Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: [1] 2
  Печать  
Автор Тема: Тренерская методика  (Прочитано 29111 раз)
Вадим2
Новичок
*
Сообщений: 33


« : 20. 03. 2018, 06:20:56 »

Личный опыт постараюсь изложить здесь..
Записан
Вадим2
Новичок
*
Сообщений: 33


« Ответ #1 : 20. 03. 2018, 06:43:52 »

Вспомнив свой позитивный опыт самосовершенствования решил поганять "обучаемый субъект" по тактике Нейштад "Шахматный практикум" (перескочил немного уровень обучаемого и в итоге "понизил планку" на более простые тактические учебники)Грустныйодна из примерно 850 позиций,ученик глаголит мало но поверте в иных ситуациях "заставляю" его повествовать о позиции и ее нюансах весьма красноречиво)
https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA
Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4004



WWW
« Ответ #2 : 20. 03. 2018, 08:27:08 »

Вспомнив свой позитивный опыт самосовершенствования решил поганять "обучаемый субъект" по тактике Нейштад "Шахматный практикум" (перескочил немного уровень обучаемого и в итоге "понизил планку" на более простые тактические учебники)Грустныйодна из примерно 850 позиций,ученик глаголит мало но поверте в иных ситуациях "заставляю" его повествовать о позиции и ее нюансах весьма красноречиво)
https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA

Есть стандартные названия тактических мотивов: перегрузка, слабость последнего (первого) ряда, и названия тактических приемов: отвлечение, уничтожение защиты (защитника). Если Вы приучите к этой шахматной терминологии Вашего ученика, то можно будет давать ему более конкретные  и более понятные короткие подсказки. Нестандартное и неконкретное красноречие тут мало помогает, к тому же Вы ему думать мешаете...

На том уровне, на котором находится Ваш ученик, я бы попробовал сначала давать тематические сборники, например, Добринецкого (их в инете навалом). Там очень удобно, что задачи идут по нарастающей сложности. Когда ученик книжки "Двойной удар", "Связка", "Открытое нападение" и "Двойной шах" прорешает, можно переходить к сборникам без привязки к конкретным темам. Очень важно не пропускать легкие задачи, их картинки должны отложиться в подсознании, это полезно. Когда одну книжку пройдет, пусть решает ее по второму кругу, но в ускоренном режиме. Если надо - то и по третьему кругу... Метод проф. Вудпекера (Woodpecker - "дятел") Смеющийся Смеющийся
« Последнее редактирование: 21. 03. 2018, 12:17:24 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Вадим2
Новичок
*
Сообщений: 33


« Ответ #3 : 21. 03. 2018, 10:48:47 »

Просто было мало времени обучательного поэтому раньше приходилось действовать в силовом режиме:
https://www.youtube.com/watch?v=1Q679plQgUA
 
Записан
Вадим2
Новичок
*
Сообщений: 33


« Ответ #4 : 26. 03. 2018, 08:46:42 »

После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Смеющийся
« Последнее редактирование: 26. 03. 2018, 08:54:53 от Вадим2 » Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4004



WWW
« Ответ #5 : 26. 03. 2018, 09:51:42 »

После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Смеющийся

По ладейникам посмотрите две методички Терехина:
https://www.twirpx.com/file/1426815/
https://www.twirpx.com/file/1426712/

Не всё там гладко по шахматной части, правда. Но с методической точки зрения все просто и понятно... Особенно хорошо, что есть многочисленные упражнения (тесты). В ладейниках без этого никак. Для начала в самый раз... Просто так теория в голову не влезет. Кстати, начинать советую с части 2, а потом изучать часть 1.

Потом можно Панченко почитать, порешать упражнения и обязательно разыгрывать учебные позиции.
https://www.twirpx.com/file/2293393/. Дворецкий, Смыслов-Левенфиш, а также Авербах имеют тот недостаток, что при всей своей фундаментальности это скорее справочники, чем учебники...

Но начинать надо непременно с пешечных окончаний. Это альфа и омега... Все необходимое опять же есть у Панченко... Типичная и одна из наиболее распространенных ошибок младших разрядов - непродуманные размены и переход в проигранный пешечник. Кстати, пешечники - это еще и отличная тренировка счета!
« Последнее редактирование: 26. 03. 2018, 11:03:00 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Дмитрий
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1367


« Ответ #6 : 26. 03. 2018, 10:33:33 »

Я начинаю с нетрудного, но эффектного эндшпиля отдаленный Король и Ферзь против Короля и пешки на 2 горизонтали.
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #7 : 28. 03. 2018, 05:50:05 »

После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Смеющийся
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... Улыбающийся
Записан
Мытищинец
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 4004



WWW
« Ответ #8 : 28. 03. 2018, 07:37:27 »

После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Смеющийся
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... Улыбающийся

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
« Последнее редактирование: 28. 03. 2018, 08:21:01 от Мытищинец » Записан

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #9 : 29. 03. 2018, 11:27:59 »

После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Смеющийся
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... Улыбающийся

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций
2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по  поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно".

Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен.
Записан
АнтВерпеН
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 1090



« Ответ #10 : 29. 03. 2018, 11:45:11 »

После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Смеющийся
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... Улыбающийся

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций
2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по  поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно".

Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен.
Очень спорное утверждение. Аргументируйте.
Записан

Я за оленя! А ты за оленя!?
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #11 : 29. 03. 2018, 03:40:05 »

После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Смеющийся
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... Улыбающийся

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций
2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по  поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно".

Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен.
Очень спорное утверждение. Аргументируйте.
Ни каких аргументов. Просто я (и некоторые другие) использовали эту книгу в индивидуальных занятиях со своими детьми, занятия были  успешными (серьезных ошибок в эндшпиле нет, никто не говорит -"фигур мало, чего здесь играть", партий выкатанных в эндшпиле-достаточно). Про групповые занятия по эндшпилю (для уровня 2 разряда и выше) ничего не знаю. Грустный
Записан
Вадим2
Новичок
*
Сообщений: 33


« Ответ #12 : 05. 04. 2018, 09:53:31 »

Да простят миня дети Смеющийся:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал Крутой
Записан
ale
Свой человек
***
Сообщений: 135


« Ответ #13 : 06. 04. 2018, 10:59:29 »

После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так Смеющийся
В нашем случае хорошо въехать в изучение ладейников  получилось с учебника шахмат Пожарского. В нем приводятся 12 элементарных позиций без излишней для начинающего перегруженности вариантами. Затем уже можно углублять знания и навыки по учебникам Дворецкого, Панченко, Терехина. У Блоха из его учебника брал более подробные варианты некоторых элементарных позиций, приведенных Пожарским.
Записан
FIBM
Global Moderator
Абориген
*****
Сообщений: 9805


« Ответ #14 : 06. 04. 2018, 07:08:46 »

Да простят миня дети Смеющийся:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал Крутой
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.
Записан
Страниц: [1] 2
  Печать  
 
Перейти в: