Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: [1] 2 3 ... 185
  Печать  
Автор Тема: Проект Шахматы в школе  (Прочитано 258262 раз)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75571



WWW
« : 20. 04. 2018, 10:14:38 »

Мне прислали очень интересный материал. В создании этого проекта я принимал некоторое участие.
Автор пожелал себя не раскрывать, поэтому подписано псевдонимом.
Кому интересно, очень советую почитать.
Альтертативный взгляд на проблематику (НЕ МОЙ) о которой принято писать везде и всюду совершенно иное.
Особенно рекомендовано Главному Эксперту (как фанату проектной деятельности).

* proectchess.doc (1739.5 Кб - загружено 460 раз.)
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Папа шахматиста
Гость
« Ответ #1 : 20. 04. 2018, 10:28:41 »

Никита Владимыч как фанат данного проекта отложил колоду и попросил выложить summary проекта на форуме.

Summary пусть Главный Эксперт делает, он специалист по таким вопросам, но на кое-что мы обратили внимание:

Сделали его форумчане и.. это ещё что за новости?
И зачем мы свой бренд регистрировали?

Исследовательский проект:
Проблемы проекта "Шахматы  в  школе"


Выполнила:
Джонатан
Консультанты:
Трутаева Лариса Николаевна, клинический психолог
Калёнов Александр Владимирович, педагог дополнительного образования
Сандлер Леонид, вице-президент шахматной федерации Австралии
Фомичёв Александр Михайлович, преподаватель шахмат в школе №1270
Новицкий Алексей Леонидович, тренер по шахматам в СШОР №54

Погосян Арутюн, шахматист-любитель, папа шахматиста

Москва,  2018


Оглавление

Стр.
Введение                                                                                                                                   3
1.  Что и в какой момент развивают шахматы                                                                      6
2.  О возрасте начинающих шахматистов                                                                            11
3.  «Шахматы в школе»: опыт разных стран                                                                       22
4.  «Шахматы в школе» в России                                                                                         27
5.  Варианты детского шахматного образования в России                                                32
Заключение                                                                                                                             36
Список используемых источников и литературы                                                               38

..Здесь же хотелось бы показать, что шахматы - не для всех.  Существуют люди, которые не могут научиться играть в шахматы в любом возрасте. Помогут исследовать этот вопрос  консультанты проекта: клинический психолог Лариса Николаевна Трутаева и тренер по шахматам в СШОР №54 Алексей Леонидович Новицкий, статья тренера по шахматам Вячеслава Борисова о тенденциях в детских шахматах, а также предоставленные консультантом проекта, разработчиком рейтинговой системы Александром Владимировичем Калёновым статистические данные о возрасте и рейтингах шахматистов Москвы.

3. В качестве аргумента «за» уроки шахмат в школе приводится успешный опыт других стран в этой области. Мои попытки найти материалы, подтверждающие эти факты, не увенчались успехом (за исключением Армении, опыт которой будет изложен ниже).
Проиллюстрировать опыт других стран в области шахматного образования младших школьников я попытаюсь с помощью консультанта, вице-президента шахматной федерации Австралии Л.Сандлера, а также проанализировав опыт Армении- общепризнанного лидера в этой области.

4. Следующий вопрос не менее актуален: как же обстоят дела с развитием проекта «Шахматы в школе» в России?
Все большее количество школ оказывается вовлеченными в этот проект. Нередко произносятся восторженные речи о его полезности. Проводятся массовые праздники, где обязательно присутствуют гигантские шахматы (дело в том, что играть в них сложно, особенно детям, потому что поле не видно). Но на праздниках информация заканчивается. Что же происходит на деле?

(...)

Гипотеза состоит в том, что шахматный всеобуч не нужен
Записан
Папа шахматиста
Гость
« Ответ #2 : 20. 04. 2018, 10:35:03 »

Из всего сказанного в этом параграфе у меня сформировался однозначный вывод: проект «Шахматы в школе» в России не нужен. И еще сложился вывод об учителях-тренерах: чтобы чему-то учить детей, надо как минимум уметь это делать самому, а еще лучше- уметь хорошо.
Записан
Папа шахматиста
Гость
« Ответ #3 : 20. 04. 2018, 10:38:40 »

Вау! Не только самого Владислава Валерьевича и Славу, но и Виктора Николаевича не забыли:

Варианты детского шахматного образования в России

Начну с цитаты Леонида Сандлера, вице-президента Шахматной федерации Австралии:
«Я считаю, что лучшей моделью шахматного развития детей является советская модель с Дворцами пионеров, где увлеченные этой игрой дети (у которых было свободное время!) шлифовали свое мастерство с помощью квалифицированных тренеров. Я сам пришел в шахматы именно таким образом. Но те времена прошли. Поэтому энтузиасты в Австралии работают над тем, чтобы в новых условиях дети играли в шахматы, чтобы эта прекрасная игра не погибла».

Где же могут учиться играть в шахматы российские дети, которым это интересно?

1. Спортивные шахматные школы.
  Существует отбор уже хорошо умеющих играть детей.

2. Частные шахматные школы или частные тренеры.
   Выбор велик, берут всех.

3. Частные шахматные клубы.
  Их немного, обычно они объединяют любителей шахмат по территориальному признаку. Это прообразы Клубных Лиг , которые действуют в Германии и Австралии.
Как пример- шахматный клуб «Трехгорка» из Одинцово.
Информация с сайта клуба:
«Днем рождения клуба принято считать 10 января 2014 года, когда группа энтузиастов решила организовать шахматный Клуб, справедливо считая, что в таком большом микрорайоне как Трехгорка, где  живет много любителей шахмат, он необходим для общения их между собой с целью повышения шахматного мастерства, через организацию соревнований, турниров, проведения культурного досуга в свободное от работы и учебы время.
Главное  направление работы — это  обучение игре в шахматы дошкольников, школьников и более старших ребят, и организация для них турниров различного уровня.
Основной задачей нашего Клуба мы также считаем помощь родителям в воспитании своих детей достойными членами нашего общества – вежливыми, приятными в общении, современных дам и джентльменов.
У нас поощряется Клубный дресс-код, когда ребята приходят на занятия и соревнования – мальчики в костюме с галстуком, девочки в вечернем платье. За это им в турнирах даются дополнительные очки.
Занятия проходят каждый день, и ведут их замечательные преподаватели, которых имеют большой опыт работы с детьми, и  воспитавшие мастеров спорта и разрядников.
По пятницам и субботам у нас происходят Клубные турниры.
Днем в клуб приходят на занятия дети, а по вечерам и выходным - тренируются и играют взрослые по членскому билету».
Самоокупаемость - вот кредо частных клубов. Потому что помощи ждать неоткуда: ни государство, ни спонсоры не поддерживают такие проекты.

4. Шахматные кружки или секции при школах или городских клубах.
  Вымирающие сейчас образования, но возможны отдельные сильные секции, сохранившиеся благодаря энтузиазму тренеров.
  ГБОУ «Курчатовская школа» является примером эффективного внедрения уроков шахмат в школьную программу. Шахматная секция в школе существует давно, но с приходом в 2004 году квалифицированного тренера Вячеслава Владимировича Борисова результаты вышли  на совершенно новый уровень. Далее ему удалось открыть в школе набор на шахматную специализацию. Это «Шахматы в школе», но кардинально другие.
Записан
Папа шахматиста
Гость
« Ответ #4 : 20. 04. 2018, 10:42:57 »

А вот о феномене Армении, дорогой Никита Владимыч:



Эффект от обучения в школе шахматам там действительно есть, но думаю, что этому способствует благодатная почва:

во-первых, культ обучения и ума в стране, некая ранняя  трудоспособность детей как жизненная дисциплина, притом не в тягость, а в радость, что является результатом не только генетики, а еще и культа обучения, а также культа детства;

во-вторых, стремление к лидерству как национальная черта, некий азарт как национальная черта;

в-третьих, историческое почитание этой древней игры, поскольку почти в каждой семье кто-то из «старших и уважаемых» играет и уважительно относится к ней, что и приводит к тому, что начальный уровень учеников уже не нулевой;

в-четвертых, вдохновляющие успехи мирового масштаба армянских шахматистов, каждый представляет себя на их месте, а эти чемпионы ни где-то там за тридевять земель, а рядом, их можно увидеть, с ними можно поговорить, они все очень контактны, общительны».

Таким образом, становится понятен феномен Армении. Это как английский газон: чтобы он был идеально ровным, его надо стричь и поливать сто лет. Вот и в Армении в течение длительного времени сложилась благоприятная для введения шахмат в школу обстановка. Здесь важно все: и особое воспитание детей, и создание шахматной культуры в семье и в обществе в целом, и понимание руководством сложности проекта, и огромный труд по его подготовке и реализации, и даже небольшая по сравнению с Россией площадь Армении. Только повторить это очень сложно. Надо проделать такой же длинный и трудный путь. 

Записан
Папа шахматиста
Гость
« Ответ #5 : 20. 04. 2018, 10:46:44 »

А вот клеветнический вывод:

Я очень люблю играть в шахматы.
Мне больно наблюдать, как из прекрасной мудрой игры они превращаются в детскую игрушку, совсем не нужную детям.
За время работы над проектом я соприкоснулась с замечательными людьми из мира шахмат, профессионалами своего дела.
Некоторые из них работают на энтузиазме, ищут новые формы в создавшихся условиях, некоторые совсем разочаровались, видя полную бесперспективность развития детских шахмат.

Я написала этот проект не только для того, чтобы избавить детей, которым неинтересны или пока неинтересны шахматы, от дополнительной нагрузки, но и для того, чтобы взрослые избавились от иллюзий, а шахматы снова стали шахматами.


Ваш ход, дорогой Главный Эксперт и многоуважаемый Никита Владимыч, Кормилец и Благодетель..

Записан
Viktor2
Абориген
*****
Сообщений: 822


« Ответ #6 : 20. 04. 2018, 10:58:05 »

А вот о феномене Армении, дорогой Никита Владимыч:



Эффект от обучения в школе шахматам там действительно есть, но думаю, что этому способствует благодатная почва:

во-первых, культ обучения и ума в стране, некая ранняя  трудоспособность детей как жизненная дисциплина, притом не в тягость, а в радость, что является результатом не только генетики, а еще и культа обучения, а также культа детства;

во-вторых, стремление к лидерству как национальная черта, некий азарт как национальная черта;

в-третьих, историческое почитание этой древней игры, поскольку почти в каждой семье кто-то из «старших и уважаемых» играет и уважительно относится к ней, что и приводит к тому, что начальный уровень учеников уже не нулевой;

в-четвертых, вдохновляющие успехи мирового масштаба армянских шахматистов, каждый представляет себя на их месте, а эти чемпионы ни где-то там за тридевять земель, а рядом, их можно увидеть, с ними можно поговорить, они все очень контактны, общительны».

Таким образом, становится понятен феномен Армении. Это как английский газон: чтобы он был идеально ровным, его надо стричь и поливать сто лет. Вот и в Армении в течение длительного времени сложилась благоприятная для введения шахмат в школу обстановка. Здесь важно все: и особое воспитание детей, и создание шахматной культуры в семье и в обществе в целом, и понимание руководством сложности проекта, и огромный труд по его подготовке и реализации, и даже небольшая по сравнению с Россией площадь Армении. Только повторить это очень сложно. Надо проделать такой же длинный и трудный путь. 


Действительно, армяне прекрасно играют в шахматы! Этнических армян очень много и в детских шахматах. А вот евреи, почему-то "выписались" из шахмат, хотя про них можно сказать ровно то же самое... Да и детей мало... Хотя, например, во времена СССР всё было с точностью до наоборот. В том числе и на топ-уровне.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75571



WWW
« Ответ #7 : 20. 04. 2018, 11:03:58 »

В своё время я занимался шахматами с внуком Тельмана Гдляна и вот один раз мы с дедушкой пили кофе и Тельман Хоренович меня стал вообще спрашивать о шахматах что в них и как.
В его представлениях, которые были основаны ещё на старых советских временах в шахматах должно было быть очень много евреев.
Я его разочаровал сказав, что сейчас там евреев вообще почти не осталось, зато вот армян очень много.
После этого Гдлян пошутил. По смыслу это было где-то так.
Ну вот! Опять евреи нас армян обманули. Когда за счёт шахмат в СССР можно было много чего получить, они тут были, а теперь они ушли, а мы туда попёрли, хотя ловить уже нечего...
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
unchained
Гость
« Ответ #8 : 20. 04. 2018, 11:13:40 »

Мне прислали очень интересный материал. В создании этого проекта я принимал некоторое участие.
Автор пожелал себя не раскрывать, поэтому подписано псевдонимом.
Кому интересно, очень советую почитать.
Альтертативный взгляд на проблематику (НЕ МОЙ) о которой принято писать везде и всюду совершенно иное.
Особенно рекомендовано Главному Эксперту (как фанату проектной деятельности).

При всем при том, что полностью согласен с автором, он - или школьник, или студент начальных курсов. Так что, на Эксперта едва ли возымеет действие.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75571



WWW
« Ответ #9 : 20. 04. 2018, 11:16:36 »

На Эксперта не возымело бы действие даже если бы что-то против шахмат в школе написал лауреат Нобелевской премии.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
unchained
Гость
« Ответ #10 : 20. 04. 2018, 11:21:42 »

Кстати, а ведь если бы эту работу довести и "причесать", чтобы можно было опубликовать в журнале, как научную статью... Строит глазки Ох, сколько же, как выяснится, дипломных работ всяких физкультурных и социальных вузов были профанацией. Не говоря уж о диссертационных работах на подобные темы.
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75571



WWW
« Ответ #11 : 20. 04. 2018, 11:31:01 »

Например обратиться к г. Глуховскому. Но журнал 64 никогда в жизни это не опубликует, даже если очень грамотно сделать из этой работы именно статью для публикации. При этом, я хочу заметить, журнал 64 публиковал того же самого Славу Борисову по поводу придуманного им чессменеджера.
А вот тут никакой публикации не будет.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
unchained
Гость
« Ответ #12 : 20. 04. 2018, 11:38:50 »

Например обратиться к г. Глуховскому. Но журнал 64 никогда в жизни это не опубликует, даже если очень грамотно сделать из этой работы именно статью для публикации. При этом, я хочу заметить, журнал 64 публиковал того же самого Славу Борисову по поводу придуманного им чессменеджера.
А вот тут никакой публикации не будет.
Как научную статью. Причем здесь 64 - это, можно сказать, глянцевый журнал Веселый
Записан
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75571



WWW
« Ответ #13 : 20. 04. 2018, 11:49:29 »

Да без разницы на самом деле. Например ни одно издание которое хоть каким-то боком относится к Минобрнауке не опубликует никогда в жизни что ни делай. Такое опубликовать  - значит просто написать что г. Васильева (т.е. главная по науке в нашей стране) нефига ничего не понимает, но дала зелёный свет шахматам в школе в виде абсолютной профанации.
Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Папа шахматиста
Гость
« Ответ #14 : 20. 04. 2018, 11:55:05 »

На Эксперта не возымело бы действие даже если бы что-то против шахмат в школе написал лауреат Нобелевской премии.


Наглядное пояснение по Позиции Главного Эксперта:

Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 185
  Печать  
 
Перейти в: