Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Голосование
Вопрос: Кому интересно и полезно то, что я пишу здесь в своем блоге
Мне интересно и полезно
Мне интересно, но пользы мало
Мне не интересно и бесполезно
Вы реально тролите!

Страниц: 1 ... 27 28 [29] 30 31 ... 243
  Печать  
Автор Тема: Записки профессионального тренера  (Прочитано 292448 раз)
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #420 : 23. 05. 2020, 09:59:17 »

Нормальный учитель знает с чего начать, что представляет особую сложность, на какую тему сколько часов потратить, когда вернуться и повторить, отталкивается от уровня подготовки, темпа работы, работоспособности учеников.
К сожалению, личный (но достаточно большой) опыт показывает, что это не "нормальный" учитель, а "хороший" учитель... И их не так много таких учителей, а, следовательно, это большое везение учиться у "хорошего" учителя, а если таких учителей больше чем 1-2,то это супервезение.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75572



WWW
« Ответ #421 : 23. 05. 2020, 10:04:57 »

Только все ваши методики (даже если им обучить нормального учителя) его никогда в жизни не превратят в хорошего учителя так как каша варится с топором и без топора абсолютно одинаково и вкуснота каши зависит от качестве ингредиентов на огромнейший процент. А топор (методики) что он есть - что его нет никакого существенного влияния на процесс не оказывается в принципе.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75572



WWW
« Ответ #422 : 23. 05. 2020, 10:05:54 »

Кстати, про методики предлагаю вот сюда перейти.
http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=6.msg221468;boardseen#new
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
anatoly
"Форум – это отдушина, это возможность поговорить о насущных проблемах"
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 7087



WWW
« Ответ #423 : 23. 05. 2020, 10:11:26 »

На это я уже возражу, что никаких шахматных наработок у меня вообще отродясь не было!  Смеющийся
У Вас есть шахматная книга.

Записан

«каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами»
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75572



WWW
« Ответ #424 : 23. 05. 2020, 10:32:22 »

Ну и что? Понатасканные из других книжек позиции с комбинациями и вся книга! Вот делов-то!
Да я такие книги мог по одной в месяц штамповать как пирожки печь! Вот нашли пример ей Господи!
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75572



WWW
« Ответ #425 : 23. 05. 2020, 10:33:30 »

Думаете по ней можно с никаковскими заниматься? Да вот фиг-то! Для любого понапихнутого никаковского эта книга (хотя она до звона простая) как для обычного первоклашки курс дифференциальных уравнений.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #426 : 23. 05. 2020, 02:28:43 »

По вопросу методики обучения хочу написать несколько важных слов у себя тут в блоге.

Возможно кому-то будет полезно и Вы возьмете для себя новое и полезное.

Но профессиональные тренера это знают.

Меня в свое время впечатлила книга дрессировщицы дельфинов (ученицы Скиннера) Карен Прайор "Не рычите на собаку".
Там она описывает методику позитивного подкрепления при обучении, в частности использование кликера.
Что это такое на практике (кто не знает) обязательно посмотрите на видео от профессионального дресировщика. Не поленитесь! https://www.youtube.com/watch?v=db4jrf7F8rM

Я когда его посмотрел, мне это показалось магией и я понял, что реально есть специальные методики обучения, которые нужно знать.

В своей работе тренера я осознанно использую метод: назовем его "Тренога".
Суть его в трех компонентах: 1) ОБЪЯСНЯЙ 2) ПОДКРЕПЛЯЙ 3) ОТБИРАЙ

Пример, (их можно привести много, но я приведу один самый наглядный).
Я провожу онлайн вебинар для всех своих детей, на котором всем ОБЬЯСНЯЮ как белыми играть защиту двух коней с ходом КG5. Показываю дальнейший вариант с жертвой КF7.

Далее я даю им сеанс одновременной игры, на котором черными с каждым из детей разыгрываю защиту двух коней.

Кто-то исполнит весь показанный вариант верно и получит перевес против тренера (возможно даже выиграет партию), кто-то не сможет исполнить даже ход КG5 (так как забыл...). Кто-то по невнимательности начнет разыгрывать вариант четырех коней, что тоже не туда! И вот я потом тех  детей, которые все исполнили правильно, я их похвалю или перед классом или перед родителями, что они МОЛОДЦЫ, хорошо работают и внимательно слушают тренера и выполняют на практике его установки. И детям приятно, и родителям, и тренеру

Как Вы думаете, кого я ОТБЕРУ на соревнование? Того, кто перепутал защиту двух коней с шотландской партией, того кто не может исполнить установку тренера. НЕТ, конечно! Я ОТБЕРУ на турнир самых способных, которые все исполнили верно. А если они потом еще на важном турнире это исполнят, то это будет вообще высший пилотаж! Там подкрепление будет от меня еще более сильное!

Видно, что обучаю я всех, я всем даю шанс! Но те, кто все перепутал - им нужно будет подготовить более простую лекцию, возможно даже элементарные тактические задачи "от простого к сложному". И действовать аналогично! В итоге лекция для самых неспособных будет выглядеть так: даю задачу на линейный мат в один ход и прошу решить, потом еще одну такую же задачу, потом мат в 1 ход чуть-более сложной конструкции, потом выигрыш фигуры, которая стоит под боем. Да, это примитивно! Но по сути все дети заслуживают на счастье, чтобы их учили шахматам.

У меня сейчас есть в группах и дети, которые исполняют итальянскую партию по партиям Карякина до ничейного ладейного эндшпиля, а есть детки, которых надо научить ставить мат в один ход, которые тебе все перепутают, которым трудно запомнить дебютный вариант на 5 ходов. Но с ними всеми нужно работать. Просто одни пойдут защищать честь клуба на чемпионате области, а другие будут довольны уже тому, что они занимаются ШАХМАТАМИ!

Вы бы видели счастье ребенка, который сначала не умел никому ставить мат и сказал мне об этом, мол, я не знаю как поставить мат в партии, я всем проигрываю. И я ему показал хитрый психологический вариант против ТОГО ТИПА ИГРОКА, который повторяет ходы и играет "на хапок": 1.е4 е5 2. Сс4 Сс5 3. b4 !? Cb4 4. Kc3 !? Cc3 5. Фf3!? Ca1?? 6. ФF7 мат

Я этот вариант сам придумал в свое время. Показал его этому ребенку и он ВКАТИЛ такой мат кому-то на личесс и мне потом похвастался.
И ребенок счаслив, что добился того, что раньше не мог сделать и тренеру приятно, ЧТО - НАУЧИЛ ПО МЕТОДИКЕ!

То есть, если мы говорим о методиках обучения, то мы должны говорить о тех методиках, которые показали свою эффективность. В частности о методиках поведенческой психологии, о методиках в основании которых стоял такой гуру психологии как СКИННЕР и его ученики (Карен Прайор и другие).

У кого-то есть что возразить?
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #427 : 23. 05. 2020, 04:44:05 »

По поводу того, что роль тренера - это 3%.

Да, объективно это так и генетика имеет решающий, важнейший фактор. Но даже 3% тренера - это очень много и важно!

Вот я, скажем, старый пень, по меркам игрока, которому уже 33 года и я, как Вам уже рассказывал не мог последние 4 года побить свой рекорд в блиц на личесс 2225.
И вот я в конце апреля нахожу себе нового тренера, который на пальцах объясняет одну простую идею, которую я сильно недооценивал.

Он сказал, смотри - играть нужно всегда до конца, до мата, какой плохой бы не была твоя позиция - крутись как уж на сковородке в поисках шансов! А эти шансы будут!

Если ты сдаешься, у тебя ноль! Но если ты не сдаешься, то какую то небольшую часть плохих позиций ты будешь чудом спасать и у тебя будут дополнительные очки. Это чистая математика!
И вот с этой установкой я за две недели выхожу на свой новый рекорд 2292! Давайте посчитаем, 2225 умножить на 103% это как раз 2292.

Вот вам и три процента от хорошего тренера, который на пальцах смог объяснить простую концепцию, внедрив которую я получил рекорд рейтинга.

А сколько еще таких концепций мне не известно?

Например, сейчас я проработал все дебютные варианты своего репертуара с помощью солвера ЛилаЗеро, у которой рейтинг 3500, до 10 хода. У меня рейтинг 2250. Партия длится в среднем 60 ходов.
Если я проработаю все дебютные ветки уже до 20 хода с помощью нейросети, как это делают гроссы, и запомню эти ветки, то вот еще +200 пунктов рейтинга. Просто за счет качественных знаний! Это чистая математика! Да это трудно, но это реально. Чем не методика? Вот вам и ЛилаЗеро в роли тренера!

Возможно есть еще концепции, которые я упускаю.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #428 : 23. 05. 2020, 04:59:51 »

Цитировать
а как личесс коррелируется с живыми шахматами ? Пока нет закономерностей?
Уважаемая Лено, я еще осенью 2019 вывел эту кореляцию и ужаснулся насколько много времени я потерял.
Закономерность была 100% все мои дети, которые выигрывали грамоты на живых соревнованиях, они играли на личесс и имели там блиц рейтинг.
А вот остальные дети просто зарегались на личес как тренер попросил и партии там не играли.

Поэтому я сразу внедрил в тренировочный процес ежедневные тренировочные турниры со своими детьми на личесс.
Координация велась через Вайбер чат. Я играл с детьми турниры и писал на видео свои мысли по ходу игры и потом скидывал детям.
Прогресс пошел сразу!

Жаль я не додумался проводить такие турниры на рейтинг и сначала мы их играли без расчета рейтинга, но потом исправил эту ошибку!

И вот как я вижу теперь по итогам года, те дети, которые каждый день играют на личес без пропусков - у них гарантированно растет рейтинг быстрее всех!
Тренерам стоит взять это на заметку. А не говорить, что игра в интернете - это ерунда!

Да, паралельно я веду занятия и объясняю многие вещи, подкрепляю правильное поведение ребенка, отбираю сильнейших на живые турниры!

Но ежедневная регулярная практика на личесс - это основа основ прогресса сильнейших детей, которые обожают шахматы.

Сыграл партию, разобрал, сыграл - разобрал. Все просто! Играешь - учишься создавать проблемы сопернику на каждом ходу и паралельно шлифуешь свой дебютный репертуар!

Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #429 : 23. 05. 2020, 05:19:00 »

Цитировать
Тренер не имеет отношения к тому, что было после 10 марта.  Занятия начались с другими тренерами (группа) две недели назад. Рейтинг падать начал тогда же))
Две недели не всегда достаточный срок, чтоб делать выводы. Возможно это просто выброс дисперсии, то есть просто невезение.

Но вообще, конечно, неприятно, что сразу после смены тренера рейтинг упал. Обычно он сразу летит в небеса!

У меня был случай, я взял уроки у сильного гроссмейстера за хорошие деньги и через неделю после тренировок стартовал в турнире 0 из 2, проиграв двум перворазрядникам (!), которых до этого легко обыгрывал.

Естественно, что после этого я уже не продолжал брать уроки у этого гроссмейстера, так как его образ мышления мне не подошел.

То есть Вы должны будете в ближайшее время для себя определить, падение рейтинга - это невезение или образ мышления тренера не подходит ребенку. А такое легко может быть.

Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #430 : 23. 05. 2020, 05:33:36 »

Не знаю. Очень сложно делать какие-то выводы. Она два-три раза в неделю присутствует на онлайн групповых занятиях с разными тренерами (последние две-три недели). До этого вообще не было тренера-человека. Был подъем от подписки на программу Магнус-тренер)
По мне, так основная проблема в том, что она торопится и ляпает, а так как партии не разбираются, то, как мне кажется, закрепляются ошибки. Понятно, что ведись индивидуальная работа, был бы прогресс.
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #431 : 23. 05. 2020, 05:53:29 »

Цитировать
Был подъем от подписки на программу Магнус-тренер)
кстати это очень хороший тренер :-)

дело в том, что ребенок может играть против Магнуса определенного уровня на смартфоне самостоятельно, а потом приходит личный тренер и они играют консультационную партию вместе против уровня, который ребенку не поддается. Тренер объясняет, как его обыграть. А потом ребенок садится и самостоятельно пробует снова!

Такая методика мне очень нравится и она меня выручала в сложное время, когда нужно было "кровь из носу" усилить ученика и под заказ выиграть турнир :-)
Но это уже индивидуальная работа тренера в кабинете с учеником! И ученик должен быть готов много играть самостоятельно с прогой и мотать на ус все что объясняет тренер.

И Вы как родитель сразу видите компетенцию тренера: если тренер не может обыграть тот уровень Магнуса, который и ребенку не поддается, то чему он может научить?
Уволить шарлатана! :-)

И наоборот, если тренер легко обыгрывает даже 11 летнего Магнуса, а ребенок пока не может сам обыграть девятилетнего, то такой тренер ребенку много может дать. И за него нужно держаться, особенно если ребенок растет после занятий.

Цитировать
По мне, так основная проблема в том, что она торопится и ляпает, а так как партии не разбираются, то, как мне кажется, закрепляются ошибки. Понятно, что ведись индивидуальная работа, был бы прогресс.

Я глянул одну партию и увидел, что не до конца учится ХОРОШИЙ дебютный вариант. То ли ребенок не может всю линию запомнить до 10 хода и обрывает на 6 ходу, начиная изобретать велосипед. То ли тренер не показывал до конца. Это одна из ошибок, но она для всех детей такого уровня характерна.
« Последнее редактирование: 23. 05. 2020, 06:04:36 от alegriblog » Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #432 : 23. 05. 2020, 06:04:16 »

Цитировать
Был подъем от подписки на программу Магнус-тренер)
кстати это очень хороший тренер :-)

дело в том, что ребенок может играть против Магнуса определенного уровня на смартфоне самостоятельно, а потом приходит личный тренер и они играют консультационную партию вместе против уровня, который ребенку не поддается. Тренер объясняет, как его обыграть. А потом ребенок садится и самостоятельно пробует снова!

Такая методика мне очень нравится и она меня выручала в сложное время, когда нужно было "кровь из носу" усилить ученика и под заказ выиграть турнир :-)
Но это уже индивидуальная работа тренера в кабинете с учеником! И ученик должен быть готов много играть самостоятельно с прогой и мотать на ус все что объясняет тренер.

И Вы как родитель сразу видите компетенцию тренера: если тренер не может обыграть тот уровень Магнуса, который и ребенку не поддается, то чему он может научить?
Уволить шарлатана! :-)

И наоборот, если тренер легко обыгрывает даже 11 летнего Магнуса, а ребенок пока не может сам обыграть девятилетнего, то такой тренер ребенку много может дать. И за него нужно держаться, особенно если ребенок растет после занятий.

Цитировать
По мне, так основная проблема в том, что она торопится и ляпает, а так как партии не разбираются, то, как мне кажется, закрепляются ошибки. Понятно, что ведись индивидуальная работа, был бы прогресс.

Я глянул одну партию и увидел, что не до конца учится ХОРОШИЙ дебютный вариант. То ли ребенок не может всю линию запомнить до 10 хода и обрывает на 5 ходу, начиная изобретать велосипед. То ли тренер не показывал до конца. Это одна из ошибок, но она для всех детей такого уровня характерна.
Это не Play Magnus, а Magnus Trainer (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.playmagnus.development.magnustrainer&hl=ru) - там немного теории и разные задачи. Переход с уровня на уровонь и пр.
Я, если честно, очень слабо разбираюсь в шахматах. Поэтому ничего про дебюты не могу сказать. На счет того, что вы можете видеть: она в нескольких группах играет, и в части турниров бывает предустановлено начало дебюта (вот только другие дети его могут знать, а мой - может нет, так как просто "села на хвост" чужому тренеру))).
Записан
alegriblog
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1027


« Ответ #433 : 23. 05. 2020, 06:07:19 »

Цитировать
так как просто "села на хвост" чужому тренеру)))
Вы учитесь бесплатно в государственном клубе на дистанционном обучении на период карантина?
Или платите деньги частному тренеру за групповое обучение?
Записан
reaction_und_co
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 8611



« Ответ #434 : 23. 05. 2020, 06:16:37 »

Цитировать
так как просто "села на хвост" чужому тренеру)))
Вы учитесь бесплатно в государственном клубе на дистанционном обучении на период карантина?
Или платите деньги частному тренеру за групповое обучение?
Да. Но дистанционного обучения нет. Тренер не проводит дистанционные занятия, он дал по телефону рекомендации (что почитать, отметил необходимость начать заниматься самостоятельно и пр.). Ребенок месяц позанималась сама, иногда подключаясь к бесплатным занятиям в зуме большой секции, и запросилась на занятия. Прошла тестирование и подключилась к онлайн занятиям в крупной частной шахматной школе. Но на одного тренера попасть не получилось, поэтому две разных группы  по разу в неделю.
Записан
Страниц: 1 ... 27 28 [29] 30 31 ... 243
  Печать  
 
Перейти в: