Вадим2
Новичок
Сообщений: 33
|
|
« : 20. 03. 2018, 06:20:56 » |
|
Личный опыт постараюсь изложить здесь..
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Вадим2
Новичок
Сообщений: 33
|
|
« Ответ #1 : 20. 03. 2018, 06:43:52 » |
|
Вспомнив свой позитивный опыт самосовершенствования решил поганять "обучаемый субъект" по тактике Нейштад "Шахматный практикум" (перескочил немного уровень обучаемого и в итоге "понизил планку" на более простые тактические учебники) одна из примерно 850 позиций,ученик глаголит мало но поверте в иных ситуациях "заставляю" его повествовать о позиции и ее нюансах весьма красноречиво) https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Мытищинец
|
|
« Ответ #2 : 20. 03. 2018, 08:27:08 » |
|
Вспомнив свой позитивный опыт самосовершенствования решил поганять "обучаемый субъект" по тактике Нейштад "Шахматный практикум" (перескочил немного уровень обучаемого и в итоге "понизил планку" на более простые тактические учебники) одна из примерно 850 позиций,ученик глаголит мало но поверте в иных ситуациях "заставляю" его повествовать о позиции и ее нюансах весьма красноречиво) https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXAЕсть стандартные названия тактических мотивов: перегрузка, слабость последнего (первого) ряда, и названия тактических приемов: отвлечение, уничтожение защиты (защитника). Если Вы приучите к этой шахматной терминологии Вашего ученика, то можно будет давать ему более конкретные и более понятные короткие подсказки. Нестандартное и неконкретное красноречие тут мало помогает, к тому же Вы ему думать мешаете... На том уровне, на котором находится Ваш ученик, я бы попробовал сначала давать тематические сборники, например, Добринецкого (их в инете навалом). Там очень удобно, что задачи идут по нарастающей сложности. Когда ученик книжки "Двойной удар", "Связка", "Открытое нападение" и "Двойной шах" прорешает, можно переходить к сборникам без привязки к конкретным темам. Очень важно не пропускать легкие задачи, их картинки должны отложиться в подсознании, это полезно. Когда одну книжку пройдет, пусть решает ее по второму кругу, но в ускоренном режиме. Если надо - то и по третьему кругу... Метод проф. Вудпекера (Woodpecker - "дятел")
|
|
« Последнее редактирование: 21. 03. 2018, 12:17:24 от Мытищинец »
|
Записан
|
Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
|
|
|
|
Вадим2
Новичок
Сообщений: 33
|
|
« Ответ #4 : 26. 03. 2018, 08:46:42 » |
|
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так
|
|
« Последнее редактирование: 26. 03. 2018, 08:54:53 от Вадим2 »
|
Записан
|
|
|
|
Мытищинец
|
|
« Ответ #5 : 26. 03. 2018, 09:51:42 » |
|
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так По ладейникам посмотрите две методички Терехина: https://www.twirpx.com/file/1426815/https://www.twirpx.com/file/1426712/Не всё там гладко по шахматной части, правда. Но с методической точки зрения все просто и понятно... Особенно хорошо, что есть многочисленные упражнения (тесты). В ладейниках без этого никак. Для начала в самый раз... Просто так теория в голову не влезет. Кстати, начинать советую с части 2, а потом изучать часть 1. Потом можно Панченко почитать, порешать упражнения и обязательно разыгрывать учебные позиции. https://www.twirpx.com/file/2293393/. Дворецкий, Смыслов-Левенфиш, а также Авербах имеют тот недостаток, что при всей своей фундаментальности это скорее справочники, чем учебники... Но начинать надо непременно с пешечных окончаний. Это альфа и омега... Все необходимое опять же есть у Панченко... Типичная и одна из наиболее распространенных ошибок младших разрядов - непродуманные размены и переход в проигранный пешечник. Кстати, пешечники - это еще и отличная тренировка счета!
|
|
« Последнее редактирование: 26. 03. 2018, 11:03:00 от Мытищинец »
|
Записан
|
Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
|
|
|
Дмитрий
|
|
« Ответ #6 : 26. 03. 2018, 10:33:33 » |
|
Я начинаю с нетрудного, но эффектного эндшпиля отдаленный Король и Ферзь против Короля и пешки на 2 горизонтали.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
FIBM
|
|
« Ответ #7 : 28. 03. 2018, 05:50:05 » |
|
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Мытищинец
|
|
« Ответ #8 : 28. 03. 2018, 07:37:27 » |
|
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
|
|
« Последнее редактирование: 28. 03. 2018, 08:21:01 от Мытищинец »
|
Записан
|
Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
|
|
|
FIBM
|
|
« Ответ #9 : 29. 03. 2018, 11:27:59 » |
|
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится... Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций 2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно". Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
АнтВерпеН
|
|
« Ответ #10 : 29. 03. 2018, 11:45:11 » |
|
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится... Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций 2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно". Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен. Очень спорное утверждение. Аргументируйте.
|
|
|
Записан
|
Я за оленя! А ты за оленя!?
|
|
|
FIBM
|
|
« Ответ #11 : 29. 03. 2018, 03:40:05 » |
|
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится... Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций 2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно". Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен. Очень спорное утверждение. Аргументируйте. Ни каких аргументов. Просто я (и некоторые другие) использовали эту книгу в индивидуальных занятиях со своими детьми, занятия были успешными (серьезных ошибок в эндшпиле нет, никто не говорит -"фигур мало, чего здесь играть", партий выкатанных в эндшпиле-достаточно). Про групповые занятия по эндшпилю (для уровня 2 разряда и выше) ничего не знаю.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
ale
Свой человек
Сообщений: 135
|
|
« Ответ #13 : 06. 04. 2018, 10:59:29 » |
|
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так В нашем случае хорошо въехать в изучение ладейников получилось с учебника шахмат Пожарского. В нем приводятся 12 элементарных позиций без излишней для начинающего перегруженности вариантами. Затем уже можно углублять знания и навыки по учебникам Дворецкого, Панченко, Терехина. У Блоха из его учебника брал более подробные варианты некоторых элементарных позиций, приведенных Пожарским.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
FIBM
|
|
« Ответ #14 : 06. 04. 2018, 07:08:46 » |
|
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|