Вадим2
Новичок
Сообщений: 33
|
|
« Ответ #15 : 08. 04. 2018, 07:44:33 » |
|
Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Если честно то мне тоже не нравится и в данном случае это просто "работа по накатанной"-взяли проверенную книгу (я на себе в "юные"годы проверил ее эффективность) и пошли "штурмовать" и долбить от начала до конца... Вынужденнная мера-или пришлось бы перейти на систему Фишера-Карякина с освобождением от школьных занятий для всемерного сосредоточения на шахматах В идеале же и -подчеркиваю-ВЕРНО (в том числе по примитивным приемам педагогики)раскладывать на составляющиее,пытатсяся внедрить в сознание два компонента по отдельности а уже после переходить к комбинированому решетальсту-что впрочем не столь уж и сложно и в данном случае я несколько неправ (банально:что ученик является несистемно и сумбурно что я не имею досконально подготовленых обкатаных материалов ввиду того что я не детский тренер )
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Мытищинец
|
|
« Ответ #16 : 08. 04. 2018, 08:15:33 » |
|
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает. "Подводящих" сборников задач нынче полным полно. Лично мне очень нравятся тематические сборники Добринецкого, и его же сборники задачек серии "Конкурс комбинаций". Раньше, когда эти книжки были доступны, я ими снабжал своих учеников, но нынче Добринецкого не купить - Украина... Но сканы книжек в интернете есть... Еще есть неплохая книжица для начинающих "Типовые маты" Месароша
|
|
|
Записан
|
Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
|
|
|
FIBM
|
|
« Ответ #17 : 09. 04. 2018, 02:25:15 » |
|
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает. "Подводящих" сборников задач нынче полным полно. Лично мне очень нравятся тематические сборники Добринецкого, и его же сборники задачек серии "Конкурс комбинаций". Раньше, когда эти книжки были доступны, я ими снабжал своих учеников, но нынче Добринецкого не купить - Украина... Но сканы книжек в интернете есть... Еще есть неплохая книжица для начинающих "Типовые маты" Месароша Я немного про другое. Если задача на одну тему (например позиция, рассмотренная в видео, но после второго хода черных), то научить достаточно легко (есть много хороших задачников, решай дома, да и интернет в помощь), здесь роль тренерского занятия-минимальна. А вот задачи, где сочетаются 2-3 темы-реальная проблема для тренера. ИМХО, конечно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Мытищинец
|
|
« Ответ #18 : 10. 04. 2018, 03:58:51 » |
|
Я немного про другое. Если задача на одну тему (например позиция, рассмотренная в видео, но после второго хода черных), то научить достаточно легко (есть много хороших задачников, решай дома, да и интернет в помощь), здесь роль тренерского занятия-минимальна. А вот задачи, где сочетаются 2-3 темы-реальная проблема для тренера. ИМХО, конечно.
Так я и говорю, такая проблема возникает только, если пытаются перескочить через предыдущий, "подводящий" этап решения тематических задачек... Даже легкие задачки не стоит пропускать, цель - не только освоение метода, но и "закачка" шахматных картинок в подсознание...
|
|
« Последнее редактирование: 10. 04. 2018, 04:36:48 от Мытищинец »
|
Записан
|
Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
|
|
|
Вадим2
Новичок
Сообщений: 33
|
|
« Ответ #19 : 14. 04. 2018, 06:05:16 » |
|
В проработке Нейштадта набрели на такую вот позицию: Элементов интересных оказалось много,для решения конечно сложновато но просто изучить-просмотреть раскручивание маховика атаки черных очень познавательно
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Мытищинец
|
|
« Ответ #20 : 14. 04. 2018, 08:51:16 » |
|
Вы эту позицию обсуждать хотите? На самом деле, если Ваш ученик не пытается перескакивать этапы развития тактических способностей, то решение подобных жестко форсированных позиций не представляет особых трудностей.
|
|
|
Записан
|
Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
|
|
|
Вадим2
Новичок
Сообщений: 33
|
|
« Ответ #21 : 15. 04. 2018, 05:03:05 » |
|
Вы эту позицию обсуждать хотите? На самом деле, если Ваш ученик не пытается перескакивать этапы развития тактических способностей, то решение подобных жестко форсированных позиций не представляет особых трудностей.
