Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: 1 ... 26 27 [28] 29 30 ... 141
  Печать  
Автор Тема: Генетика и среда в шахматах.  (Прочитано 201808 раз)
лено
Гость
« Ответ #405 : 02. 04. 2019, 07:25:08 »

И куда Вы мне идти предлагаете? В коммерческую баблодельню перед отгоршковыми конём скакать? В спортивную школу бумажки идиотские заполнять? В общеобразовательную школу? Да я просто ненавижу во что это сейчас превратилось!!!
Мне Вадковский теперь нужен как площадка для развития сёги.

Строго исходя из своего опыта. Совет скорее молодым специалистам :-) За последние 6 лет я пробовал свои силы в 5 организациях, очень много общался с коллегами по нише. И вот что подметил.

Все усилия пойдут прахом, если у руководителя организации шахматы стоят в одном ряду с другими кружками и секциями (робототехника, лепка из глины, флорбол и пр.) Обязательно нужно добиваться определенного кардбланша, сразу нужно доносить свои тренерские амбиции и требования. Они могут быть удовлетворены, т.к. большинство педагогов и тренеров ничем не заморочены, сидят на ЗП и стараются быть удобными. Для шахматного же педагога это путь к гибели.
Также из личных наблюдений. Если директор организации женщина, шахматное дело в опасности, если женщина предпенсионного возраста, то труба на 99%. Дополнительные риски несёт в себе портрет президента в кабинете руководителя, может показаться странным, но это так!
В целом, найти интересное место работы очень сложно, шансы есть!






Подмигивающий Веселый Смеющийся
Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4004



WWW
« Ответ #406 : 02. 04. 2019, 08:29:08 »

И куда Вы мне идти предлагаете? В коммерческую баблодельню перед отгоршковыми конём скакать? В спортивную школу бумажки идиотские заполнять? В общеобразовательную школу? Да я просто ненавижу во что это сейчас превратилось!!!
Мне Вадковский теперь нужен как площадка для развития сёги.

Строго исходя из своего опыта. Совет скорее молодым специалистам :-) За последние 6 лет я пробовал свои силы в 5 организациях, очень много общался с коллегами по нише. И вот что подметил.

Все усилия пойдут прахом, если у руководителя организации шахматы стоят в одном ряду с другими кружками и секциями (робототехника, лепка из глины, флорбол и пр.) Обязательно нужно добиваться определенного кардбланша, сразу доносить свои тренерские амбиции и требования. Они могут быть удовлетворены, т.к. большинство педагогов и тренеров ничем не заморочены, сидят на ЗП и стараются быть удобными. Для шахматного же педагога это путь к гибели.
Также из личных наблюдений. Если директор организации женщина, шахматное дело в опасности, если женщина предпенсионного возраста, то труба на 99%. Дополнительные риски несёт в себе портрет президента в кабинете руководителя, может показаться странным, но это так!
В целом, найти интересное место работы очень сложно, но шансы есть!

Руководителю обычного учреждения допобраза глубоко фиолетова тема хозрасчетного кружка или секции (но, разумеется, тема должна быть благопристойной). Лишь бы сборы были на уровне. Если сборы хорошие, то и отношение будет соответствующее. Если же в секцию ходит "полторы калеки", то "доносить свои тренерские амбиции и требования" бесполезно.
Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75572



WWW
« Ответ #407 : 02. 04. 2019, 08:54:35 »

Вот то, что вы сейчас написали Марк - это правда. И формирование этой системы в нашей стране (вот такой) есть преступление правящего в стане режима против юных граждан России!
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Kot_FM
Global Moderator
Свой человек
*****
Сообщений: 124


WWW
« Ответ #408 : 02. 04. 2019, 09:19:40 »


Руководителю обычного учреждения допобраза глубоко фиолетова тема хозрасчетного кружка или секции (но, разумеется, тема должна быть благопристойной). Лишь бы сборы были на уровне. Если сборы хорошие, то и отношение будет соответствующее. Если же в секцию ходит "полторы калеки", то "доносить свои тренерские амбиции и требования" бесполезно.

Еще раз попытаюсь донести мысль, что сотрудничать с обычным руководителем обычного учреждения имеет смысл если вы просто собираетесь быть обычным шахматным воспитателем на зп или главным приоритетом в работе выбираете абонеметный сбор. Ничего кроме этого не получится. Разобьетесь о быт. Бумажки, беготня по кабинетам, проблемы с инвентарем, контенгент немотивированных отгоршковых. Не старайтесь влезть в голову обычным руководителям, просто проходите мимо, ну или готовьтесь к участию к профанации!

Как-то позвали меня в большой учебный комплекс на Братиславской. Там можно было бы сделать что-то хорошее, но я закончил обсуждение после того, как директор не дала мне гарантий, что тренера по шахматам не будут использовать на ЕГЭ. В итоге трудоустроил туда человека, который был не против того, чтобы вместо плодотворной работы с юными шахматистами в июне ездить на экзамены, сидеть там как болван по 5 часов и в качестве развлечения сопровождать по туалетам сдающих экзамены подростков  Улыбающийся

Ну и вместо тренера уровня 2300 с педагогическим образованием и опытом работы, комплекс получил начинающего педагога с уровнем игры 1700. Смутило ли сколько-нибудь это бабушку-директрису? Три раза ха!  Улыбающийся А вот для того же Моделя из пресловутой Школы №2101 это было бы очень критично!
« Последнее редактирование: 02. 04. 2019, 09:44:05 от Kot_FM » Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4004



WWW
« Ответ #409 : 02. 04. 2019, 10:01:15 »

Как-то позвали меня в большой учебный комплекс на Братиславской. Там можно было бы сделать что-то хорошее, но я закончил обсуждение после того, как директор не дала мне гарантий, что тренера по шахматам не будут использовать на ЕГЭ. В итоге трудоустроил туда человека, который был не против того, чтобы вместо плодотворной работы с юными шахматистами в июне ездить на экзамены, сидеть там как болван по 5 часов и в качестве развлечения сопровождать по туалетам сдающих экзамены подростков  Улыбающийся

У нас эта проблема стоит немного в другом ракурсе. К дежурствам на ЕГЭ наших тренеров не привлекают, но и в здание школы не пускают. Получается такой дополнительный отпуск Смеющийся Смеющийся. С детьми я конечно занимаюсь, но в другом месте Подмигивающий
Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #410 : 03. 04. 2019, 02:44:23 »

У нас эта проблема стоит немного в другом ракурсе. К дежурствам на ЕГЭ наших тренеров не привлекают, но и в здание школы не пускают. Получается такой дополнительный отпуск Смеющийся Смеющийся. С детьми я конечно занимаюсь, но в другом месте Подмигивающий
ИМХО Все-таки нужно знать меру (в претензиях). Как пример: очень многие шахматные клубы в Германии имеют помещения для соревнований в зданиях школ. Там по воскресеньям играют не самые слабые люди из мира шахмат (Карпов, Тимман, Нижник Улыбающийся, Родштейн, Ван Велли и другие, так по мелочи Улыбающийся).  Расписание составлено на год вперед. И вы знаете, иногда и школы проводят другие мероприятия по воскресеньям!? И ничего, все в порядке, шахматисты договариваются о переносе партий в другое место (клуб). Так что дело (практически всегда) в умении договариваться (в хорошем смысле этого слова!) .
Записан
anatoly
"Форум – это отдушина, это возможность поговорить о насущных проблемах"
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 7087



WWW
« Ответ #411 : 05. 04. 2019, 09:22:34 »

Потомки неандертальцев играют в шахматы, а потомки денисовцев ещё и в бадук...
https://inosmi.ru/science/20190405/244872731.html
Записан

«каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами»
Папа шахматиста
Гость
« Ответ #412 : 17. 06. 2019, 01:09:16 »

Большая статья Вайсмана на фейсбуке. Ссылку не нашли, нашли статью:

7 июня в 20:32
Заслуженный тренер Украины Александр Вайсман.

Как становятся сильными гроссмейстерами.

В статье автор сделал попытку затронуть “болевые” точки вопросов становления, развития и совершенствования шахматиста, рассказать о некоторых проблемах недостаточно разработанных, или совсем не освещённых в шахматной литературе. В ней нет рецептов на все случаи жизни- скорее всего это взгляды автора на методы совершенствования шахматиста, примеры и случаи из тренерской практики.

Что нужно иметь, чтобы регулярно выигрывать шахматные сражения?
Прежде всего, дар Божий - специфический «шахматный» талант. Талант этот может быть больше или меньше, но если его нет, то на вершину шахматного Олимпа не взобраться. Здесь не поможет ни фанатизм в работе над изучением шахмат, ни участие в многочисленных турнирах. Талант можно только развить. Дать его даже самому старательному и трудолюбивому ученику не может никакой тренер.
Шахматы – мудрая и благодарная игра. Те, кто хоть не-много занимался ими серьёзно, а потом занятия прекратили, вырабатывают навыки, которые оказываются очень по-лезными в жизни. Один выдающийся тренер рассказывал мне о беседе с «новым русским» (есть сейчас такой модный термин для быстро разбогатевших бизнесменов в России), отцом одного из его учеников. После нескольких занятий тренер убедился, что мальчик, по его мнению, не может вы-расти в сильного шахматиста, и сказал об этом отцу. В ответ он услышал: « - А мне и не нужно чтобы сын стал сильным гроссмейстером! Мне нужно чтобы он научился мыслить, предусматривать и учитывать возможные действия партнёров, принимать самостоятельные решения и осуществлять их на практике». Отец посредством шахмат хотел подготовить своего сына к жизни в мире бизнеса! Бизнесмен понял то, что люди, длительное время работаю-щие в области, шахмат, чувствуют подсознательно, - шахматы это модель жизни! Я всегда говорю моим уче-никам, что, если будет доказано внеземное происхождение жизни, то будет доказано и внеземное происхождение шахмат.

Что такое шахматный талант?
А что такое талант вообще? Здесь мне вспоминается история времён недавнего коммунистического прошлого. Я шёл по центральной улице города Киева и увидел книгу с произведениями великого еврейского писателя Шолом-Алейхема. Для Украины того времени, где процветал махровый антисемитизм, появление такой книги было очень неожиданным, и, взяв её в руки, я начал читать предисловие, написанное великим украинским писателем Остапом Вишней. Предисловие занимало две страницы, но я не мог ничего найти о содержании книги и её авторе. Остап Вишня рассуждал о том, что такое талант, о значении и необходимости огромного труда для та-лантливого человека. Оставалось прочитать последний аб-зац, состоящий из всего из двух предложений. Первое зву-чало так: «Так що ж це таке талант? Це коли вiн е, тодi вiн е, а коли його нема, тодi його нема». В переводе с украинского – «Так что же такое талант? Это когда он есть, тогда он есть, а когда его нет, тогда его нет». По-моему, самое «точное» определение таланта! О втором предложении предисловия мы поговорим немного позже.
И, хотя невозможно сказать, что такое «шахматный» та-лант, для опытного тренера он ясен почти сразу. Талантли-вый ребёнок усваивает шахматные знания значительно быстрее и использует их эффективнее. Он быстро выделяет главное в объяснениях тренера или в книгах, правильно определяет моменты, когда нужно применять то или другое шахматное правило или использовать какой-то технический приём. Обычно талантливые дети почти сразу могут играть «вслепую» без доски. Они быстро делают ходы, быстро счи-тают варианты и хорошо играют в «блиц» или партии с уко-роченным контролем. Существует практическое правило для тренера – «блиц - показатель таланта». Именно, таланта, а не силы шахматиста, для которой наличие таланта необходимо, но недостаточно. Гроссмейстер Б. в возрасте 12 лет играл с такой скоростью, что я, пытаясь научить его играть медленнее и вдумчивее, предложил ему записывать в тетради ходы, которые он рассматривает, прежде чем сделать ход на доске. «Хитрый» мальчишка умудрялся прибли-зительно за 1 минуту записать семь!! ходов-кандидатов, а сделать восьмой. Так что – «коли вiн е, тодi вiн е!”.
Нужно различать «шахматный» талант и обычную память. Многие дети хорошо и быстро запоминают большое количество шахматных вариантов, особенно то, что им нра-вится, но далеко не все могут эффективно применить запом-ненное на практике. Для этого и нужен «шахматный» талант. Любой вид памяти, в том числе и « шахматной» можно развивать и улучшать при помощи специальных упражнений. Главное – желание, терпение и время.

