчивать партию к нашей выгоде.

Безусловно есть очень много хороших книг по эндшпилю. Первое, что приходит в голову, - это книги Панченко, Дворецкого, Шерешевского, Авербаха и Таборова.

Но, вероятно, наилучшая книжка по эндшпилю с методической точки зрения из всех, которые я знаю - это книжка
Silman's Complete Endgame Course.

К сожалению, она, насколько мне известно, есть только на английском языке.

В чем же заключается блестящее решение автора этой книжки в плане методологии изучения эндшпиля?

Суть: Игрок определенной силы игры (по рейтингу) должен знать определенный набор эндшпильных позиций.
Слабому игроку не нужно вникать в дебри эндпильных нюансов  сложных позиций. Ему хватит несколько десятков базовых позиций.

А вот когда он подтянет дебют, мышление и тактическое зрение, то можно углублять свои знания эндшпиля.

Но с эндшпиля безусловно стоит начать.

И вот автор начинает рассматривать позиции, начиная с элементарных и продолжая усложнять.

Скажем для уровня 0-999 рассматриваются матование одинокого короля всей армией фигур, двумя ферзями и одним ферзем, рассказывается про угрозу пата.

Для уровня 1000-1200 идут уже позиции посложнее: как ферзь и король выигрывают против короля и слона, короля и коня. Важность короля в эндшпиле.

Для уровня 1200-1400 позиции еще более усложняются. Базовые пешечные эндшпиля появляются и так далее.

Заканчивается книга рассмотрением эндшпилей для уровня 2200-2400 и самых красивых эндшпилей из истории шахмат в партиях чемпионов мира.

Блестящее методологическое решение автора. Можно спорить, какие позиции стоит ставить на какой уровень по рейтингу сложности, но то, что эндшпиль нужно изучать именно по такой методике, по моему мнению, очевидно!

Это методологическое решение очень похоже на то, как сейчас сайт chess.com предлагает любителям развивать тактическое зрение.
Предлагаются позиции для решения от элементарных для все более сложных в упражнении ("Тактический штурм на выживание").

В итоге новичок с каждым днем прогрессирует все больше и больше.

Если мы еще добавим для изучения шахмат постановку своего дебютного репертуара "ход в ход", начиная от самых популярных продолжений, которые встречаются в наших партиях и будем для этого использовать базы партий личес и мощнейшие компьютерные программы ЛилаЗеро и Стокфиш, то по сути мы охватим весь периметр изучения шахмат: дебют - миттельшпиль - эндшпиль.

Я думаю, что методически - это очень грамотно и сэкономит нам много времени в наработке базовых знаний (дебюта - эндшпиля) и тактического зрения.

Но в этом посте я пока ни слова не сказал о тренировке системы мышления или как еще можно ее назвать - алгоритм мышления, который безусловно занимает важнейшую роль в игре хорошего игрока.

Если Вам интересна эта тема, то напишите ниже и я продолжу пост.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #576 : 11. 07. 2020, 07:53:41 »

Мышление игрока в эндшпиле категорически другое, чем тычки на тему - кто кого сожрёт в двух предыдущих стадиях партии.
Защищённая проходная тупо выигрывает пешечный эндшпиль, а маленькие никаковские меняют ладьи потом что они только и понимают что в шахматах есть сплошной жор фишек. Я такое видел тысячи раз.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Sergeev
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4354


Arbeit macht frei.


« Ответ #577 : 11. 07. 2020, 10:52:14 »

А Вам встречалась такая мысль, что любовь к эндшпилю укрепляет нервную систему?
Я не встречал такого прямого утверждения. Хотя, судя по практике, оно верно, не так ли?
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #578 : 11. 07. 2020, 12:18:36 »

Цитировать
Мышление игрока в эндшпиле категорически другое, чем тычки на тему - кто кого сожрёт в двух предыдущих стадиях партии.
Защищённая проходная тупо выигрывает пешечный эндшпиль, а маленькие никаковские меняют ладьи потом что они только и понимают что в шахматах есть сплошной жор фишек. Я такое видел тысячи раз.
отличное наблюдение - у меня к сожалению даже хорошие ребята второго разряда этим страдают.
Недавно стал свидетелем того что Вы говорите у своих лучших учеников.

Вроде не совсем никаковские, а тоже любители бездумно разменяться в эндшпиле.

Мне вот повезло в детстве, я любил и люблю читать книги. Мне тренер дал в 8 летнем возрасте книгу "Размен в эндшпиле" Несиса. Я прям кайфовал от ее прочтения и на память даже заучивать старался.

А сейчас дети не особо любят читать...

Все в гаджетах сидят - из-за этого задержки с развитием речи у трехлетних детей. Больная тема для меня...

Цитировать
А Вам встречалась такая мысль, что любовь к эндшпилю укрепляет нервную систему?
Я не встречал такого прямого утверждения. Хотя, судя по практике, оно верно, не так ли?

