Способности к шахматам это не «бит информации», «есть способности /нет способностей», а величина, принимающая разные значения, и определяемая только в сравнении.
Я полностью согласен!
Поэтому в моем примере исследования самые-самые неспособные слились сразу (сыграв мало партий и все проиграв, скажем), потом сливаются уже чуть менее неспособные (сыграли сто партий и слили рейтинг), потом середняки барахтаются ни шатко, ни валко, а самые способные практикуют очень много, им это в кайф и они наращивают рейтинг.
Поэтому, когда мы смотрим на голые числа, мы видим картину, что РЕБЯТА ОЧЕНЬ МНОГО ИГРАЛИ И МНОГО НАБИЛИ РЕЙТИНГА, а вот эти мало играли и посливали.
И нам интуитивно кажется: НУЖНО ИМ ТОЖЕ МНОГО ИГРАТЬ. Мы начинаем мучить неспособного ребенка игрой, приводя в пример успешных детей, в надежде сделать из неспособного - высокорейтингового топа, но это невозможно, потому что малыш просто неприспособленный к шахматам от природы. Как я неприспособлен быть борцом СУМО.
Этот парадокс я только сейчас осознал в полной мере, до меня только сейчас дошло! Хотя админ много раз это объяснял, как мне помнится.
Но пока сам не столкнешся с этим и не включишь голову, ничего непонятно!
Я абсолютно согласен, что заранее определить уровень способности ребенка к шахматам невозможно. Нужно всех детей отправить практиковаться! Даже так:
- для начала пусть пройдут ликбез (скажем в виде решения простых задач), а потом отправить практиковаться!
Но тут даже во время ликбеза уже будет видно кто способный, а кто нет.
У меня есть ЛИКБЕЗ: 20 папок по 50 тактических задач с возрастающим уровнем сложности.
Самый способный ребенок решит быстро все элементарные задачи из первой папки и начнет быстро продвигаться вверх до 10-15 папки.
А вот самый неспособный или тот кому еще рано заниматься шахматами, будет первую, вторую, третью папку "мучить" несколько месяцев.
Поэтому у меня в 1-3 папке очень много задач сделано для такого уровня ребят, а чем более высокий уровень сложности задач, тем их уже меньше надо.
Ребенка, хорошо решающего задачи, нужно быстрее отправлять в практическое плавание!
2. Вы не можете заранее предсказать (без результатов на личессе) кто способный, а кто нет.
Практически согласен. Но как писал выше, на стадии ликбеза по решению задач многое видно!
Так что здесь больше похоже на подгонку под ответ: «у кого успехи тот и способный».
А вот тут интересно! Скорее всего истина близко, что «у кого успехи тот и способный»
Вообще сейчас я вижу отчетливо три ключевых необходимых фактора для успеха ребенка в шахматах:
1) СПОСОБНОСТИ к шахматам - то про, что много говорил админ, то из чего варится суп;
2) ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ИНТЕНСИВНАЯ ПРАКТИКА (много играть и разбирать свои ошибки в партиях самому, с тренером, читая книги гроссмейстеров, где разбираются позиции, которые возникают регулярно в партиях ребенка);
3) ВЕЗЕНИЕ - вот повезло мне родится в январе и стал я "на волоске" вице-чемпионом Украины до 10 лет и дальше по дороге шахмат мне уже легче было идти.
- повезло одному ученику, который в то время у меня тренировался родится в феврале и он тоже стал вице-чемпионом Украины до 8 лет;
- вот у меня уже два таких козыря во многом на везении собранных и мне уже намного легче по жизни чем другим.
Все дети развиваются по-разному, поэтому на коротком интервале один может иметь большие успехи , а потом другой его обгонит. Я это за время проведения в шахматной тусовке видел много раз.
возможно такое, что ребенка неправильно тренировали и он из-за этого отстал в развитии?
или ребенок (обычный середнячек) изначально пришел подготовленный родителями (родители дома с ним много занимались шахматами до того, как вести в клуб) в группу новичков. Сначала был в лидерах в этой группе, но потом более способные его обогнали. У меня такие примеры были.