А что от родителей?
Понятно, что талант это от Бога, но не менее значительна роль родителей юного шахматиста.
• Прежде всего, очень важно как можно раньше опреде-лить способности ребёнка и создать наиболее благо-приятные условия для их реализации. Шахматные способности проявляются практически сразу же после того, как ребёнку показали ходы шахматных фигур и объяснили в самой примитивной форме основы шахмат-ной стратегии. (Вспомним тезис о внеземном происхож-дении шахмат!). Обычно это происходит в возрасте 5-6 лет, иногда даже раньше. Поэтому родители должны принимать меры по их развитию как можно скорее. Всё убыстряющийся темп шахматной жизни заставляет стар-товать как можно раньше. Будущий чемпион Мира Борис Спасский имел в 11 лет первый разряд, что было в его время большим достижением. Сейчас шахматист из Китая Bu, Xiangzhi в 13 лет международный гроссмейстер!
• Много споров было о том, являются ли шахматы спор-том. Президент МОК Хулио Самаранч заказал даже спе-циальное исследование, по результатом которого было принято положительное решение о включении шахмат в олимпийскую семью. Сами шахматисты никогда не со-мневались, что шахматы – это спорт. А в спорте трудно рассчитывать на серьёзные успехи, если родители не за-ложили в тебя хорошее здоровье и не позаботились об его развитии и укреплении. Конечно, хорошее здоровье нужно всем, но больших достижений в шахматах, где требуется и физическая и психологическая выносливость на протяжении длительного времени игры в соревнова-нии, без него добиться нельзя. Особенно в наше время, когда продолжительность одного тура достигает 5 – 7 ча-сов, а иногда приходится играть две партии в день даже на довольно крупных соревнованиях, например, в Capella la Grande (Франция). Некоторые спортсмены сидят не-сколько часов за партией, не вставая! Поэтому в заданиях для индивидуальной работы я обязательно записываю одним из пунктов « регулярно заниматься бегом по утрам и посещать бассейн не менее двух раз в неделю». Бег и плавание это «наши» виды спорта! Чемпион Мира Гарри Каспаров любит и бег и плавание. Он проплывает по 1.5-2 км в высоком темпе и без остановок. Наверное, «что-то знает»!
• Очень важно ребёнку иметь от рождения крепкую нерв-ную систему, которую родители должны сохранить. При этом серьёзнейшее значение имеет психологический кли-мат, создаваемый близким окружением ребёнка и, в первую очередь, самыми близкими для маленького чело-века людьми. Доверие родителей, понимание ими устремлений и желаний своего ребёнка окрыляет ещё не-окрепшую душу юного шахматиста и очень важно для укрепления его нервной системы.
Хочу привести такой пример: Когда-то ко мне после окончания 8 класса школы приехал талантливый шахматист, проживавший в городе, где не было условий для серьёзных занятий шахматами. «Домашнему» маль-чику пришлось жить одному в чужом городе, самому ре-шать бытовые проблемы, заниматься в новой школе. Я не раз задавал ему вопрос, как его отпустили жить одного в таком раннем возрасте? И только, будучи сильным гроссмейстером, он сказал мне слова матери: «Мечту убивать нельзя». Низкий поклон такой Матери! Много ли матерей поступили бы так? И стал бы этот мальчик блестящим шахматистом, если бы она поступила иначе? Шахматному миру известны имена родителей выдающихся шахма-тистов и шахматисток, но их роль в становлении и разви-тии таланта их детей ещё ожидает своего исследователя.
Можно стать сильным гроссмейстером и имея проблемы с психикой. Вплоть до битья самого себя по го-лове в случае проигрыша или плохой игры. Примеры об-щеизвестны. Но подняться наверх, выдерживая нынешнюю конкуренцию, невозможно. Мать одного моего ученика ещё в раннем детстве говорила мне об особенностях нервной системы её ребёнка (так называемая «лабиль-ность»). Но именно это, уже в зрелом возрасте, сломало сильного (и талантливого!) гроссмейстера, не выдержав-шего психологических перегрузок серьёзных соревнова-ний. Его игра потеряла остроту и привлекательность стала сверх осторожной, и, как только появляются реальные шансы занять высокое место в турнире, происходит срыв. Слишком рано он сказал себе « с меня довольно!».
Подняться наверх можно только имея крепкую нервную систему, умея стойко переносить неизбежные и довольно многочисленные удары судьбы. Шахматист должен иметь «психологию убийцы», как когда-то писали о датском гроссмейстере Бенте Ларсене.
• Шахматы это модель жизни, и родители первые, кто начинает воспитывать в ребёнке такие человеческие качества как объективность, настойчивость, умение терпеть – качества очень полезные не только в шахматах, но и в реальной жизни. Честолюбие и волю, застав-ляющие талантливого ребёнка двигаться вперёд, не-смотря ни на какие трудности, тоже нужно воспитывать с детства. Также необходимо стремиться развивать фан-тазию и воображение – всё это потом найдёт отражение в шахматных партиях. Весь мой тренерский опыт убеждает меня в том, что какой человек в жизни – такой он и за доской! Трус никогда не станет хорошим атакующим шахматистом, неуверенный в себе будет постоянно попадать в цейтноты, не умеющий трудиться - будет при-нимать поверхностные решения, необъективный – про-пускать контрудары. Характер воспитывается с дет-ства!
Могу привести очень доказательный пример: Один мой ученик в детстве обладал очень сложным характером, считая себя выше других ребят, за что сверстники его недолюбливали. Так вот эта особенность (как я в шутку говорил ему «мерзость») характера приносила дивиденды за шахматной доской. Мальчик ВСЕГДА начинал расчёт вариантов с игнорирования угрозы про-тивника, и находил огромное количество контрударов! Ныне он гроссмейстер и по-прежнему находит контр-удары. «Все мы родом из детства!»
Шахматы относятся к интеллектуальным играм, и роль интеллекта довольно значительна. Можно достичь определённой (иногда даже большой) шахматной силы не заботясь о повышении своего общего интеллектуаль-ного уровня. Но в какой-то момент времени шахматный фанатик, не интересующийся ничем, кроме шахмат,
вдруг начинает ощущать перед собой стену, мешающую двигаться дальше. Не помогает ни интенсификация работы, ни увеличение количества турниров. Игра блекнет, и снижаются результаты. Шахматы на высшем уровне тре-буют глубокого, я бы даже сказал философского подхода к оценке того, что сейчас происходит, к планированию путей дальнейшей работы. Конечно, не обязательно иметь университетское образование, но интересоваться даже да-лёкими от шахмат проблемами, быть всесторонне разви-тым – не последнее условие творческого и спортивного роста гроссмейстера. Михаил Ботвинник, отвечая на во-прос, почему гроссмейстер «Х» не стал чемпионом Мира по шахматам, сказал: «- Чтобы играть в шахматы нужен ещё и интеллект». И, хотя я категорически не согласен с оценкой гроссмейстера, о котором говорил М.Ботвинник, главная его мысль мне кажется абсолютно верной! Как-то, занимаясь с девушкой, я обратил внимание, что она негармонично «некрасиво» ставила фигуры на доске. По-скольку ошибка повторялась, я «в сердцах» заявил ей – «Ты же девушка! У тебя должно быть развито чувство прекрасного!» и ... отправил её в Художественный музей. Сейчас она международный гроссмейстер. Может быть, помогло и это...
• Сейчас мы подходим к самому ответственному для судьбы ребёнка действию родителей после того, как они поняли, что их ребёнок имеет перспективу в шахматах, - выбору тренера.

Выбор тренера для талантливого шахматиста - это всё равно, что выбор хирурга для операции! Нельзя сделать операцию у одного врача, а потом вернуться и посмотреть, что получится, если сделать её у другого!
К сожалению, на этой важнейшей стадии у родителей как раз меньше всего информации и понимания того, что необходимо их ребёнку, и кого они выбирают для трени-ровки. Действительно, где прочитать, как тренироваться? А что такое правильно тренироваться? Есть ли такая наука "Тренировка шахматиста"? Есть ли научно-обоснован-ные книги по тренировке? Кто, где, когда, изучал, обобщал, проверял и распространял опыт работы тренеров? На все эти вопросы можно дать только отрицательные ответы. Интересно, что на отделении шахмат всемирно известного института (ныне Академии!) физической культуры в Москве НЕТ такого предмета – тренировка шахматиста!
А как же работают тренерами такое большое количество шахматистов - практиков? Да так и работают. Слабые (от-носительно) обучают детей тому, что умеют сами, делая ребят своими бледными копиями (копия, как известно, всегда хуже оригинала), подавляя в маленьком человеке всякую индивидуальность. Если же практик сильный, например, гроссмейстер, то он обычно выполняет (и у него это лучше получается) функции секунданта, что необ-ходимо, но на определённом достаточно высоком уровне. Очень мало знать математику или физику, чтобы быть преподавателем этих предметов. Представьте себе пры-гуна с шестом Сергея Бубку, обучающего прыжкам, а его тренера В.Петрова, прыгающего с шестом, и вы поймёте, что я хочу сказать. Каждый должен заниматься своим делом. Многие шахматисты, достигнув звания гроссмей-стера или международного мастера, спешат начать подра-батывать (а иногда и работать) шахматными тренерами. Только какой КПД их работы?!
Ошибка в выборе тренера, как правило, приводит к очень тяжёлым последствиям. А назад вернуться уже нельзя, да и время потеряно...
Как же выбрать тренера для своего ребёнка? По мнению Михаила Ботвинника, важнейшим качеством по настоя-щему профессионального тренера, отделяющим его от ди-летанта, является умение передать накопленные профес-сиональные знания и опыт. Далеко не каждый человек, стремящийся работать с талантливыми детьми, обладает этим качеством и может принести реальную пользу юному таланту. Можно иметь большой объём накопленных знаний и серьёзную практическую силу игры, но, если нет умения передать эти знания и опыт ученикам, то эффективность тренерской деятельности будет низкой. Такой тренер не испортит ученика, но сильно затормозит его шахматный рост.
Можно иметь определённые педагогические способ-ности и желание работать с талантливыми детьми, но не обладать достаточными шахматными знаниями и слабо играть в шахматы. Этот тренер подавно не может спо-собствовать росту шахматного таланта. Он не сможет вы-брать самое существенное в океане шахматных знаний, отличить истину от заблуждения. Его воспитанник обречён тратить время и силы на усвоение часто ненужных и ошибочных знаний и концепций, делающих малоэффек-тивным учебно-тренировочный процесс. Мне знакомы и такие тренеры и их «жертвы».
Но, если плохую работу врача ещё как-то можно до-казать, то работа плохих тренеров известна только по воспоминаниям типа «а помнишь, был(а) такой мальчик (девочка)» Был, а не стал, и вроде бы никто не виноват. Самая безответственная профессия шахматный тренер!
Для достижения успеха в современных шахматах необходимо быть шахматистом универсального стиля иг-ры, играя уверенно все стадии партии, хорошо разыгрывая различные типовые позиции в различных дебютах. Программа такой подготовки требует нескольких лет напря-жённой работы под руководством квалифици-рованного, думающего тренера. Например, чтобы уве-ренно разыгрывать эндшпиль, надо запомнить метод разыгрывания более 3 тысяч типовых эндшпильных по-зиций, на что юному шахматисту понадобится 2-2,5 года серьёзных занятий.
А как искать такого тренера? Если честно – я не знаю! Думаю, что в этом вопросе решающим является жиз-ненный опыт и интеллект родителей.

• И немного о грустном.
«Родители наша самая большая подмога, родители самое большое наше несчастье!» сказал один известный американский тренер по плаванию.
К сожалению, родители не всегда помогают становле-нию молодого шахматиста. Встречаются случаи, когда на детей ставят как на лошадей на скачках, не понимая, что в период обучения шахматиста, когда будущие крупные победы ещё в далёкой перспективе, стремление получить немедленные результаты приводит к форсированию под-готовки, перенапряжению нервной системы и пагубно сказывается в дальнейшем. Шахматы – игра взрослых!
Все детские соревнования лишь подготовка к взрослым турнирам. Так же, как, например, в футболе.
В этой связи не могу не сказать о политике, проводи-мой ФИДЕ в области детских шахмат. С целью увеличе-ния финансовых поступлений ФИДЕ начала проведение первенств Мира среди 10-летних шахматистов и рассмат-ривает варианты турниров среди 8 летних. Функционеров совершенно не заботит, что огромные соревновательные нагрузки, безусловно, вредны для маленьких детей. Никакие врачебные исследования при принятии таких решений не проводились и не проводятся. Ни в одном виде спорта нет первенств Мира для детей такого юного возраста. А кем стали чемпионы первенств до 10-12 лет в 20 лет? Нет их! Я знаю только одно исключение – Борис Аврух (ISR).
К сожалению, есть и другая крайность. Не имея терпе-ния дождаться «необходимых» результатов, родители, из самых благих побуждений, пытаются заставить ребёнка параллельно с занятиями шахматами получить и высшее образование. Совмещение учёбы и шахмат вредит и тому и другому. Нужно иметь мужество и опять-таки доста-точный интеллект выбрать что-нибудь одно. НИКОГДА нельзя навязывать ребёнку свою волю при принятии этого решения. Сколько психологических травм и даже жизненных трагедий происходило на этой почве! Первые губители таланта – родители, писал 26 летний профессор, доктор математических наук из научного центра в Новосибирске. «Наш мозг устроен так, а как - никто не знает, то, если Вас тянет в какую-то область, - идите!» Это пишет математик, и шахматный тренер с ним полностью согласен. Опять же см. тезис автора статьи о внеземном происхождении шахмат.
На протяжении моей тренерской работы я дважды сталкивался с «проблемой университета». Оба юноши стали сильными гроссмейстерами. Гроссмейстер Б. бросил Университет после 2,5 лет занятий, гроссмейстер М. учится и сейчас. Оба имели отличные шахматные данные. Я искренне верил, что М. может побороться с Г.Кас-паровым за первенство Мира. Это моё мнение разделяли и некоторые другие профессионалы. Но... мальчика за-ставили поступить в Университет. Время ушло – чемпи-оном Мира ему уже не стать. А жаль... «Мечту убивать нельзя». И мальчика, и тренера. «Первые губители таланта – родители»!

Есть же и сам молодой талант!
Записан
Папа шахматиста
Гость
« Ответ #413 : 17. 06. 2019, 01:09:29 »

А что же должен делать сам талантливый ребёнок, чтобы забота о его шахматном будущем не оказалась напрасной тратой сил и средств?
• Прежде всего, шахматист должен уметь много и система-тически трудиться. Сколько буквально брызжущих та-лантом шахматистов не взобрались наверх именно из-за отсутствия этого умения. Всегда напоминаю своим уче-никам: «Талант имеет одно преимущество – право трудиться больше других». Простое рассуждение убеждает в этом. Предположим, что для усвоения какого-то шахматного материала, талантливому ребёнку доста-точно 10 минут. «Менее талантливому» необходимо 20 минут. Если «талант» эти 10 мин. не потратит, а другой потратит «свои» 20 мин, кто будет иметь преимущество?! Только фанатично любящие шахматы дети могут часами сидеть дома за шахматной доской, ежедневно читая шах-матные книги, решая огромное количество различных тактических или «скучных» эндшпильных позиций. Гарри Кимович Каспаров когда-то написал: « Я слишком рано понял, что за всё в жизни надо платить. А единственное, чем может платить талантливый ребёнок, это его детство».
А что в результате? Вот тут я и приведу обещанную вторую фразу предисловия Остапа Вишни: « Так от, коли вiн е да плюс робота, тодi трапляються такi речi , якi ви зараз будете читати». Что на русском языке звучит – «Так вот, когда он есть и плюс работа, тогда получаются такие вещи, которые вы сейчас будете читать». Ещё никто в мире не вывел другую формулу успеха – ТАЛАНТ + РАБОТА!
• С детства юные спортсмены живут в условиях хрониче-ского недостатка времени. Учёба, регулярные тренировки, соревнования и не только шахматы. Необходимо вы-рабатывать в себе умение правильно распоряжаться вре-менем, тратить его с максимальной эффективностью. Это умение для юного таланта во многом определяет скорость роста шахматной силы.
• Невозможно рассчитывать на большие шахматные успехи, не имея здорового шахматного честолюбия. Именно оно чаще всего является главным двигателем, заставля-ющим юного спортсмена работать над шахматами. Но очень важно чтобы оно не стало чрезмерным, не превратилось в тщеславие или самолюбование. Необходимо вы-рабатывать в себе умение объективно оценивать свои до-стижения, чётко и честно определять свои достоинства и недостатки. «Шахматы, прежде всего, учат быть объек-тивным. В шахматах можно стать большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни» - писал Александр Алёхин.
Один мой очень талантливый ученик показывал от-личные спортивные результаты. В 13 лет он стал чемпио-ном Украины в возрасте до 16 лет, в 14 завоевал серебря-ную медаль среди юношей до 18 лет. Однако качество его игры вызывало у меня обоснованную критику. К сожале-нию, на большинство замечаний юный талант отвечал – «А я выиграл!». Тут спорить тяжело – в спорте определя-ющим является результат, но решающим фактором всегда являлась ИГРА. Приходилось терпеливо объяснить маль-чику, что с такой игрой он не сможет претендовать на вы-сокие достижения в будущем. Перелом наступил после следующего довода. «Если тысяча человек играет плохо, то всё равно кто-то будет первым, а кто-то последним. Но от этого первый не станет играть сильнее. Ты побеждаешь себе подобных!». Мальчик задумался, и вскоре стал за-метно объективнее оценивать свои победы. Пару раз я даже слышал от него фразу « - Это я выиграл у себе по-добного!». Появились и более серьёзные результаты. Вы-игрыш у IGM Балашова, ничьи с IGM Харитоновым, Яндемировым, Ибрагимовым, выполнение нормы IM в сильном турнире в Пардубицах – это уже “не себе подобные!
Уменье быть объективным позволяет избежать многих обидных поражений, связанных с переоценкой позиции с “хочу», а не “надо”! Пригодится оно и в реальной жизни.

Как часто надо играть в турнирах?
Сила любого шахматиста определяется только его успехами в соревнованиях. В спорте есть единственный критерий – результат. Если не согласиться с этим, приводя какие-то другие критерии (что очень любит делать гросс-мейстер Г.), то выхолащивается сама суть спорта. Сильный или слабый спортсмен показывает турнирная таблица. А разговоры типа «этот спортсмен талантливее», «зевнул в цейтноте», «проиграл выигранную позицию», «невероятная ошибка», «случайно» и т.п. это для болельщиков. Невероятные события не происходят. Если событие произошло - оно было вероятно! Нужно только попытаться понять при-чину происшедшего.
Турнирная таблица это только видимая часть «айсберга». О многих часах длительных тренировок знают только спортсмен и его тренер. Для предотвращения истощения нервной системы молодого шахматиста необходимо тщательно планировать всё затраченное шахматистом время. Вот приблизительный расчёт.
Только чисто «шахматную» подготовку можно разделить на три части: подготовка к соревнованию, игра в тур-нире и анализ выступления. Нужно различать текущую общую подготовку, которая занимает примерно половину всего времени, затраченного на шахматы, и ведётся повседневно, и подготовку к конкретному соревнованию. Если время, оставшееся после общей подготовки, разделить поровну на 3 оставшиеся вышеуказанные части, то для игры в турнирах останется примерно 50 дней в течение года. Мы получили те 50 партий в год, которые рекомендовал играть М.Ботвинник. Длительное время 55 партий в год было планируемой нагрузкой для чемпиона Мира Г.Каспарова.
И, хотя темп жизни сейчас неизмеримо возрос, появились реальные помощники шахматистов – компьютеры, а успехи медицины ведут к улучшению физического состояния человека, количество дней в году не изменилось! С учётом совремённых реалий число партий для молодого шахматиста в год не должно превышать 60. Это позволит ему на долгие годы сохранить работоспособную нервную систему.
Когда я начал работать с будущим гроссмейстером
А. Голощаповым., выяснилось, что за текущий год он сыграл более 100 партий. Свой первый турнир после начала нашей совместной работы он сыграл только через 8 меся-цев, и сразу занял 1 место. Хочу привести результаты остальных участников ( в скобках их нынешние звания): 2.Р.Пономарёв (IGM) 3.В.Малахатько (IGM), 4.С.Овсеевич (IGM) 5.В.Баклан (IGM). 6.А.Зубарев (IM). Сегодня это лучшие молодые шахматисты Украины.

Как построить эффективную систему занятий.
Каждый тренер работает согласно своему пониманию тренировочного процесса с учётом (будем надеяться!) лич-ности ученика. Выше я осуждал вопрос об отсутствии научных методов тренировки, и поэтому хочу обратить вни-мание читателя, что написанное далее представляет моё субъективное мнение.
Большое значение имеет первый учебник основ шахматной игры. До настоящего времени лучшими учебниками остаются книги корифеев прошлого – Ласкера, Капабланки, Нимцовича, Рети. В этих книгах рассматриваются как вопросы стратегии шахмат, так и дебюта и эндшпиля Я рекомендую возвращаться к ним на определённых этапах своего шахматного развития даже международным гроссмейстерам.
Следующим этапом является изучение основ шахматной стратегии и ознакомление с творчеством великих мастеров прошлых лет. «В шахматах много нового, неизведанного» – писал экс-чемпион Мира Василий Смыслов, «и для того, чтобы шагнуть немного дальше, нужно знать, до чего дошли предшественники». Главная стратегическая цель этого этапа – по возможности быстро изучить то, до чего дошли шахматисты к настоящему времени. Изучение классического наследия, хранящегося в лучших партиях шахматистов предыдущих поколений, позволяет развить эрудицию шахматиста, накопить в памяти багаж «типичных» позиций миттельшпиля и эндшпиля, подобрать дебютный репертуар под свой стиль игры. Трудно переоценить здесь помощь опытного тренера, который может правильно сориентировать ученика в океане шахматных книг и монографий.
Обычно, большинство молодых шахматистов, стремясь показать немедленно спортивный результат (что зачастую совпадает с «тайными» желаниями их родителей и тренеров), до предела сокращают вдумчивое знакомство с основами шахмат, и приступают к изучению дебютной теории. Это, на мой взгляд, принципиальная ошибка. Нарушается важнейший принцип обучения – от простого к сложному. Дом не начинают строить с крыши – сначала закладывают фундамент. Любые сражения, в том числе и шахматные (вспомним «шахматы – модель жизни»), выигрывает не та армия, которая сумеет выстроиться перед началом боя по заранее намеченному плану, а та, которая покажет своё умение и профессиональное мастерство в бою. Пытаясь за-помнить как можно больше дебютных фрагментов партий совремённых гроссмейстеров, шахматист не имеет времени на их творческое и критическое осмысливание, на выработку собственного мнения, разработку оригинальных идей. Причём всё это через некоторое время забывается или устаревает. Мои ученики гроссмейстеры М.Бродский, А.Стрипунский, А.Берелович, международный мастер Л.Шмутер выучили современную дебютную теорию, будучи уже международными мастерами, менее чем за полгода. А отсутствие «зашоренности», влияния стереотипов, позволило им найти огромное количество новых интересных идей, которыми они пользуются и сейчас.
Основой понимания дебютов, на мой взгляд, является только понимание краеугольных законов шахматной стратегии. А для того, чтобы предварительно изучить и выбрать дебюты достаточно какого-нибудь краткого курса дебютов но, ни в коем случае, не «Энциклопедии»!