Мне мой тренер рассказывал, что Корчной когда учил играть эндшпиль своего ученика, то за бездумные ходы пешками бил того по пальцам. Все верно.
Но, наверное, это шутка была. Бо если правда, то нервная система пострадает  Смеющийся

Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #579 : 12. 07. 2020, 09:07:07 »

Да... И постарше и посильнее тоже самое могут... Бездумно меняться я имею в виду.
Но я теперь от этого отдыхаю обучая детей японским шахматам. Там эндшпиль  - обоюдная атака на укрепления королей и каждый размен обостряет ситуацию.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #580 : 12. 07. 2020, 09:28:37 »

1. На меня в детстве очень сильно повлияла история, рассказанная в книге-М. Юдович "Занимательные шахматы". Проигранный под ноль матч за звание чемпиона Юдович-Белавенец, и именно из-за нелюбви к эндшпилю, и объяснение СБ, что в эндшпиль есть и красота, и комбинации.
2. Практически не помню свои детские партии, а вот партия, выигранная переходом в пешечный эндшпиль (с равным количеством материалом) осталась в памяти через много лет.
3. Это, конечно, очень спорно, но для меня сознательный выигрыш в эндшпиле отличает "шахматиста-нуба" от "шахматиста-спортсмена-любителя".
Записан
pipealiev
Новичок
*
Сообщений: 18


« Ответ #581 : 23. 07. 2020, 08:25:22 »

Я сейчас в отпуске.

Дети перестали заниматься дистанционно шахматами с тренером и меньше играют на личесс. Турниры ежедневные я на время отпуска перестал проводить.

Соответственно средний рейтинг моих ТОП10 ТОП20 и ТОП30 просел на 20 пунктов, хотя до этого стабильно рос из месяца в месяц.

Так что топор из которого тренер варил кашу вполне неплох был.

Но самая верхушка из самых силыных детей продолжают самостоятельно заниматься и ставят рекорды по рейтингу.
Уже есть ученик с рейтингом 1901 (2009 года рождения), что неплохо.

(но хотелось бы, чтоб в клубе появился  паренек вот такого уровня - 2250 рейтинг и 2010 год рождения. Такой у нас в городе есть, но он уже не занимается у меня)

Я мониторю других тренеров и их учеников, вроде картина у всех похожая.

 А у Вас как сейчас?


у меня есть ребенок 2011 года с рейтингом 2150+



Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4004



WWW
« Ответ #582 : 24. 07. 2020, 03:34:10 »

Начиная с определенного уровня, я внушаю своим ребятам, что владение даже элементарной эндшпильной техникой (как правило, речь идет о централизации короля) - это самый лёгкий путь к победе в партии. И это гораздо надёжнее, чем рьяное изучение дебютных ловушек. Показываю им выигранные партии старших товарищей, где те просто меняют ферзей в равных позициях. А всё остальное делают соперники Смеющийся Смеющийся

Что касается проблемы разменов, то мне нравится дидактический прием участника нашего форума мытищинского тренера Falcao. Он для своих воспитанников сравнивает размен с торгом на рынке. Пока не получишь лучшую цену, не меняйся! Нельзя меняться просто так - обдурят! У кого выше понимание эндшпиля, тот и фигуры будет правильно разменивать, будет знать, что менять, а что оставлять на доске.

В 1950 году на турнир в Венецию со Смысловым и автором этих строк поехал опытный мастер В.Макогонов. Надолго заполнил я советы, которые он давал нам перед партией:
- Не обостряйте игры - зачем? Меняйте ферзей, оставьте на доске по ладье и по две-три легкие фигуры. И тогда вы легко выиграете...


Тайны мышления шахматиста. А.Котов, 1970.

В том давнем турнире наряду с несколькими гроссами в основной массе играли местные и европейские мастера. В расчете сложных вариантов они мало чем уступали советским звездам. Котову и Смыслову приходилось изрядно потеть за шахматной доской. А вот в эндшпиле преимущество гроссов в технике быстро сказывалось. Они гораздо лучше понимали, коня или слона надо оставить на доске в конкретной позиции в комплекте с ладьей.
« Последнее редактирование: 24. 07. 2020, 06:20:24 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Анатолий Ф
Гость
« Ответ #583 : 24. 07. 2020, 03:54:57 »

Начиная с определенного уровня, я внушаю своим ребятам, что владение даже элементарной эндшпильной техникой (как правило, речь о централизации короля) - это самый лёгкий путь к победе в партии. И это гораздо надёжнее, чем рьяное изучение дебютных ловушек. Показываю им партии старших товарищей, где те просто меняют ферзей в равных позициях. А все остальное делают соперники Смеющийся Смеющийся


Вот согласен на все 100! Когда суют эти дебюты ребёнку, который кое как на 1 юношеский играет, это реально смешно.
Записан
Анатолий Ф
Гость
« Ответ #584 : 24. 07. 2020, 03:58:30 »

Бывает дети тупо зазубривают что то, а потом чуть малейшее отклонение от того, что они знают - и всё, они в ступоре.
Бывает и хуже - получают лишнюю фигуру к 20 ходу, а потом разваливаются. Просто не знают что делать. Зато знают сложные варианты испанской и итальянской партии ))))
« Последнее редактирование: 24. 07. 2020, 04:02:27 от Анатолий Ф » Записан
Страниц: 1 ... 37 38 [39] 40 41 ... 243
  Печать  
 
Перейти в: