Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Голосование
Вопрос: Кому интересно и полезно то, что я пишу здесь в своем блоге
Мне интересно и полезно
Мне интересно, но пользы мало
Мне не интересно и бесполезно
Вы реально тролите!

Страниц: 1 ... 10 11 [12] 13 14 ... 243
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 295027 раз)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #165 : 29. 04. 2020, 09:34:47 »

Очень радует, что тема живет своей жизнью. Значит создал ее не зря.

Пару слов о работе с детьми в процессе дистанционного обучения. Что сейчас делаю.

1) поделил всех детей на три группы по рейтингу на личесс по пятнадцать человек.
900-1250, 1250-1499, 1500-1850 - провожу под каждую группу отдельный прямой эфир (вебинар). Материал даю конкретно под уровень группы.
В основном решаем задачи от простого к сложному (выживание на чесс ком) и разбираем их партии сыгранные на личесс.
Также каждый раз даю им сеанс одновременной игры и комментирую свою игру, они могут понять ход моих мыслей.

2) провожу каждый день в 20:00 турнир на личесс для своих учеников и всех желающих, в котором сам всегда играю, чтобы держать себя в форме и показывать пример.

3) пару раз в неделю сильнейшие дети играют в межобластных турнирах. Думаю, что это очень полезно. Дает возможность оценить реальный уровень.

Есть ребята, которые уже периодически показывают перфоманс 2000+ на таких турнирах, что радует.
Такое ощущение, что этот карантин - золотое время для шахматного развития детей. Еще никогда они не были так собраны и сфокусированы. Интернет всю шелуху убрал. Теперь видна объективная картина: у кого какой уровень и кто хочет продолжать работать над шахматами.

Кто знает мой фейсбук, тот ссылку на турнир на 20:00 всегда найдет и может поучаствовать. А кто не знает, тому и не надо знать ;-)

Теперь чисто практический вопрос к коллегам специалистам, особенно к тем кто добился уже.
Что нужно сделать на практике, чтобы сделать рывок от 2200 в блиц на личесс до 2400. Потому что топчусь на 2200 и никак не могу сделать рывок вверх, выйти на новый уровень. Вроде и дебютный репертуар поставил себе классический (аля Карякин в матче с Карлсеном)! И стараюсь углублять свои знания дебюта, и задачи решаю! Но чувствую, что чего то не хватает!!! то ли в вязкой долгой позиционной катке, то ли все же дебют знаю не глубоко. Подскажите, пожалуйста. Буду благодарен за хороший бесплатный совет. Если я в блиц на личесс подниму уровень 2400+, то это будет квантовый скачек. Чего не хватает? Как работать?
Записан
Sergeev
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4354


Arbeit macht frei.


« Ответ #166 : 29. 04. 2020, 11:19:42 »

Такая же беда была. Профи - катала, когда я ему пожалился, заставил играть с ним по две минуты. Потом по полторы. После этого в пятиминутках я уже успевал казахский чай попить. Вкусный, зараза... .
Записан
Ironcast
Свой человек
***
Сообщений: 229



« Ответ #167 : 30. 04. 2020, 12:16:11 »

Цитировать
Такое ощущение, что этот карантин - золотое время для шахматного развития детей. Еще никогда они не были так собраны и сфокусированы. Интернет всю шелуху убрал. Теперь видна объективная картина: у кого какой уровень и кто хочет продолжать работать над шахматами.

 А вы уверены, что шахматы здесь не частность? Оно и школьные учителя о том же говорят везде где только можно, но вот получать лодыри двойки на ЕГЭ-- будут показатели..Вот и отсюда же у меня впечатление, что все отписавшиеся сплошь на хозрасчётной системе, а на на системе клубной наполняемости групп.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #168 : 30. 04. 2020, 12:23:29 »

Цитировать
Такая же беда была. Профи - катала, когда я ему пожалился, заставил играть с ним по две минуты. Потом по полторы. После этого в пятиминутках я уже успевал казахский чай попить. Вкусный, зараза... .
интересно, спасибо.  значит нужно много играть в ленивую пулю с мастерами?
Записан
АнтВерпеН
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1090



« Ответ #169 : 30. 04. 2020, 01:02:30 »

До 9 лет позиционную игру не понимают 99% детей. Только с 9 и далее начинают понимать, конечно далеко не все. Профилактическое мышление, игра без ослабления пешечной структуры, перегруппировка фигур отсутствуют подавляющем большинстве партий. Пожалуй, я сторонник идей Капабланки - начинать обучение с эндшпиля. До 1500 практика практика и ещё раз практика + минимум: простейшие маты, законы дебюта, элементарные технические разыгрывания. Наверное все вышесказанное никому не интересно. Поэтому добавим интересный тезис: решение задач на тактику практически никак не влияет на умение играть в шахматы. Вывод: ,,пытка конотопом’’ не даёт ничего или практически ничего. Существует явная тенденция кто лучше играет в шахматы тот лучше решает задачи! Кто больше решает задач совсем не факт что сильнее играет в шахматы!!! В своё время выполнил 1 разряд от нуля за год в возрасте 9 лет за этот период решено задач не более 100(и это с большой натяжкой, не было 100 задач) и почти все они на мат в 1 ход. С 1 разряда начал решать много задач, реально очень много эффекта ноль, несколько лет без движения и прогресса в игре. И только после того как начал использовать в тренировках приемы описанные Дворецким в своих книгах появился прогресс в игре.
Записан

Я за оленя! А ты за оленя!?
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #170 : 30. 04. 2020, 01:28:47 »

Цитировать
Существует явная тенденция кто лучше играет в шахматы тот лучше решает задачи! Кто больше решает задач совсем не факт что сильнее играет в шахматы!!!
скорее всего в этом большая доля истины, судя по тому что я вижу у своих детей
Цитировать
И только после того как начал использовать в тренировках приемы описанные Дворецким в своих книгах появился прогресс в игре.
напишите, пожалуйста, более развернуто о каких приемах речь.
Потому, что то ли я тупой, то ли лыжи не едут. Я будучи студентом лет 17 назад играя примерно на рейтинг 2000 штудировал всего Дворецкого (которого достал в библиотеке института), но не усилился ни на грамм. Пришлось бросить шахматы, на несколько лет :-(
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« Ответ #171 : 30. 04. 2020, 06:02:54 »

До 9 лет позиционную игру не понимают 99% детей. Только с 9 и далее начинают понимать, конечно далеко не все. Профилактическое мышление, игра без ослабления пешечной структуры, перегруппировка фигур отсутствуют подавляющем большинстве партий. Пожалуй, я сторонник идей Капабланки - начинать обучение с эндшпиля. До 1500 практика практика и ещё раз практика + минимум: простейшие маты, законы дебюта, элементарные технические разыгрывания. Наверное все вышесказанное никому не интересно. Поэтому добавим интересный тезис: решение задач на тактику практически никак не влияет на умение играть в шахматы. Вывод: ,,пытка конотопом’’ не даёт ничего или практически ничего. Существует явная тенденция кто лучше играет в шахматы тот лучше решает задачи! Кто больше решает задач совсем не факт что сильнее играет в шахматы!!! В своё время выполнил 1 разряд от нуля за год в возрасте 9 лет за этот период решено задач не более 100(и это с большой натяжкой, не было 100 задач) и почти все они на мат в 1 ход. С 1 разряда начал решать много задач, реально очень много эффекта ноль, несколько лет без движения и прогресса в игре. И только после того как начал использовать в тренировках приемы описанные Дворецким в своих книгах появился прогресс в игре.

А это потому, что только отличные задатки к комбинаторному мышлению позволяют на очень приличном уровне осваивать такие игры. А дальше всё крайне просто. Комбинаторное мышление не развивается само по себе. В отличии, скажем, от логического, которое очень даже развивается в частности от жизни ребёнка в социуме. И если у ребёнка есть:
1. Задатки к такому мышлению
2. Он попал в мир такой игры.
То дальше происходит очень понятная вещь. Эта игра начинает ему нравится, так как он (имея в силу природы конкурентное преимущество) начинает больше выигрывать, чем проигрывать. Игра затягивает ибо даёт гораздо больше положительных подкреплений, чем отрицательных. К тому же, факт того, что есть и отрицательные (проигрыши) это совсем хорошо. Только выигрывать надоест.  Смеющийся Ребёнок начинает много играть и каждую партию он тренирует то самое комбинаторное мышление и так, что никаким задачникам не под силу вообще! При этом, конечно, есть много моментов (которые явным образом влияют на класс игры) где нужен тренер который тебе это покажет. Но эти моменты будут встречаться в партиях. И если у ребёнка есть тренер, то он на это обратит внимание. Знаете... Очень приятно бывает, когда видишь, как ребёнок с которым по ходу разбора партии обсудили какой-то приём в сёги, а потом я вижу уже его применение в игре через какой-то промежуток времени.
« Последнее редактирование: 30. 04. 2020, 08:56:36 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
АнтВерпеН
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1090



« Ответ #172 : 30. 04. 2020, 11:59:33 »

напишите, пожалуйста, более развернуто о каких приемах речь.
Потому, что то ли я тупой, то ли лыжи не едут. Я будучи студентом лет 17 назад играя примерно на рейтинг 2000 штудировал всего Дворецкого (которого достал в библиотеке института), но не усилился ни на грамм. Пришлось бросить шахматы, на несколько лет :-(

1) работа с классическим наследием (Цюрих, чемпионские матчи, 3 тома Ботвинника, Петросян стратегия надежности, Зноско-Боровский). Пластиковой закладкой закрывал текст, старался понять чем угрожает соперник и искал ход как помешать ему. Затем сравнивал с комментарием в тексте. Так работал над профилактическим мышлением 2)Шерешевский стратегия эндшпиля и пятитомник Авербаха (пройдено две пешечные и ладейные окончания). Позиции из Шерешевского разыгрывали между собой перворазрядниками и обсуждали эти разыгрывания а затем смотрели текст партии в книге. Позиции из пятитомника просто ставил на доску и читал подробно все комментарии пытаясь разобраться в тех вариантах которые не были указаны 3)три важные книги были для меня Мацукевич принцип ограничения, минимальное преимущество Гуфельда, искусство размена Несиса (особенно размен на меня произвел фурор и выиграл несколько партий соотношением конь сильнее слона, слон сильнее коня, слон сильнее ладьи да и в последствии очень много побед было за счет выгодного соотношения материала в эндшпиле) 4) Типовые позиции миттельшпиля, не помню конкретную книгу. В ней были структуры французской, староиндийской, сицилианской 5)разыгрывание и анализ этюдов, этюды брал у тренера в клубе. Самое тяжелое. Только примерно 10% находил правильные идеи... Читая Дворецкого выписывал чем и как заниматься. На тот момент мне были доступны только две книги Дворецкого от куда черпал всю информацию: Искусство анализа https://whychess.ru/542dvoreckiy-iskystvo-analiza.html и Школа будущих чемпионов https://whychess.ru/764shkola-buduhih-chempionov.html. До сих пор эти книги для меня одни из самых лучших.
Записан

Я за оленя! А ты за оленя!?
Футболист
Абориген
*****
Сообщений: 1822


« Ответ #173 : 30. 04. 2020, 01:02:52 »

До 9 лет позиционную игру не понимают 99% детей. Только с 9 и далее начинают понимать, конечно далеко не все. Профилактическое мышление, игра без ослабления пешечной структуры, перегруппировка фигур отсутствуют подавляющем большинстве партий. Пожалуй, я сторонник идей Капабланки - начинать обучение с эндшпиля. До 1500 практика практика и ещё раз практика + минимум: простейшие маты, законы дебюта, элементарные технические разыгрывания. Наверное все вышесказанное никому не интересно. Поэтому добавим интересный тезис: решение задач на тактику практически никак не влияет на умение играть в шахматы. Вывод: ,,пытка конотопом’’ не даёт ничего или практически ничего. Существует явная тенденция кто лучше играет в шахматы тот лучше решает задачи! Кто больше решает задач совсем не факт что сильнее играет в шахматы!!! В своё время выполнил 1 разряд от нуля за год в возрасте 9 лет за этот период решено задач не более 100(и это с большой натяжкой, не было 100 задач) и почти все они на мат в 1 ход. С 1 разряда начал решать много задач, реально очень много эффекта ноль, несколько лет без движения и прогресса в игре. И только после того как начал использовать в тренировках приемы описанные Дворецким в своих книгах появился прогресс в игре.

Решение задач на тактику новичку дает возможность в игре находить и применять различные тактические приемы.
Если ребенок не знает что такое вилка,связка,двойной удар,вскрытый шах итд и у него не отработаны данные приемы и навыки элементарно комбинировать, не понимаю на чем он может строить свою игру на данном этапе.Ведь для осознанной игры, он должен овладеть на том или ином уровне данными приемами, что бы потом можно было их видеть,создавать,применять в процессе своей игры.Уповать лишь на то,что соперник будет элементарно подставлять фигуры под бой в один ход думаю не стоит.
Сама по себе игра ничего не дает,только улучшение тех или иных ее компонентов как по отдельности, так и в тех или иных сочетаниях,так и в общем в целом  будет способствовать прогрессу.
Нередко наблюдаю такую картину когда ребенок играет нон-стопом турнир за турниром и везде борьба за очки,призы,места.
В таком ритме,сам того не ведая, в тот или иной момент произойдет психологический сбой,поскольку внутренняя напряженность будет накапливаться,ведь внутренние силы ребенка не безграничены.И хорошо,если такой сбой прийдет на какой нибудь второсортный турнир,а если на официальный типа отборочных к Пер-ву России или само Пер-во России. Тогда что? Крах надеждам и мечтам? Как так,я же имел такую обширную игровую практику,был в игровом тонусе,а не выходе пшик.
Поэтому здесь нужен баланс и не подменять игру тренировочным процессом.
Но это мое субъективное мнение, на истину не претендую.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #174 : 30. 04. 2020, 02:07:56 »

Мысли вслух. Возможно кому то будет полезно.

Последнее время играя турниры на личессе и сталкиваясь с соперниками своего уровня или чуть сильнее я заметил за собой две такие слабости:

1) я не знаю конкретный дебютный вариант, на который меня по сути ловит соперник, хорошо его знающий и регулярно наигрывающий:

Идеальный свежий пример, чтобы показать:
https://lichess.org/J0I5QX756FG9 В этой партии я делаю очевидные ходы Сf2+ и Qd5+, которые по факту являются грубой ошибкой. И не выхожу из дебюта.

2) я не вижу самых неприятных ходов на тот или иной свой ход, а соперник их видит.

То есть делаю ход, соперник отвечает очень сильно, а я этот ресурс вообще не видел.
Или я считаю вариант и в процессе счета я не учитываю сильнейшие ресурсы за себя и соперника.

Я думаю эти качественное развитие этих двух навыков во многом определяют игроков мастерского уровня.

Вы согласны?
Другой вопрос, как это тренировать?
Записан
Sergeev
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4354


Arbeit macht frei.


« Ответ #175 : 30. 04. 2020, 02:15:24 »

Ха-ха. У всех моих учеников-оптимистов такая проблема.
У пессимистов такой проблемы нет... .
Вот такое наблюдение Подмигивающий
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #176 : 30. 04. 2020, 02:26:08 »

Мысли вслух. Возможно кому то будет полезно.


1) я не знаю конкретный дебютный вариант,


2) я не вижу самых неприятных ходов на тот или иной свой ход, а соперник их видит.




Вы согласны?
Другой вопрос, как это тренировать?
С этим можно согласиться, если бы не одно НО: причём здесь мастерский уровень?

Эти две проблемы у всех шахматистов, начиная с уровня сильного 2-го советского разряда (1700 ФИДЕ), и при встрече с соперником более высокого уровня.
Решение 1 проблемы-очевидное: создание своего собственного дебютного репертуара,где для вас неожиданностей на 7 ходу быть не должно.
2-ю проблему решить намного сложнее, и только общим повышением шахматного мастерства.
Записан
Ironcast
Свой человек
***
Сообщений: 229



« Ответ #177 : 30. 04. 2020, 03:49:42 »

Цитировать
И только после того как начал использовать в тренировках приемы описанные Дворецким в своих книгах появился прогресс в игре.
напишите, пожалуйста, более развернуто о каких приемах речь.
Потому, что то ли я тупой, то ли лыжи не едут. Я будучи студентом лет 17 назад играя примерно на рейтинг 2000 штудировал всего Дворецкого (которого достал в библиотеке института), но не усилился ни на грамм. Пришлось бросить шахматы, на несколько лет :-(
Согласен, книги выше хорошие рекоммендовали, но Цюрих и Дворецкий это что-то вроде распиаренного аттрибута, вроде первомайского шашлыка, шахматные Маркс и Энгельс. А ещё Дворецкий обожал охаивать суперэлиту, что она в каких-то простых эндшпилях ошибку делала, куча анализов, которые нынче лечится базами Налимова и из многих следует что очень часто логики никакой в этих эндшпилях и нет :-)
Цитировать
я не знаю конкретный дебютный вариант
А зачем лезть в эту дрянь тогда и играть черными 3..e4 когда ещё с Фишера известно про 3.. ef и там не просчитаешься или защита Шаллопа
2 ef 3 Kf6 4 Kh5 с очень плохой для белых оценкок Стокфиш11
Записан
anatoly
"Форум – это отдушина, это возможность поговорить о насущных проблемах"
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 7088



WWW
« Ответ #178 : 30. 04. 2020, 03:50:38 »

Ха-ха. У всех моих учеников-оптимистов такая проблема.
У пессимистов такой проблемы нет... .
Почему оптимисты не видят сильнейшие ресурсы за себя, а пессимисты видят?
Записан

«каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами»
ZYI
Абориген
*****
Сообщений: 867


« Ответ #179 : 30. 04. 2020, 03:59:48 »

Мысли вслух. Возможно кому то будет полезно.

Последнее время играя турниры на личессе и сталкиваясь с соперниками своего уровня или чуть сильнее я заметил за собой две такие слабости:

1) я не знаю конкретный дебютный вариант, на который меня по сути ловит соперник, хорошо его знающий и регулярно наигрывающий:

Идеальный свежий пример, чтобы показать:
https://lichess.org/J0I5QX756FG9 В этой партии я делаю очевидные ходы Сf2+ и Qd5+, которые по факту являются грубой ошибкой. И не выхожу из дебюта.

2) я не вижу самых неприятных ходов на тот или иной свой ход, а соперник их видит.

То есть делаю ход, соперник отвечает очень сильно, а я этот ресурс вообще не видел.
Или я считаю вариант и в процессе счета я не учитываю сильнейшие ресурсы за себя и соперника.

Я думаю эти качественное развитие этих двух навыков во многом определяют игроков мастерского уровня.

Вы согласны?
Другой вопрос, как это тренировать?

Вам надо разобраться: тренировать детей или себя? Надо выбрать что-то одно
Записан
Страниц: 1 ... 10 11 [12] 13 14 ... 243
  Печать  
 
Перейти в: