Название: Тренерская методика Отправлено: Вадим2 от 20. 03. 2018, 06:20:56 Личный опыт постараюсь изложить здесь..
Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Вадим2 от 20. 03. 2018, 06:43:52 Вспомнив свой позитивный опыт самосовершенствования решил поганять "обучаемый субъект" по тактике Нейштад "Шахматный практикум" (перескочил немного уровень обучаемого и в итоге "понизил планку" на более простые тактические учебники):(одна из примерно 850 позиций,ученик глаголит мало но поверте в иных ситуациях "заставляю" его повествовать о позиции и ее нюансах весьма красноречиво)
https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA (https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA) Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Мытищинец от 20. 03. 2018, 08:27:08 Вспомнив свой позитивный опыт самосовершенствования решил поганять "обучаемый субъект" по тактике Нейштад "Шахматный практикум" (перескочил немного уровень обучаемого и в итоге "понизил планку" на более простые тактические учебники):(одна из примерно 850 позиций,ученик глаголит мало но поверте в иных ситуациях "заставляю" его повествовать о позиции и ее нюансах весьма красноречиво) https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA (https://www.youtube.com/watch?v=QNuS_Y9AsXA) Есть стандартные названия тактических мотивов: перегрузка, слабость последнего (первого) ряда, и названия тактических приемов: отвлечение, уничтожение защиты (защитника). Если Вы приучите к этой шахматной терминологии Вашего ученика, то можно будет давать ему более конкретные и более понятные короткие подсказки. Нестандартное и неконкретное красноречие тут мало помогает, к тому же Вы ему думать мешаете... На том уровне, на котором находится Ваш ученик, я бы попробовал сначала давать тематические сборники, например, Добринецкого (их в инете навалом). Там очень удобно, что задачи идут по нарастающей сложности. Когда ученик книжки "Двойной удар", "Связка", "Открытое нападение" и "Двойной шах" прорешает, можно переходить к сборникам без привязки к конкретным темам. Очень важно не пропускать легкие задачи, их картинки должны отложиться в подсознании, это полезно. Когда одну книжку пройдет, пусть решает ее по второму кругу, но в ускоренном режиме. Если надо - то и по третьему кругу... Метод проф. Вудпекера (Woodpecker - "дятел") ;D ;D Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Вадим2 от 21. 03. 2018, 10:48:47 Просто было мало времени обучательного поэтому раньше приходилось действовать в силовом режиме:
https://www.youtube.com/watch?v=1Q679plQgUA (https://www.youtube.com/watch?v=1Q679plQgUA) Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Вадим2 от 26. 03. 2018, 08:46:42 После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D
Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Мытищинец от 26. 03. 2018, 09:51:42 После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D По ладейникам посмотрите две методички Терехина: https://www.twirpx.com/file/1426815/ https://www.twirpx.com/file/1426712/ Не всё там гладко по шахматной части, правда. Но с методической точки зрения все просто и понятно... Особенно хорошо, что есть многочисленные упражнения (тесты). В ладейниках без этого никак. Для начала в самый раз... Просто так теория в голову не влезет. Кстати, начинать советую с части 2, а потом изучать часть 1. Потом можно Панченко почитать, порешать упражнения и обязательно разыгрывать учебные позиции. https://www.twirpx.com/file/2293393/. Дворецкий, Смыслов-Левенфиш, а также Авербах имеют тот недостаток, что при всей своей фундаментальности это скорее справочники, чем учебники... Но начинать надо непременно с пешечных окончаний. Это альфа и омега... Все необходимое опять же есть у Панченко... Типичная и одна из наиболее распространенных ошибок младших разрядов - непродуманные размены и переход в проигранный пешечник. Кстати, пешечники - это еще и отличная тренировка счета! Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Дмитрий от 26. 03. 2018, 10:33:33 Я начинаю с нетрудного, но эффектного эндшпиля отдаленный Король и Ферзь против Короля и пешки на 2 горизонтали.
Название: Re:Тренерская методика Отправлено: FIBM от 28. 03. 2018, 05:50:05 После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Мытищинец от 28. 03. 2018, 07:37:27 После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится... Название: Re:Тренерская методика Отправлено: FIBM от 29. 03. 2018, 11:27:59 После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится... 2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно". Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен. Название: Re:Тренерская методика Отправлено: АнтВерпеН от 29. 03. 2018, 11:45:11 После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится... 2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно". Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен. Название: Re:Тренерская методика Отправлено: FIBM от 29. 03. 2018, 03:40:05 После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D Есть совершенно замечательная тоненькая книжечка Авербах "Что нужно знать об эндшпиле". Там как в Греции... :)Книжка-то отличная, спору нет, но это лишь мини-справочник, "техминимум". К ней нужны задачки и позиции для разыгрывания. А от простого чтения этой замечательной книжки в мозгах у ребенка, увы, как показывает практика, ничего не прибавится... 2. показан минимальный набор "эндшпильных схем". И как говорил (по поводу другого "техминимума") Ландау: "а больше ничего и не нужно". Отмечу только, что книги типа "мини Авербаха" более всего полезны при индивидуальных занятиях, а вот при групповых-не уверен. Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Вадим2 от 05. 04. 2018, 09:53:31 Да простят миня дети ;D:
разбор позиции тактики из Практикума Нейштада https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48) P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8) Название: Re:Тренерская методика Отправлено: ale от 06. 04. 2018, 10:59:29 После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D В нашем случае хорошо въехать в изучение ладейников получилось с учебника шахмат Пожарского. В нем приводятся 12 элементарных позиций без излишней для начинающего перегруженности вариантами. Затем уже можно углублять знания и навыки по учебникам Дворецкого, Панченко, Терехина. У Блоха из его учебника брал более подробные варианты некоторых элементарных позиций, приведенных Пожарским.Название: Re:Тренерская методика Отправлено: FIBM от 06. 04. 2018, 07:08:46 Да простят миня дети ;D: Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.разбор позиции тактики из Практикума Нейштада https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48) P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8) Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Вадим2 от 08. 04. 2018, 07:44:33 Да простят миня дети ;D: Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. разбор позиции тактики из Практикума Нейштада https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48) P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8) Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Мытищинец от 08. 04. 2018, 08:15:33 Да простят миня дети ;D: Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.разбор позиции тактики из Практикума Нейштада https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48) P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8) "Подводящих" сборников задач нынче полным полно. Лично мне очень нравятся тематические сборники Добринецкого, и его же сборники задачек серии "Конкурс комбинаций". Раньше, когда эти книжки были доступны, я ими снабжал своих учеников, но нынче Добринецкого не купить - Украина... Но сканы книжек в интернете есть... Еще есть неплохая книжица для начинающих "Типовые маты" Месароша Название: Re:Тренерская методика Отправлено: FIBM от 09. 04. 2018, 02:25:15 Да простят миня дети ;D: Мне кажется, что эта тактическая позиция очень хороший повод (спасибо топик стартеру!) для того, чтобы обсудить как начинающему (но достаточно подготовленному) шахматисту найти самому решение этой задачи. Дело в том, что в этой позиции два мотива: отвлечение и разрушение прикрытия с "эполетным матом". Но главная проблема, что найти отвлечение (1 этап) не видя 2 этапа-очень сложно. Поэтому и серьезный вопрос к тренерам: как "подвести" шахматиста к решению таких задач? Честно говоря, то как это сделано в видео-мне не нравится. Но и стандартный ответ: "талантливый-будет решать влет, а не приспособленный к шахматам и за 5 лет не решит" меня не убеждает.разбор позиции тактики из Практикума Нейштада https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48 (https://www.youtube.com/watch?v=KSRmfJaeR48) P.S.при производстве видеоролика никто не пострадал 8) "Подводящих" сборников задач нынче полным полно. Лично мне очень нравятся тематические сборники Добринецкого, и его же сборники задачек серии "Конкурс комбинаций". Раньше, когда эти книжки были доступны, я ими снабжал своих учеников, но нынче Добринецкого не купить - Украина... Но сканы книжек в интернете есть... Еще есть неплохая книжица для начинающих "Типовые маты" Месароша Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Мытищинец от 10. 04. 2018, 03:58:51 Я немного про другое. Если задача на одну тему (например позиция, рассмотренная в видео, но после второго хода черных), то научить достаточно легко (есть много хороших задачников, решай дома, да и интернет в помощь), здесь роль тренерского занятия-минимальна. А вот задачи, где сочетаются 2-3 темы-реальная проблема для тренера. ИМХО, конечно. Так я и говорю, такая проблема возникает только, если пытаются перескочить через предыдущий, "подводящий" этап решения тематических задачек... Даже легкие задачки не стоит пропускать, цель - не только освоение метода, но и "закачка" шахматных картинок в подсознание... Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Вадим2 от 14. 04. 2018, 06:05:16 В проработке Нейштадта набрели на такую вот позицию:
(https://d.radikal.ru/d10/1804/46/33d0f6b4d39d.jpg) Элементов интересных оказалось много,для решения конечно сложновато но просто изучить-просмотреть раскручивание маховика атаки черных очень познавательно Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Мытищинец от 14. 04. 2018, 08:51:16 Вы эту позицию обсуждать хотите? На самом деле, если Ваш ученик не пытается перескакивать этапы развития тактических способностей, то решение подобных жестко форсированных позиций не представляет особых трудностей.
Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Вадим2 от 15. 04. 2018, 05:03:05 Вы эту позицию обсуждать хотите? На самом деле, если Ваш ученик не пытается перескакивать этапы развития тактических способностей, то решение подобных жестко форсированных позиций не представляет особых трудностей. В этой теме обсуждается методика-ну и позиции специально подобраные это как-бы часть той самой методики и порядок, особенности изучения тоже имеют вероятно какое-то значение:вот здесь методом арифметики предлагаю высчитать кол-во применяемых игровых приемов при тактической операции черных(и соответственно делать какието выводы исходя из этой статистики) :PНазвание: Re:Тренерская методика Отправлено: Александр Невский от 29. 07. 2018, 01:15:01 После распроса о турнире("вживую") получил инфу о "не получается играть в эндшпиле" и вновь задался вопросом о методике обучения этой стадии игры(которую я и сам-то изучал поскольку-постольку ввиду скучности) По старой памяти считаю интересным и "частым" ладейник и стал вопрос с чего начинать и что "вкусненького" подобрать.. как-то так ;D По ладейникам посмотрите две методички Терехина: https://www.twirpx.com/file/1426815/ https://www.twirpx.com/file/1426712/ Не всё там гладко по шахматной части, правда. Но с методической точки зрения все просто и понятно... Особенно хорошо, что есть многочисленные упражнения (тесты). В ладейниках без этого никак. Для начала в самый раз... Просто так теория в голову не влезет. Кстати, начинать советую с части 2, а потом изучать часть 1. Потом можно Панченко почитать, порешать упражнения и обязательно разыгрывать учебные позиции. https://www.twirpx.com/file/2293393/. Дворецкий, Смыслов-Левенфиш, а также Авербах имеют тот недостаток, что при всей своей фундаментальности это скорее справочники, чем учебники... Но начинать надо непременно с пешечных окончаний. Это альфа и омега... Все необходимое опять же есть у Панченко... Типичная и одна из наиболее распространенных ошибок младших разрядов - непродуманные размены и переход в проигранный пешечник. Кстати, пешечники - это еще и отличная тренировка счета! По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ... Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Мытищинец от 29. 07. 2018, 09:40:51 По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ... Разве ж я возражаю... Замечу также что, надо и ходы фигур твердо знать, а также взятие на проходе и рокировку... Если серьезно, то речь шла об уровне 1-2-го юношеского разряда (РШФ или ORR > 1200 примерно) и 2-3 взрослый (рейтинг 1400-1600). Впрочем даже для 1700-1800 уровня стандартные ладейники - что-то сверхзаумное. Знают в лучшем случае простейшую позицию Филидора. Позиция Лусены почти никому на этом уровне не известна. А сколько ошибок у перворазрядников при переходе в простейшие пешечные окончания :-\ :-\ На практике же изучение эндшпиля происходит обычно после неудачно сыгранной партии на базе фактического материала. В противном случае - откровенная скука и непонимание в глазах ученика - "почему меня так мучают?" :( :(. Но есть, конечно, и очень редкие, но приятные исключения - некоторым деткам окончания нравятся, особенно если тренер смог объяснить, что умение хорошо играть шахматные концы - один из самых легких способов зарабатывать очки на уровне < 2100-2200. Что касается фигуры против пешки, то вот, например, одна "простейшая" теоретическая позиция из книги Дворецкого по эндшпилю. Если с ней не знакомы, то попробуйте решить без движка. Можно даже фигуры на доске двигать. А если и с движком - то сформулируйте ориентиры игры в таких позициях. Согласитесь, что даже 2400+ сам до решения вряд ли быстро додумается. Эти вещи надо знать. Тут недавно в экспериментальных целях истязал одного ребенка 2007 г.р. с рейтингом ORR около 1600. Он поиск критических полей и маршрутов освоил, хоть и помучился изрядно... Парнишка мне доверяет на все 100%, но немой укор в его глазах был : "Тренер, за что меня так?!" ;D ;D ;D. Особенно, когда в начальной позиции я стал произвольно переставлять черного короля, а также коня с пешкой, и требовал быстро оценить исход партии :o Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось? Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Папа шахматиста от 31. 07. 2018, 02:43:49 Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось? Маленький Артём (1700+ или 1800-, это как посчитают) прочел Вашу публикацию (он их все читает, многоуважаемый Марк) и попросил вставить свои три копейки. Мат слоном и конем ему уже дважды за год пригодился. И ещё дважды он наблюдал на турнирах, как на соседних досках его не ставили, потому что не учили.. А вот коротко его собственная "тренерская методика" (спорная, но кое-что может быть полезно): 1) практика, практика и ещё раз практика. Классика, рапид, но не брезговать и блицем; 2) два-три хорошо изученных дебюта, желательно боковые реже применяемые варианты - с их помощью он нередко загонял в тупик и 1900-2100; 3) если читать только одну шахматную книгу, то учебник эндшпиля Дворецкого. С его помощью собрал массу очков в теоретически (при правильной игре) ничейных позициях и вытягивал не раз безнадежные партии; 4) психологическая устойчивость (безумно важна!). Редко переживает из-за проигрышей - это же всего-лишь игра.. По п.3 Артём тоже не раз отмечал, что даже взрослые дядьки 2200+ иногда "несут такую пургу" в эндшпилях. Ну вот почему? Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Вадим2 от 25. 10. 2018, 11:30:08 Про изолированую пешку ГМ Добров:
https://www.youtube.com/watch?v=uPhgWxmiZl8 (https://www.youtube.com/watch?v=uPhgWxmiZl8) Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Энергетик от 14. 01. 2019, 06:58:05 Первая партия не с нашим ЭТЮДовцем случайно?
Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Denver от 03. 10. 2020, 03:51:46 Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось? [/С Сбылась мечта, недавно в одной блиц партии на Личессе на 5-10 секундах удалось поставить мат слоном и конем. У меня такой эндшпиль встретился впервые. Где-то год назад показывал сыну как это делать и сам запомнил. Название: Re:Тренерская методика Отправлено: Denver от 03. 10. 2020, 03:53:04 По ладейникам все верно, по пешечному согласен, но думается все же начинать то надо изучать эндшпиль с матования одинокого короля :-) Потом можно и фигуру против пешки погонять ... Разве ж я возражаю... Замечу также что, надо и ходы фигур твердо знать, а также взятие на проходе и рокировку... Если серьезно, то речь шла об уровне 1-2-го юношеского разряда (РШФ или ORR > 1200 примерно) и 2-3 взрослый (рейтинг 1400-1600). Впрочем даже для 1700-1800 уровня стандартные ладейники - что-то сверхзаумное. Знают в лучшем случае простейшую позицию Филидора. Позиция Лусены почти никому на этом уровне не известна. А сколько ошибок у перворазрядников при переходе в простейшие пешечные окончания :-\ :-\ На практике же изучение эндшпиля происходит обычно после неудачно сыгранной партии на базе фактического материала. В противном случае - откровенная скука и непонимание в глазах ученика - "почему меня так мучают?" :( :(. Но есть, конечно, и очень редкие, но приятные исключения - некоторым деткам окончания нравятся, особенно если тренер смог объяснить, что умение хорошо играть шахматные концы - один из самых легких способов зарабатывать очки на уровне < 2100-2200. Что касается фигуры против пешки, то вот, например, одна "простейшая" теоретическая позиция из книги Дворецкого по эндшпилю. Если с ней не знакомы, то попробуйте решить без движка. Можно даже фигуры на доске двигать. А если и с движком - то сформулируйте ориентиры игры в таких позициях. Согласитесь, что даже 2400+ сам до решения вряд ли быстро додумается. Эти вещи надо знать. Тут недавно в экспериментальных целях истязал одного ребенка 2007 г.р. с рейтингом ORR около 1600. Он поиск критических полей и маршрутов освоил, хоть и помучился изрядно... Парнишка мне доверяет на все 100%, но немой укор в его глазах был : "Тренер, за что меня так?!" ;D ;D ;D. Особенно, когда в начальной позиции я стал произвольно переставлять черного короля, а также коня с пешкой, и требовал быстро оценить исход партии :o Справедливости ради надо сказать, что подобные позиции в практической партии возникают слишком редко, чтобы профессиональный тренер тратил на них время для учеников ниже 2000. Также как и на матование двумя легкими фигурами. Но это дело тренерского вкуса. Некоторые дети, как я убедился, уже в 8-летнем возрасте могут ставить мат конем и слоном 8) 8). Должен сказать, что в моей личной шахматной практике, например, это знание пока не понадобилось, хотя я и умею... Ветеран мм Драгомарецкий, говорят, отработал навык ставить такой мат не более чем за 30 секунд. Интересно, ему это пригодилось? |