Мне кажется, что очень хорошая статья (правда, возможно, что с 2011 года появились новые исследования):
https://elementy.ru/novosti_nauki/431589/Mozhno_li_vylechit_diskalkuliyuКак считаете можно ли заменить дискалькулию в арифметике на невозможность преодолеть "беззевковый барьер в шахматах".
Насколько уместно сравнивать? Работают ли те же закономерности?
Хотелось бы что-то такого уровня исследований почитать на тему шахмат.
В основе дискалькулии лежит неспособность «с первого взгляда» (без пересчета) оценивать количество объектов в множествах.
За эту функцию отвечает внутритеменная борозда теменной доли. У людей, страдающих дискалькулией, этот участок мозга недостаточно активен и меньше по объему.
Исходя из этих данных, логично предположить, что дискалькулия, возможно, является результатом каких-то нарушений (врожденных или приобретенных) в работе внутритеменной борозды или других компонентов «арифметической нейронной сети». Исследования подтвердили это предположение. Выяснилось, что у детей, страдающих дискалькулией, при решении арифметических задач внутритеменная борозда работает менее активно, а объем серого вещества в этом отделе мозга у них меньше, чем у сверстников, не испытывающих трудностей с арифметикой. Кроме того, оказалось, что при дискалькулии в среднем слабее развиты нейронные связи между веретеновидной извилиной и теменными долями. Это, очевидно, должно создавать трудности при сопоставлении символов, обозначающих числа, с их величинами.
Эти цитаты из статьи показывают важность генетики в дискалькулии.
ейчас предпринимаются первые попытки использования таких программ, нацеленных на тренировку внутритеменной борозды. Например, при работе с программами The Number Race и Graphogame-Math ребенок должен определить, какое из двух изображенных на экране множеств содержит больше объектов, а программа сообщает, верен ли ответ. Эффективность этих программ изучалась в ходе строгих экспериментов со всеми необходимыми контролями. Оказалось, что 6–7-летние дети с пониженными математическими способностями, игравшие в эти игры по 10–15 минут ежедневно в течение трех недель, стали намного лучше справляться с заданиями по сравнению чисел. К сожалению, эффект не распространился на другие типы арифметических заданий, такие как счет или сложение.
Авторы сетуют, что из-за недостаточного внимания к проблеме дискалькулии до сих пор остаются без ответа некоторые ключевые вопросы. Например, по-прежнему неизвестно, можно ли полностью вылечить тяжелые формы дискалькулии. Не исключено, что, как и в случае с дислексией, раннее вмешательство позволит ослабить внешние проявления недуга, но мозг всё равно будет работать не так, как у людей, изначально не имевших проблем с арифметикой.
Мы же видим как тренера на своих тренировках, что за некоторое время результаты устаканиваются и если БЛОНДИН ИГРАЕТ СИЛЬНЕЕ БРЮНЕТА, ТО НИКАКИЕ ТРЕНЕРОВКИ НЕ ИЗМЕНЯТ ЭТОГО СООТНОШЕНИЯ СИЛ.
БЛОНДИН будет дальше равиваться с более высокой скоростью в отличие от БРЮНЕТА.
Я вижу эту картину на протяжении всей своей шахматной жизни.
Ну никто не сделал рывок с помощью тренировочных методик, если не дано было изначально иметь высокий потенциал.
Может, я конечно намешал все в кучу, но вот реально, какая то безысходная предопределенность есть.
Уже заранее знаешь, кто из твоих учеников на что способен и на что способен сам...
Сейчас ВСПОМИНАЮ...
У меня за ВСЮ карьеру тренера единственный раз ЯВНЫЙ ВАЖНЫЙ РЫВОК был у ученика, когда:
1) нужно было кровь из носу, чтобы ученик выиграл турнир под заказ (большие амбиции), а прошлый год он занял последнее место на таком турнире - провал миссии должен был быть исключен;
2) мы сидели в индивидуальном порядке в тренерской и играли против компьютерной программы: я объяснял логику принятия решений во время партий, а потом было домашнее заданее самому ученику сыграть против этой программы и попробовать выиграть. Уровень программы послепенно усложнялся.
ЭТО БЛИН БЫЛА ЕДИНСТВЕННАЯ МЕТОДИКА, КОТОРАЯ РЕАЛЬНО ДАЛА РЫВОК УЧЕНИКУ, КОТОРЫЙ НЕ БЛИСТАЛ. Я САМ ОБАЛДЕЛ ОТ ПОЛУЧЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА - НЕОЖИДАЛ.
Все остальное: хождение на занятия, решение задач, практика, разбор ошибок в партиях оно не давало никаких никому рывков, все кому было дано от природы они прогрессировали итак, а остальные топтались на месте или отваливались.
Я привел пример этой научной статьи, хотелось бы на тему шахмат по больше таких исследований.
И я вспомнил свою методику которая дала РЫВОК.
За счет чего это получилось...
Простое везение? Или реально можно отстающего ученика с последнего места вытянуть на первое за год благодаря вот такой Методе...
Как правильно организовать научное исследование, чтобы доказать эффективность или неэффективность такой методики?