В этой теме обсуждается методика-ну и позиции специально подобраные это как-бы часть той самой методики и порядок, особенности изучения тоже имеют вероятно какое-то значение:вот здесь методом арифметики предлагаю высчитать кол-во применяемых игровых приемов при тактической операции черных(и соответственно делать какието выводы исходя из этой статистики)
|
|
« Последнее редактирование: 15. 04. 2018, 05:04:43 от Вадим2 »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Невский
Новичок
Сообщений: 10
|
|
« Ответ #22 : 29. 07. 2018, 01:15:01 » |
|
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так По ладейникам посмотрите две методички Терехина: https://www.twirpx.com/file/1426815/https://www.twirpx.com/file/1426712/Не всё там гладко по шахматной части, правда. Но с методической точки зрения все просто и понятно... Особенно хорошо, что есть многочисленные упражнения (тесты). В ладейниках без этого никак. Для начала в самый раз... Просто так теория в голову не влезет. Кстати, начинать советую с части 2, а потом изучать часть 1. Потом можно Панченко почитать, порешать упражнения и обязательно разыгрывать учебные позиции. https://www.twirpx.com/file/2293393/. Дворецкий, Смыслов-Левенфиш, а также Авербах имеют тот недостаток, что при всей своей фундаментальности это скорее справочники, чем учебники... Но начинать надо непременно с пешечных окончаний. Это альфа и омега... Все необходимое опять же есть у Панченко... Типичная и одна из наиболее распространенных ошибок младших разрядов - непродуманные размены и переход в проигранный пешечник. Кстати, пешечники - это еще и отличная тренировка счета! По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Мытищинец
|
|
« Ответ #23 : 29. 07. 2018, 09:40:51 » |
|
По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ...
Разве ж я возражаю... Замечу также что, надо и ходы фигур твердо знать, а также взятие на проходе и рокировку... Если серьезно, то речь шла об уровне 1-2-го юношеского разряда (РШФ или ORR > 1200 примерно) и 2-3 взрослый (рейтинг 1400-1600). Впрочем даже для 1700-1800 уровня стандартные ладейники - что-то сверхзаумное. Знают в лучшем случае простейшую позицию Филидора. Позиция Лусены почти никому на этом уровне не известна. А сколько ошибок у перворазрядников при переходе в простейшие пешечные окончания На практике же изучение эндшпиля происходит обычно после неудачно сыгранной партии на базе фактического материала. В противном случае - откровенная скука и непонимание в глазах ученика - "почему меня так мучают?" . Но есть, конечно, и очень редкие, но приятные исключения - некоторым деткам окончания нравятся, особенно если тренер смог объяснить, что умение хорошо играть шахматные концы - один из самых легких способов зарабатывать очки на уровне < 2100-2200. Что касается фигуры против пешки, то вот, например, одна "простейшая" теоретическая позиция из книги Дворецкого по эндшпилю. Если с ней не знакомы, то попробуйте решить без движка. Можно даже фигуры на доске двигать. А если и с движком - то сформулируйте ориентиры игры в таких позициях. Согласитесь, что даже 2400+ сам до решения вряд ли быстро додумается. Эти вещи надо знать. Тут недавно в экспериментальных целях истязал одного ребенка 2007 г.р. с рейтингом ORR около 1600. Он поиск критических полей и маршрутов освоил, хоть и помучился изрядно... Парнишка мне доверяет на все 100%, но немой укор в его глазах был : "Тренер, за что меня так?!" . Особенно, когда в начальной позиции я стал произвольно переставлять черного короля, а также коня с пешкой, и требовал быстро оценить исход партии Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном . Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось?
|
|
« Последнее редактирование: 30. 07. 2018, 02:21:29 от Мытищинец »
|
Записан
|
Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
|
|
|
Папа шахматиста
Гость
|
|
« Ответ #24 : 31. 07. 2018, 02:43:49 » |
|
Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном . Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось? Маленький Артём (1700+ или 1800-, это как посчитают) прочел Вашу публикацию (он их все читает, многоуважаемый Марк) и попросил вставить свои три копейки. Мат слоном и конем ему уже дважды за год пригодился. И ещё дважды он наблюдал на турнирах, как на соседних досках его не ставили, потому что не учили.. А вот коротко его собственная "тренерская методика" (спорная, но кое-что может быть полезно): 1) практика, практика и ещё раз практика. Классика, рапид, но не брезговать и блицем;
2) два-три хорошо изученных дебюта, желательно боковые реже применяемые варианты - с их помощью он нередко загонял в тупик и 1900-2100;
3) если читать только одну шахматную книгу, то учебник эндшпиля Дворецкого. С его помощью собрал массу очков в теоретически (при правильной игре) ничейных позициях и вытягивал не раз безнадежные партии;
4) психологическая устойчивость (безумно важна!). Редко переживает из-за проигрышей - это же всего-лишь игра..По п.3 Артём тоже не раз отмечал, что даже взрослые дядьки 2200+ иногда "несут такую пургу" в эндшпилях. Ну вот почему?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Вадим2
Новичок
Сообщений: 33
|
|
« Ответ #25 : 25. 10. 2018, 11:30:08 » |
|
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Энергетик
|
|
« Ответ #26 : 14. 01. 2019, 06:58:05 » |
|
Первая партия не с нашим ЭТЮДовцем случайно?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Denver
|
|
« Ответ #27 : 03. 10. 2020, 03:51:46 » |
|
Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном . Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось? [/С Сбылась мечта, недавно в одной блиц партии на Личессе на 5-10 секундах удалось поставить мат слоном и конем. У меня такой эндшпиль встретился впервые. Где-то год назад показывал сыну как это делать и сам запомнил.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Denver
|
|
« Ответ #28 : 03. 10. 2020, 03:53:04 » |
|
По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ...
Разве ж я возражаю... Замечу также что, надо и ходы фигур твердо знать, а также взятие на проходе и рокировку... Если серьезно, то речь шла об уровне 1-2-го юношеского разряда (РШФ или ORR > 1200 примерно) и 2-3 взрослый (рейтинг 1400-1600). Впрочем даже для 1700-1800 уровня стандартные ладейники - что-то сверхзаумное. Знают в лучшем случае простейшую позицию Филидора. Позиция Лусены почти никому на этом уровне не известна. А сколько ошибок у перворазрядников при переходе в простейшие пешечные окончания На практике же изучение эндшпиля происходит обычно после неудачно сыгранной партии на базе фактического материала. В противном случае - откровенная скука и непонимание в глазах ученика - "почему меня так мучают?" . Но есть, конечно, и очень редкие, но приятные исключения - некоторым деткам окончания нравятся, особенно если тренер смог объяснить, что умение хорошо играть шахматные концы - один из самых легких способов зарабатывать очки на уровне < 2100-2200. Что касается фигуры против пешки, то вот, например, одна "простейшая" теоретическая позиция из книги Дворецкого по эндшпилю. Если с ней не знакомы, то попробуйте решить без движка. Можно даже фигуры на доске двигать. А если и с движком - то сформулируйте ориентиры игры в таких позициях. Согласитесь, что даже 2400+ сам до решения вряд ли быстро додумается. Эти вещи надо знать. Тут недавно в экспериментальных целях истязал одного ребенка 2007 г.р. с рейтингом ORR около 1600. Он поиск критических полей и маршрутов освоил, хоть и помучился изрядно... Парнишка мне доверяет на все 100%, но немой укор в его глазах был : "Тренер, за что меня так?!" . Особенно, когда в начальной позиции я стал произвольно переставлять черного короля, а также коня с пешкой, и требовал быстро оценить исход партии Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном . Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось? Сбылась мечта, недавно в одной блиц партии на Личессе на 5-10 секундах удалось поставить мат слоном и конем. У меня такой эндшпиль встретился впервые. Где-то год назад показывал сыну как это делать и сам запомнил.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|