Какие дебюты желательно изучать?
Мне кажется, что шахматист должен сначала научиться играть классические дебюты, а не Английское начало, дебют Рети, защиту Пирца-Уфимцева и т.п. - так называемые "антидебюты". В них начало шахматных сражений отодвигается в район 15 - 20 ходов. Конечно, и в таких дебютах можно регулярно получать сложные, полные содержания позиции (как это делали М.Ботвинник и В.Смыслов), но только если у тебя за плечами богатейший практический опыт и солидные познания в других классических дебютах.
В классических дебютах вроде бы всё изучено вдоль и поперёк, и большого перевеса, тем более против опытного партнёра, там не получить. Но в том то и сила шахматистов, играющих классические дебюты. Борьба, в которой партнёра трудно сразу застать врасплох, заставляет дорожить микроскопическими достижениями, собирать их по крупицам ход за ходом и ценить силу каждого хода. Кстати, именно отсюда идёт высокая техника игры "классиков", строгость и эффективность мышления, железная логика.
В некоторых "антидебютах" можно ходить "туда - сюда" ходов 10 и ничего не потерять. "Шпилеры", т.е. шахматисты, не желающие тратить время на изучение дебютной теории, и для которых интересен, в основном, сам спортивный элемент, а не логика борьбы, ухватились за "антидебюты".
В искусстве существует закон: профессиональный уро-вень, т.е., говоря спортивным языком, "СИЛА" актёров, проверяется только на классическом репертуаре вечно жи-вых спектаклей. Если актёр не может сыграть классику - он не настоящий актёр, а просто ремесленник. Однако, если актёр может "потянуть" классику, но не может внести в неё нечто своё, а только добросовестно отыгрывает роль - он просто хороший "крепкий" профессионал, но не художник-творец. (Вспомним применение гамбита Эванса Г. Каспаро-вым против В.Ананда).
Классику необычайно трудно играть, в основном, потому, что зритель всё это видел и знает, хотя бы по книгам, и действием, текстом его не удивишь - он пришёл смотреть игру актёра и поэтому может заметить каждую мелочь в игре. Чтобы вызвать аплодисменты, т.е. выиграть свою партию у зрителя надо искать и обыгрывать в роли тончайшие нюансы и при этом не фальшивить. А этого без техники, без таланта достичь невозможно.
Шахматы - это тоже искусство, и этот закон распростра-няется и на них. Если шахматист хочет не только достичь спортивных успехов, но и стать при этом художником, он обязан изучать классическое наследие шахмат, изучать и играть классические дебюты. ДРУГИМ ПУТЁМ В БОЛЬ-ШИЕ ШАХМАТЫ НЕ ПРОБЬЁШСЯ. Ограничив себя испанкой с 4.С:с6, шотландской или дебютом Рети, сицилиан-ской с с3 можно куда-то (в очень редких случаях довольно далеко - пример И.Миладинович, Е.Свешников) доползти и потом долго удивляться, почему не растут успехи, а партии получаются такими скучными. В классике для достижения успеха надо овладевать максимальным набором технических приёмов, изучить множество типовых или стандартных позиций. Овладеть классикой - означает научиться играть в "правильные" шахматы. "Антидебюты" же ведут к вялой игре типа "туда-сюда". О совершеннейшей необходимости умения искусно разыгрывать испанку для шахматиста, намеревающегося стать сильным гроссмейстером, говорил ещё Пауль Керес.
Курс на освоение классических шахмат предъявляет высокие требования к тренеру, к его дебютной и общей эрудиции, культуре. Если он сам плохо знает классику, не любит изучать дебюты, имеет слабую эрудицию – плохо дело у его ученика, пока тот его ученик. Плохо будет потому, что ни-чему, кроме 2-3 дебютов, он не научит, да и то даст кое-какие вариантики. Вдобавок он привьёт своему ученику пренебрежительное отношение, и уж не привьёт уважительного отношения к изучению дебютной теории.
Искусство разыгрывания дебютной стадии партии сродни искусству постановки спектакля. При плохой постановке дебюта (или спектакля) хорошая игра не помогает, она выглядит какой-то случайностью и тонет в массе серости. Если с самого начала отсутствует причинно-логическая связь и последовательность действий, трудно играть хорошо и красиво, так как нить игры в созданном хаосе и топтании на месте уловить трудно и самому игроку и зрителю. Хорошие ходы вдруг мелькающие при этом подобны бриллианту в проржавевшей оправе.
Молодой шахматист должен научиться СОЗДАВАТЬ сложные позиции, а не вовлекаться в игру, где они могут создаваться, а в 80% случаев и не создаваться, особенно если силёнок и опыта маловато.
Изучать классику, копаться в дебютных справочниках - занятие скучное, особенно для молодых, но одновременно это путь к совершенствованию, расставанию с вычурностью.
Сейчас, когда получить даже + в дебюте необычайно трудно, надо уметь разыгрывать позиции с равными шансами на победу у обоих соперников. Сегодня дебютная часть партии считается удавшейся, если в результате удалось получить позицию "по вкусу", либо лучше изученную, либо просто нравящуюся тебе, но (или) не нравящуюся партнёру.
В классических дебютах заключено огромное богатство стратегического содержания и тактических приёмов. Там, в перспективе, калейдоскопическая смена ситуаций, широченное поле для проявления фантазии игрока. Всё это - потому что в основе их разыгрывания лежит стремление к до-стижению дебютного перевеса, заложенное почти в каждом ходе. И, если "+" в классическом дебюте добиться всё-таки не удалось - это результат того, что атака и защита оказались равноискусны. "Антидебюты" принципиально беднее по своему содержанию. В них многие ходы лишены сколько-нибудь значительной идеи, так как в них никто ни за что не борется. Потом вдруг открывается какая-то вертикаль и происходит взрыв.... разменов, или наоборот заборы из пешек перегораживают всю доску (как это было в одной из партий матча Карпов - Корчной 1974 г.) и борьба прекраща-ется.
Испанская партия сродни классическому вальсу, где можно блеснуть изяществом и мастерством, а дебют Рети вызывает ассоциации с твистом, где каждый из партнёров трясётся сам по себе, не утруждая себя заботами о технич-ности и грациозности движений.

Комментируйте партии.
С детства нужно приучить себя обязательно разбирать и комментировать ВСЕ свои сыгранные партии. Хочу напомнить название первой книги, которую написал Гарри Каспаров – «Испытание временем». В ней приведены партии с комментариями будущего Чемпиона написанными после того, как партия была сыграна, и добавлены «зрелые» комментарии. Главный вывод виден из названия – комментарии выдержали испытание временем.
Разбор партий, осмысливание происшедшего в них, объяснение и запись оценок, мотивов принятых решений, опасений и поводов для них – мощный стимул роста шах-матиста! Разбор необходимо делать и для партий с укороченным контролем. Я считаю, что партии с укороченным контролем даже более информативны для определения достоинств и недостатков шахматиста. Когда запас времени значителен, эти недостатки можно прикрыть за счёт дли-тельности обдумывания. В партиях с укороченным контролем и в блиц партиях все «плюсы» и «минусы» проявляются ярче. Тренер Г.Каспарова А.С.Никитин писал, что будущий чемпион Мира комментировал даже партии в «блиц».
Очень помогает выявлению слабых мест шахматиста хронометраж. Понимание и объяснение недостатков шахматиста и их причин при этом становится особенно доказательным, учитывая время, затраченное на принятие того или иного решения.
После каждого турнира необходимо записывать рассказ обо всех сыгранных спортсменом партиях, приводя там мысли варианты и оценки, которые были в голове во время игры, и сравнивать их с результатами последующего спо-койного анализа. Особое внимание следует обращать на фазу перехода из дебюта в миттельшпиль, показывая при этом, насколько события в миттельшпиле соответствуют логике дебютного построения. Дебютная часть должна заканчиваться короткой теоретической справкой, показывающей наилучшие варианты продолжения борьбы и «образ-цовой» для этого варианта партией гроссмейстеров. В комментариях каждой партии должна даваться оценка соб-ственной игры и выводы (причины победы или поражения, в том числе и не шахматные; что надо сделать, чтобы они не повторялись). Такая работа по комментированию сыгранной партии должна продолжаться 4 – 5 часов.
На более высоком уровне полезно комментировать и чужие партии, но это значительно сложнее, так как, не наблюдая непосредственно за игрой, труднее понять мотивы и обоснования принятых решений.

И заканчивая - играйте в блиц!
Если я скажу, что это плохо, Вы мне не поверите. Разве плохо есть сладкое? Плохо только есть его очень много. Слишком большое увлечение игрой в блиц, конечно, вредно, так как приучает мыслить неглубоко. Но, как говорят поляки, «Что занадто, то не здраво». (Что излишне, то нехорошо.) А сильные шахматисты и в блиц играют сильно. Иногда, для того чтобы развить уверенность в своих силах, я предлагал моим ученикам (даже гроссмейстерам – они тоже «люди», и бывают неуверенны в себе!) специально играть в блиц–турнирах или в турнирах с укороченным контролем. Единственным условием было обязательное применение, как белыми, так и чёрными, дебютов, которые они никогда не играли. Помогало!
Играйте в блиц. Всё-таки шахматы - это ИГРА. НАША, ЛЮБИМАЯ.
« Последнее редактирование: 17. 06. 2019, 01:13:20 от Папа Шахматиста » Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75572



WWW
« Ответ #414 : 17. 06. 2019, 01:20:30 »

Очень много справедливого. Очень.. Для меня только ложкой дёгтя в сей бочке мёда явились размышления про инопланетян.
Я уже несколько раз в разных источниках с этим сталкивался. Божественная природа шахмат, инопланетная природа шахмат...
А игр-то много... И игровая гармония есть и в теории сянци, и в крепостях сёги и даже наверняка в шариках абалона и так далее...


Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4004



WWW
« Ответ #415 : 17. 06. 2019, 02:31:03 »

Очень интересная статья от недавно скончавшегося советского и украинского тренера. Но надо учитывать, что это тренер именно еще советской классической школы. Некоторые вещи, о которых он пишет, сейчас невозможно и представить. А о каких-то современных реалиях он даже не упоминает.

К примеру, предложение ограничиться 60 партиями в год для юного шахматиста, претендующего на профессиональную карьеру, нынче выглядит фантастикой. Хотя здравый смысл в этом конечно есть...

Вижу противоречие и в том, что сначала Вайсман призывает не тратить много времени на изучение теории дебютов до поры до времени (вплоть до мастерского уровня), а потом призывает играть классические дебюты, успешная игра в которых требует глубоких теоретических познаний. Как можно ребенку даже уровня ниже 2000 играть испанку, не потратив много времени на ее изучение? Разве что какие-то боковые варианты, типа разменного, или непритязательную систему с c3-d3 (итало-испанский комплекс). Популярность итальянки с с3-d3 в детских турнирах (а сейчас и на высшем уровне) не просто так возникла...

Изучение классики чрезвычайно полезно, спору нет. Но глядя на партии многих современных гроссмейстеров, слушая их комментарии и лекции на Youtube, становится ясно, что на изучении классики они много времени не тратили. Но гроссами тем не менее как-то стали... Впрочем, есть и классически подготовленные ребята, у которых со знанием шахматного наследия все в порядке. Но, по-моему, такие сейчас в меньшинстве.

Аналогично обстоит дело с анализом сыгранных партий. Сейчас видимо никто не умеет анализировать (без компьютера!) свои партии по 4-5 часов, разве что "старая гвардия". Собственно, анализ без помощи компьютера вообще мало кто проводит. Даже не пытаются и не понимают, зачем это нужно! Помню, одному из своих молодых соперников (очень неслабому) предложил совместно проанализировать сыгранную партию. В ответ было явное недоумение - а зачем? Ведь компьютер всё покажет, что было правильно, а что нет... Культура совместного анализа после сыгранной партии у молодежи утеряна напрочь. Максимум, обменяются несколькими словами по поводу критических моментов и всё... Впрочем, массовые турниры совместному анализу не способствуют. Попробуй в турнирном зале начать анализ после партии, тебя сразу судьи выгонят. А комнаты для анализа в современных турнирных реалиях - большая редкость.

А вот мысль о том, что молодой шахматист должен уметь создавать сложные позиции, а не вовлекаться в них, очень мне понравилась. По партиям многих сильных детей, не избалованных тренерской поддержкой, видно, что они этого не умеют.
« Последнее редактирование: 17. 06. 2019, 09:15:44 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Папа шахматиста
Гость
« Ответ #416 : 17. 06. 2019, 02:34:08 »

А вот мысль о том, что молодой шахматист должен уметь создавать сложные позиции, а не вовлекаться в них, очень мне понравилась.
По партиям многих сильных детей, не избалованных тренерской поддержкой, видно, что они этого не умеют.

А вот это запомните, дорогие родители.
Столько очков на этой простой истине потеряли..

А Аким нужен, даже из статьи Вайсмана это понятно!
Записан
Елена К
Свой человек
***
Сообщений: 121


« Ответ #417 : 17. 06. 2019, 07:59:26 »

Талант, как алмаз. Если над ним не трудиться он никогда не станет бриллиантом Улыбающийся . И в то же время трудом можно многого добиться, но если нет таланта, то вершины не достигнуть никогда.
Записан
Папа шахматиста
Гость
« Ответ #418 : 08. 07. 2019, 12:34:19 »

Талант, как алмаз. Если над ним не трудиться он никогда не станет бриллиантом Улыбающийся . И в то же время трудом можно многого добиться, но если нет таланта, то вершины не достигнуть никогда.

А вот и контрольный выстрел в аргументы Александра Владимировича..
Нам пишут, Администрацию тоже побаиваются, как и маму Катю, на Форуме не публикуют:

Пример с Мурзиными окончательно доказал , что тренер и тренировочный процесс для шахматиста со способностями - 50-70 процентов успешного развития . Плюс среда всего процентов 20, вот и всё!
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75572



WWW
« Ответ #419 : 09. 07. 2019, 10:33:15 »

Ну пусть нам тогда Михаил Кобалия ещё человек 10 как Володар подготовит и считайте, что контрольный выстрел состоялся. Раз всё так просто - так пожалуйста.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Страниц: 1 ... 26 27 [28] 29 30 ... 141
  Печать  
 
Перейти в: