chessvdk
|
|
« Ответ #1852 : 30. 03. 2021, 07:04:12 » |
|
В 2004 году я ехал в Дагомыс со своим сильнейшим юношей (отобравшимся на Россию с первого места на Москве до 18 лет) и случайно мы оказались в одном купе с папой и девочкой-подростком, которые ехали туда же. Мы познакомились. И даже спустя годы иногда пересекаемся с Виктором (папой девочки). Девочка давно уже взрослая. В шахматах дошла до ЖМФ. И потом этот папа как-то раз решил занять свои новогодние каникулы очень оригинальным образом. Помочь посудить начинавшиеся командники на Вадковком… Это конец нулевых... Папа получил неизгладимые впечатления. При чём, он (как показала дальнейшая история деградации) был не во всём прав. Ибо он видел начало процесса… Да и дети играли с контролем час на партию и записью игры. В самом младшем турнире (это до 10 лет я хочу заметить) папа (будучи судьёй) живо интересовался происходящим на досках у самых юных участников трёх командных турниров. Но папа сам играл в шахматы на нормальном любительском уровне и его коробили дебютные идиотизмы и прочие глупости совершаемые отдельными детьми. По итогам турнира папа написал мне текст для моего старого сайта по поводу того, что он наблюдал. Это было в 2009 году... Деструкция уже началась... Я сейчас здесь опубликую его текст, но сразу хочу сказать, что тогда ещё это были цветочки... Видел бы этот Виктор, что творится сейчас...
Подошёл он к вопросу творчески и даже с эпиграфом. Турнир начинался после НГ и не просто после НГ, а … второго января.
Впечатления судьи.
Проснувшись утром после пьянки, Я посмотрел на календарь, Судить мне завтра спозаранку, Ведь утром начался январь.
Финансовый кризис и новогодние каникулы натолкнули меня на мысль немного подработать. Тем более, что я выиграл конкурс на вакантную должность судьи. Причем в суд мне идти не придется, так как судьей я буду не присяжным, а шахматным. Шахматы я люблю с детства. Даже занимался ими полгода в институте. Потом научил играть в них дочь. Сопровождая ее в поездках на турниры, несколько раз сыграл и сам, а вот теперь мне представилась возможность посмотреть на шахматное соревнование глазами судьи.
В первый день посмотреть на соревнование со стороны не получилось. Пришлось работать. Мои функции линейного арбитра на Первом Командном Первенстве Москвы среди шахматных секций в возрасте до 10 лет сводились в основном к следующему:
1) громко кричать: - «Соблюдайте, пожалуйста, тишину».
2) пытаться ограничить доступ родителей в игровой зал, где играли 72 юных шахматиста.
Когда я посещал шахматные соревнования как зритель, наблюдая за партиями мастеров и гроссмейстеров, то, глядя на позиции, пытался найти лучший ход. В роли судьи на детском турнире я насмотрелся на уйму невозможных ходов.
- Мой соперник поставил короля под шах!
- Да, действительно сделан невозможный ход. Соперник сейчас переходит, а я тебе добавляю две минуты.
В это время за другим столом.
- Пешка у соперника пошла на две клетки в середине доски.
- Ты что не знаешь, что пешка может пойти на две клетки только со своей начальной позиции?
- Знаю, но тренер говорил, что надо стараться проводить пешку в ферзи как можно БЫСТРЕЕ!
- Сделан невозможный ход. Соперник сейчас переходит, а я тебе добавляю две минуты.
В это время за другим столом.
….
- Сделан невозможный ход. Соперник сейчас переходит, а я тебе добавляю две минуты.
После второго тура у меня страшно болели пальцы, стертые в кровь «переводилкой». Зато мне не потребовалось добавлять время на электронных часах. Как правильно пользоваться ими я не знаю, поэтому решил, что в этом случае буду выписывать «вексель» на дополнительные две минуты игры, после падения флага.
Второй день дался мне существенно легче. Во-первых, у нас уже была жеребьевка, и мы начали тур вовремя. Во-вторых, я уже был судьей с опытом работы один день и поэтому, мне удавалось следить за ходом некоторых партий. Играли дети плохо. Многие партии заканчивались за 10-15 минут матом. Детского мата я не видел, но мат в 9 ходов был. Бескомпромиссная борьба короля и пары пешек против почти полного комплекта соперника тоже.
Глядя на такую игру, не вольно возникает вопрос, зачем собрали в актовом зале толпу недоученных малышей, которые еле-еле передвигают фигуры. При мне мальчик выиграл ладью за проходную пешку, а через ход зевнул ее назад. Участник турнира до 14 лет 36 ходов методично ставил мат ферзем одинокому королю. Он подводил своего короля в оппозицию неприятельскому, объявлял шах, оттеснял короля на одну вертикаль и т.д. Если б у него была ладья, а не ферзь его действия были бы просто безукоризненными. Кому все это надо?
Организаторам? Вряд ли - турнирных взносов нет, а для отчетности вполне хватит оставшихся турниров, которых в ходе фестиваля, длившегося 12 дней, было достаточно.
Детям? Как часто пишут в турнирных положениях - с целью повышения спортивного мастерства. Тоже вряд ли. Получить за 10 минут мат, а потом около часа околачиваться под дверью игрового зала в ожидании следующего тура. Наверное, это не кратчайший путь к шахматным высотам.
Тренерам? Они были очень колоритными участниками турнира, подбадривали свои команды, радовались их победам и стойко переживали неудачи. Недостаток щедро расточаемой энергии им пополняли постоянно звонившие мобильные телефоны. В результате лучшие из них стали обладателями «командных грамот», но если тренер хороший их у него таких грамот и так как грязи, а если плохой, то его команда не попадет в призы.
От абстрактных размышлений меня отвлек следующий случай. В позиции король и пешка против короля, незащищенная пешка объявляет шах королю. Слабейшая сторона останавливает часы и говорит, что ничья. Тренер сильнейшей стороны требует за остановку часов засчитать поражение. Я трактую позицию, как невозможный ход. Ход не сделан, часы пережаты. Добавляю сильнейшей стороне две минуты (мое любимое занятие на турнире). Пешка съедается – ничья. Тренер обращается к главному судье, тот посылает его … в апелляционную комиссию. Апелляционная комиссия утверждает ничейный результат.
Вообще работа шахматного судьи на детском соревновании это не мед. Все время на ногах, меня первые два дня к концу третьего часа аж пот пробивал. За то в третий я дожил до награжденья бодрый и не запыхавшийся. Награжденье проводил главный судья, а я вместо него пошел в зал, где играли команды до 14 лет.
Здесь уже были нормальные шахматы без шума, невозможных ходов и … страшная духота в зале. Я как рыба, выброшенная на берег, начал жадно хватать ртом воздух, пот потек ручьями. Как можно играть в таких условиях? Но наши не избалованные дети играли. Правда, при мне один мальчик проиграл разноцвет с лишней пешкой. Еще круче развивались события в партии лидеров на третьей доске: выиграно – проиграно – выиграно - проиграно, но там был цейтнот.
Почему шахматисты, дети, тренеры соглашаются на игру в таких условиях непонятно. Схожая ситуация была в РГСУ на Стромынке во вовремя последнего тура командных соревнований между ВУЗами. Пришла зима, включили отопление. Наступила оттепель, а отопление отключат только в марте. И вот в невыносимой жаре и духоте гроссмейстеры и международные мастера мутузят друг друга. Хочется верить, что температура поднимается только в последнем туре соревнования от накала страстей.
Из детей мне больше всего запомнились два маленьких мальчика: вторая доска Вадковский-1 и четвертая доска Школа 1189-2. Играют они осмыслено, эмоционально. А вдруг мне повезло увидеть будущих чемпионов?
На этом моя работа была закончена. Праздники продолжаются. Сейчас лежу на печи, жду зарплату и приглашение судить Аэрофлот-Опен. Все вышеизложенное является очень вольным изложением реальных событий: где-то приврал, а где-то не досказал.
|