Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Последствия шахматизации  (Прочитано 3781 раз)
chessvdk
Administrator
Абориген
*****
Сообщений: 75562



WWW
« : 17. 07. 2011, 02:09:38 »

Оказавшись на сайте Игоря Сухина, случайно наткнулся на ссылку на статью на сайте Армения сегодня. Понятное дело (если кто статью прочитает) что сам Сухин справедливо замечает, что автора ввели в заблуждение относительно шахмат в школе. И тут Сухин прав. Уж если его программу рассматривать, так это точно. У него там шахматы без проигравших и т. д. Дело не в этом.
Посвящена та статья как раз тотальному шахматному всевобучу, который введён в Армении, успехи армянских шахматистов у всех на виду, ссылок с шахматных сайтов на то, что в Армении шахматы будут преподаваться во всех школах со второго по четвёртый класс предостаточно.
А я вот хочу ссылочку дать на альтернативный взляд на вещи... И кстати, автор - Гаяне Шавердян (действительно наверное не понимая специфику именно шахмат в школе) написала много интересного (хотя и не безспорного) именно о шахматах как спорте применительно к детям младшего школьного возраста. А таких детей и в Армении и везде очень много. Шахматы в школе отбросим... Речь о детях, которые уже попали в жёстский мир детского шахматного спорта.
http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=47225
Ссылку я дал. А дальше просто некоторые моменты:
Жирным выделены прямые цитаты.

А кто-либо из тех, кто принимает решение вводить шахматы в школы и кто счастлив  прислужить президенту, знает что-либо о детской психологии или, если не знает, не хочет ли он знать? Не хочет ли он знать, например:

что мышление у ребенка образное, а интеллектуально-логическое мышление, которое необходимо в шахматной игре, чужеродно ребенку этого возраста;

 Вообще-то, это истина из любого учебника по психологии младшего школьного возраста... Может быть я и эта тётя отстали от жизни? Забавно, но за 20 лет в детских шахматах ни разу (!) не задумался об этом в таком ракурсе (применительно к шахматам), хотя прекрасно был осведомлён об этом факте с первого курса института.

В другом месте автор (на мой взляд) идеализируя древний мир - сведения о котором я вообще считаю мифами поздних времён на 90 с лишним процентов, высказывает следующую мысль, которая мне просто запала в душу. Надо же так сформулировать!

Если «учитель» (преподаватель, лектор, профессор) в древнем мире (до арабизма) являлся небожителем, в средние века – почитаемым авторитетом, в период индустриального общества – человеком, наделенным знаниями, то в потребительском обществе он (за редким исключением) - эдакий «свой» парень, а то и вовсе мелкий,  вороватый делец.  

К началу фразы отношусь скептически (почему - написал выше) а вот концовка - особливо в смысле детских шахмат и многих представителей тренерского цеха... Ну настолько в точку, насколько эта женщина-профессор даже сама наверное не догадывается... Я про мелких и вороватых дельцов...

Потом эта теза рассматривается с другой позиции - с позиции самого знания, а не его носителя. Тоже есть над чем задуматься...

Если в древнем мире «знание» было мистериальным и ощущалось как потребность духа (в расширительное понятие которого входили также душа и тело), в средние века сакрально-идеалистическим и ощущалось как потребность души, в индустриальном мире – материалистическим и ощущалось как потребность тела, то сейчас, по большей части, оно механистично и соответствует компьютерно-безжизненному телу, а точнее одной его части – голове или интеллекту. Последний к месту и не к месту въелся в нашу психологию, и мы, полагая, что он - наше единственное достижение, стали служить ему самозабвенно.

Употребленное слово – вовсе не речевой оборот: когда в нашей душе безраздельно властвует голова или интеллект, а остальные психологические корреляты частей тела оказываются ампутированными, мы забываем и теряем самих себя, свое автономное «Я», свою волю, то, что определяет человеческую сущность и составляет его достоинство – нравственность. Действительно, кто сказал, что, к примеру, помогать другому – хорошо?  Интеллект, по крайней мере, этого никогда не говорит. Он говорит противоположное: «Если ты не поможешь этому человеку, сосчитай, сколько ты сэкономишь времени и денег, а если втихую подставишь ему свинью, то и вовсе заработаешь на нем!»  


Автор (вообще говоря) не против шахмат как таковых. Просто она считает, что вот это возраст (7-10 лет) он... В общем, в этом возрасте не интелект надо развивать у ребёнка в первую очередь...

В центре психологии ребенка начальных классов стоит переживание, посредством которого он познает мир и вырабатывает социальные навыки. Причем переживание должно воспитываться через творческий элемент. Такое творчество представляют собой, например, притчи и мифы, рисование, пластика движений при танце (желательно народов мира), хоровое пение. Последнее, уверена, особенно важно именно нам. Вот бы ввести хоровое пение в обязательную школьную программу! Через это можно преодолеть нашу разобщенность скорее, чем через что-либо еще, потому что сегодня в Армении межличностные связи базируются на основании временного совпадения выгоды, на конкуренции и жажде выигрыша. Поэтому в мгновение ока непримиримая вражда перетекает в слащавую дружбу, сопровождаемую тостами, когда возникает мелочное совпадение интересов, и наоборот,  дружба превращается в открытую, а чаще скрытую, «крысинную» вражду, когда налицо несовпадение интересов. Победа или проигрыш  в шахматном соревновании не учит ребенка как помочь другому, как согласовать свой интерес с чужим, как пребывать в общем гармоническом единстве, в том единстве, где сохраняется свобода, а не в иллюзии единства, который построен на интересе.

Насчёт хорового пения... Я не знаю... Насчёт остального - относится и к России в той же степени. Ну и вряд ли можно оспорить тезис о том, что победа или проигрыш в шахматном соревновании не учат ребёнка как помочь другому  Подмигивающий Шахматы же и не должны этому учить! Они должны развивать (это все знают) логическое мышление!  Смеющийся В голову вдруг пришла мысль о разновидности шахматных соревнований, как командников, и тут же мысль эта оттуда была с позором изгнана: процент таких соревнований ничтожен и близок к нулю (вспомните о каком возрасте речь идёт). Да и вообще... Они (командники) в детских шахматах создаются на 90 с лишним процентов только для удовлетворения взрослых амбиций ... А взрослые способны всё что хочешь испоганить и извратить...

Хотел ещё цитат и свои мысли, а подумал и плюнул. А чего я буду тут распинаться перед чукчами-читателями? Будет диалог - напишу. А чукчи-читатели в состоянии сами статью прочитать (еже ли осилят) а тех, кто не осилит можно вот такой цитатой подразнить и будет...

Конкурентная интеллектуальная игра, ставшая обязательной, приведет к диспропорциональности развития психических сил интеллекта, чувства и воли, к нездоровому «отеку» детского эго (в случае выигрыша) или к психологической травме (в случае проигрыша). Грамотные психологи выступают даже против российского детского музыкального конкурса «Щелкунчик», усматривая в нем вредоносную почву для дальнейшего формирования психологии «звезды» или психологии «лузера». А что говорить о детских конкурсах красоты и моды, где девочек мотивируют принимать неестественные для них позы с известной смысловой нагрузкой, от чего впадают в эйфорию их матери-дуры.  

О! А уж как формируют психологию звезды и лузера детские шахматы! А?! Какой там Щелкунчик! Да он рядом не стоял даже - всё прощёлкал! Подмигивающий
« Последнее редактирование: 17. 07. 2011, 04:22:39 от chessvdk » Записан

Пройдут года... Поняв, что я был прав,
Вы выйдете из этого мирка...
А новые, судача обо мне,
Опять покрутят пальцем у виска...

(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в: