chessvdk

General Category => Детские тренеры в Москве => Тема начата: Вадим2 от 20. 03. 2018, 06:20:56



Название: Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 20. 03. 2018, 06:20:56
Личный опыт постараюсь изложить здесь..


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 20. 03. 2018, 06:43:52
Вспомнив свой позитивный опыт самосовершенствования решил поганять "обучаемый субъект" по тактике Нейштад "Шахматный практикум" (перескочил немного уровень обучаемого и в итоге "понизил планку" на более простые тактические учебники):(одна из примерно 850 позиций,ученик глаголит мало но поверте в иных ситуациях "заставляю" его повествовать о позиции и ее нюансах весьма красноречиво)
https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA (https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 20. 03. 2018, 08:27:08
Вспомнив свой позитивный опыт самосовершенствования решил поганять "обучаемый субъект" по тактике Нейштад "Шахматный практикум" (перескочил немного уровень обучаемого и в итоге "понизил планку" на более простые тактические учебники):(одна из примерно 850 позиций,ученик глаголит мало но поверте в иных ситуациях "заставляю" его повествовать о позиции и ее нюансах весьма красноречиво)
https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA (https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA)

Есть стандартные названия тактических мотивов: перегрузка, слабость последнего (первого) ряда, и названия тактических приемов: отвлечение, уничтожение защиты (защитника). Если Вы приучите к этой шахматной терминологии Вашего ученика, то можно будет давать ему более конкретные  и более понятные короткие подсказки. Нестандартное и неконкретное красноречие тут мало помогает, к тому же Вы ему думать мешаете...

На том уровне, на котором находится Ваш ученик, я бы попробовал сначала давать тематические сборники, например, Добринецкого (их в инете навалом). Там очень удобно, что задачи идут по нарастающей сложности. Когда ученик книжки "Двойной удар", "Связка", "Открытое нападение" и "Двойной шах" прорешает, можно переходить к сборникам без привязки к конкретным темам. Очень важно не пропускать легкие задачи, их картинки должны отложиться в подсознании, это полезно. Когда одну книжку пройдет, пусть решает ее по второму кругу, но в ускоренном режиме. Если надо - то и по третьему кругу... Метод проф. Вудпекера (Woodpecker - "дятел") ;D ;D


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 21. 03. 2018, 10:48:47
Просто было мало времени обучательного поэтому раньше приходилось действовать в силовом режиме:
https://www.youtube.com/watch?v=1Q679plQgUA (https://www.youtube.com/watch?v=1Q679plQgUA)
 


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 26. 03. 2018, 08:46:42
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 26. 03. 2018, 09:51:42
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D

По ладейникам посмотрите две методички Терехина:
https://www.twirpx.com/file/1426815/
https://www.twirpx.com/file/1426712/

Не всё там гладко по шахматной части, правда. Но с методической точки зрения все просто и понятно... Особенно хорошо, что есть многочисленные упражнения (тесты). В ладейниках без этого никак. Для начала в самый раз... Просто так теория в голову не влезет. Кстати, начинать советую с части 2, а потом изучать часть 1.

Потом можно Панченко почитать, порешать упражнения и обязательно разыгрывать учебные позиции.
https://www.twirpx.com/file/2293393/. Дворецкий, Смыслов-Левенфиш, а также Авербах имеют тот недостаток, что при всей своей фундаментальности это скорее справочники, чем учебники...

Но начинать надо непременно с пешечных окончаний. Это альфа и омега... Все необходимое опять же есть у Панченко... Типичная и одна из наиболее распространенных ошибок младших разрядов - непродуманные размены и переход в проигранный пешечник. Кстати, пешечники - это еще и отличная тренировка счета!


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Дмитрий от 26. 03. 2018, 10:33:33
Я начинаю с нетрудного, но эффектного эндшпиля отдаленный Король и Ферзь против Короля и пешки на 2 горизонтали.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 28. 03. 2018, 05:50:05
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 28. 03. 2018, 07:37:27
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 29. 03. 2018, 11:27:59
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций
2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по  поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно".

Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: АнтВерпеН от 29. 03. 2018, 11:45:11
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций
2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по  поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно".

Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен.
Очень спорное утверждение. Аргументируйте.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 29. 03. 2018, 03:40:05
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)

Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится...
Как и любая книжка (по теории). Но главная роль этой книги: 1. там выделен минимальный набор точных эндшпильных позиций
2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по  поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно".

Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен.
Очень спорное утверждение. Аргументируйте.
Ни каких аргументов. Просто я (и некоторые другие) использовали эту книгу в индивидуальных занятиях со своими детьми, занятия были  успешными (серьезных ошибок в эндшпиле нет, никто не говорит -"фигур мало, чего здесь играть", партий выкатанных в эндшпиле-достаточно). Про групповые занятия по эндшпилю (для уровня 2 разряда и выше) ничего не знаю. :(


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 05. 04. 2018, 09:53:31
Да простят миня дети ;D:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48)
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: ale от 06. 04. 2018, 10:59:29
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
В нашем случае хорошо въехать в изучение ладейников  получилось с учебника шахмат Пожарского. В нем приводятся 12 элементарных позиций без излишней для начинающего перегруженности вариантами. Затем уже можно углублять знания и навыки по учебникам Дворецкого, Панченко, Терехина. У Блоха из его учебника брал более подробные варианты некоторых элементарных позиций, приведенных Пожарским.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 06. 04. 2018, 07:08:46
Да простят миня дети ;D:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48)
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8)
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 08. 04. 2018, 07:44:33
Да простят миня дети ;D:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48)
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8)
Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится.
   Если честно то мне тоже не нравится и в данном случае это просто "работа по накатанной"-взяли проверенную книгу (я на себе в "юные"годы проверил ее эффективность) и пошли "штурмовать" и долбить от начала до конца...  Вынужденнная мера-или пришлось бы перейти на систему Фишера-Карякина с освобождением от школьных занятий для всемерного сосредоточения на шахматах ;D В идеале же и -подчеркиваю-ВЕРНО (в том числе по примитивным приемам педагогики)раскладывать на составляющиее,пытатсяся внедрить в сознание  два компонента по отдельности а уже после переходить к комбинированому решетальсту-что впрочем не столь уж и сложно и в данном случае  я несколько неправ (банально:что ученик является несистемно и сумбурно что я не имею досконально  подготовленых  обкатаных материалов ввиду того что я не  детский тренер )


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 08. 04. 2018, 08:15:33
Да простят миня дети ;D:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48)
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8)
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.

"Подводящих" сборников задач нынче полным полно. Лично мне очень нравятся тематические сборники Добринецкого, и его же сборники задачек серии "Конкурс комбинаций". Раньше, когда эти книжки были доступны, я ими снабжал своих учеников, но нынче Добринецкого не купить - Украина... Но сканы книжек в интернете есть...

Еще есть неплохая книжица для начинающих "Типовые маты" Месароша


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: FIBM от 09. 04. 2018, 02:25:15
Да простят миня дети ;D:
разбор позиции  тактики из Практикума Нейштада
https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48)
P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8)
Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.

"Подводящих" сборников задач нынче полным полно. Лично мне очень нравятся тематические сборники Добринецкого, и его же сборники задачек серии "Конкурс комбинаций". Раньше, когда эти книжки были доступны, я ими снабжал своих учеников, но нынче Добринецкого не купить - Украина... Но сканы книжек в интернете есть...

Еще есть неплохая книжица для начинающих "Типовые маты" Месароша
Я немного про другое. Если задача на одну тему (например позиция, рассмотренная в видео,  но после второго хода черных), то научить достаточно легко (есть много хороших задачников, решай дома, да и интернет в помощь), здесь роль тренерского занятия-минимальна. А вот задачи, где сочетаются 2-3 темы-реальная проблема для тренера. ИМХО, конечно.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 10. 04. 2018, 03:58:51
Я немного про другое. Если задача на одну тему (например позиция, рассмотренная в видео,  но после второго хода черных), то научить достаточно легко (есть много хороших задачников, решай дома, да и интернет в помощь), здесь роль тренерского занятия-минимальна. А вот задачи, где сочетаются 2-3 темы-реальная проблема для тренера. ИМХО, конечно.

Так я и говорю, такая проблема возникает только, если пытаются перескочить через предыдущий, "подводящий" этап решения тематических задачек... Даже легкие задачки не стоит пропускать, цель - не только освоение метода, но и "закачка" шахматных картинок в подсознание...


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 14. 04. 2018, 06:05:16
В проработке Нейштадта набрели на такую вот позицию:
(https://d.radikal.ru/d10/1804/46/33d0f6b4d39d.jpg)
Элементов интересных оказалось много,для решения конечно сложновато но просто изучить-просмотреть  раскручивание маховика атаки черных очень познавательно


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 14. 04. 2018, 08:51:16
Вы эту позицию обсуждать хотите? На самом деле, если Ваш ученик не пытается перескакивать этапы развития тактических способностей, то решение подобных жестко форсированных позиций не представляет особых трудностей.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 15. 04. 2018, 05:03:05
Вы эту позицию обсуждать хотите? На самом деле, если Ваш ученик не пытается перескакивать этапы развития тактических способностей, то решение подобных жестко форсированных позиций не представляет особых трудностей.
В этой теме обсуждается методика-ну и позиции специально подобраные это как-бы часть той самой методики и порядок,  особенности изучения тоже имеют вероятно какое-то значение:вот здесь методом арифметики предлагаю высчитать кол-во применяемых игровых приемов при тактической операции черных(и соответственно делать какието выводы исходя из этой статистики) :P


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Александр Невский от 29. 07. 2018, 01:15:01
После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле"  и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти  считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос  с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D

По ладейникам посмотрите две методички Терехина:
https://www.twirpx.com/file/1426815/
https://www.twirpx.com/file/1426712/

Не всё там гладко по шахматной части, правда. Но с методической точки зрения все просто и понятно... Особенно хорошо, что есть многочисленные упражнения (тесты). В ладейниках без этого никак. Для начала в самый раз... Просто так теория в голову не влезет. Кстати, начинать советую с части 2, а потом изучать часть 1.

Потом можно Панченко почитать, порешать упражнения и обязательно разыгрывать учебные позиции.
https://www.twirpx.com/file/2293393/. Дворецкий, Смыслов-Левенфиш, а также Авербах имеют тот недостаток, что при всей своей фундаментальности это скорее справочники, чем учебники...

Но начинать надо непременно с пешечных окончаний. Это альфа и омега... Все необходимое опять же есть у Панченко... Типичная и одна из наиболее распространенных ошибок младших разрядов - непродуманные размены и переход в проигранный пешечник. Кстати, пешечники - это еще и отличная тренировка счета!

По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ...


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Мытищинец от 29. 07. 2018, 09:40:51
По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ...

Разве ж я возражаю... Замечу также что, надо и ходы фигур твердо знать, а также взятие на проходе и рокировку...

Если серьезно, то речь шла об уровне 1-2-го юношеского разряда (РШФ или ORR > 1200 примерно) и 2-3 взрослый (рейтинг 1400-1600). Впрочем даже для 1700-1800 уровня стандартные ладейники - что-то сверхзаумное. Знают в лучшем случае простейшую позицию Филидора. Позиция Лусены почти никому на этом уровне не известна. А сколько ошибок у перворазрядников при переходе в простейшие пешечные окончания :-\ :-\

На практике же изучение эндшпиля происходит обычно после неудачно сыгранной партии на базе фактического  материала. В противном случае - откровенная скука и непонимание в глазах ученика - "почему меня так мучают?" :( :(. Но есть, конечно, и очень редкие, но приятные исключения - некоторым деткам окончания  нравятся, особенно если тренер смог объяснить, что умение хорошо играть шахматные концы - один из самых легких способов зарабатывать очки на уровне < 2100-2200.

Что касается фигуры против пешки, то вот, например, одна "простейшая" теоретическая позиция  из книги Дворецкого по эндшпилю. Если с ней не знакомы, то попробуйте решить без движка. Можно даже фигуры на доске двигать. А если и с движком - то сформулируйте ориентиры игры в таких позициях.

Согласитесь, что даже 2400+ сам до решения вряд ли быстро додумается. Эти вещи надо знать. Тут недавно в экспериментальных целях истязал одного ребенка 2007 г.р. с рейтингом ORR около 1600. Он поиск критических полей и маршрутов освоил, хоть и помучился изрядно... Парнишка мне доверяет на все 100%, но немой укор в его глазах был : "Тренер, за что меня так?!" ;D ;D ;D. Особенно, когда в начальной позиции я стал произвольно переставлять черного короля, а также коня с пешкой, и требовал быстро оценить исход партии :o

Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось?


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Папа шахматиста от 31. 07. 2018, 02:43:49

Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось?

Маленький Артём (1700+ или 1800-, это как посчитают) прочел Вашу публикацию (он их все читает, многоуважаемый Марк) и попросил вставить свои три копейки.
Мат слоном и конем ему уже дважды за год пригодился. И ещё дважды он наблюдал на турнирах, как на соседних досках его не ставили, потому что не учили..

А вот коротко его собственная "тренерская методика" (спорная, но кое-что может быть полезно):

1) практика, практика и ещё раз практика. Классика, рапид, но не брезговать и блицем;

2) два-три хорошо изученных дебюта, желательно боковые реже применяемые варианты - с их помощью он нередко загонял в тупик и 1900-2100;

3) если читать только одну шахматную книгу, то учебник эндшпиля Дворецкого. С его помощью собрал массу очков в теоретически (при правильной игре) ничейных позициях и вытягивал не раз безнадежные партии;

4) психологическая устойчивость (безумно важна!). Редко переживает из-за проигрышей - это же всего-лишь игра..


По п.3 Артём тоже не раз отмечал, что даже взрослые дядьки 2200+ иногда "несут такую пургу" в эндшпилях.
Ну вот почему?


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Вадим2 от 25. 10. 2018, 11:30:08
Про изолированую пешку  ГМ Добров:
https://www.youtube.com/watch?v=uPhgWxmiZl8 (https://www.youtube.com/watch?v=uPhgWxmiZl8)


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Энергетик от 14. 01. 2019, 06:58:05
Первая партия не с нашим ЭТЮДовцем случайно?


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Denver от 03. 10. 2020, 03:51:46
Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось?
[/С
Сбылась мечта, недавно в одной блиц партии на Личессе на 5-10 секундах удалось поставить мат слоном и конем. У меня такой эндшпиль встретился впервые. Где-то год назад показывал сыну как это делать и сам запомнил.


Название: Re:Тренерская методика
Отправлено: Denver от 03. 10. 2020, 03:53:04
По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ...

Разве ж я возражаю... Замечу также что, надо и ходы фигур твердо знать, а также взятие на проходе и рокировку...

Если серьезно, то речь шла об уровне 1-2-го юношеского разряда (РШФ или ORR > 1200 примерно) и 2-3 взрослый (рейтинг 1400-1600). Впрочем даже для 1700-1800 уровня стандартные ладейники - что-то сверхзаумное. Знают в лучшем случае простейшую позицию Филидора. Позиция Лусены почти никому на этом уровне не известна. А сколько ошибок у перворазрядников при переходе в простейшие пешечные окончания :-\ :-\

На практике же изучение эндшпиля происходит обычно после неудачно сыгранной партии на базе фактического  материала. В противном случае - откровенная скука и непонимание в глазах ученика - "почему меня так мучают?" :( :(. Но есть, конечно, и очень редкие, но приятные исключения - некоторым деткам окончания  нравятся, особенно если тренер смог объяснить, что умение хорошо играть шахматные концы - один из самых легких способов зарабатывать очки на уровне < 2100-2200.

Что касается фигуры против пешки, то вот, например, одна "простейшая" теоретическая позиция  из книги Дворецкого по эндшпилю. Если с ней не знакомы, то попробуйте решить без движка. Можно даже фигуры на доске двигать. А если и с движком - то сформулируйте ориентиры игры в таких позициях.

Согласитесь, что даже 2400+ сам до решения вряд ли быстро додумается. Эти вещи надо знать. Тут недавно в экспериментальных целях истязал одного ребенка 2007 г.р. с рейтингом ORR около 1600. Он поиск критических полей и маршрутов освоил, хоть и помучился изрядно... Парнишка мне доверяет на все 100%, но немой укор в его глазах был : "Тренер, за что меня так?!" ;D ;D ;D. Особенно, когда в начальной позиции я стал произвольно переставлять черного короля, а также коня с пешкой, и требовал быстро оценить исход партии :o

Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось?
Сбылась мечта, недавно в одной блиц партии на Личессе на 5-10 секундах удалось поставить мат слоном и конем. У меня такой эндшпиль встретился впервые. Где-то год назад показывал сыну как это делать и сам запомнил.