Уважаемый Михаил - регулярный автор постов на этом форуме, очень любит поднимать тему ЛИКБЕЗА в шахматном обучении детей.
Мне очень эта тема близка.
Поэтому очень хочу написать свое видение и подискутировать, если найдутся желающие.
Я ниже напишу во что эволюционировала моя система обучения - через призму ЛИКБЕЗА.
Безусловно, если мы говорим о ЛИКБЕЗЕ юного шахматиста, то мы должны прежде всего сфокусироваться на РОСТЕ СИЛЫ ИГРЫ И МАСТЕРСТВА РЕБЕНКА.
Обучать истории шахмат тоже безусловно важно, но для начала достаточно просто, чтобы ребенок знал всю цепочку классических Чемпионов мира по шахматам, так как по достижении ТРЕТЬЕГО РАЗРЯДА, он не сдвинется выше, если не начнет хотя бы немного изучать партии ЧЕМПИОНОВ МИРА по шахматам.
Я помню себя в детстве: именно сильно стал играть в десятилетнем возрасте, потому что во многом копировал дебютный репертуар Анатолия Карпова, хотя в этом был ЧУДОВИЩНО далек от совершенства в понимании. Мало кто тогда мог подсказать в 90-е годы, на что нужно обратить внимание прежде всего.
ЗНАНИЕ ЧЕМПИОНОВ МИРА позволяет брать у них пример хотя бы в дебютной стратегии - выходить в ОСНОВУ, что благотворно сказыватся на росте юного шахматиста.
К сожалению, современные дети над этим мало работают.
Даже запомнить всю цепочку Чемпионов мира по шахматам ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА - неподъемная задача.
Но у меня есть ученик, когорого я тренирую с нуля, моя гордость, который именно помнит четко всю цепочку Чемпионов мира по шахматам от Стейница до Карлсена, и в дебютном репертуаре ВЫХОДИТ В ОСНОВУ (ЗАЩИТА ДВУХ КОНЕЙ + БЕРЛИН на 1.е4 , Ферзевый гамбит на 1. d4, Белыми идет в 1. d4 2. c4 3. Kc3). ТО, ЧТО Я И ТРЕБУЮ.
Конечно, так как он ВСЕГО ЛИШЬ ПО СИЛЕ ИГРЫ НА УРОВНЕ ТРЕТЬЕГО СОВЕТСКОГО РАЗРЯДА в десять лет, то ему много над чем нужно работать, но это уже хороший задел на будущее.
Разобравшись немного в том, что я имею ввиду про ЛИКБЕЗ в дебютной теории и истории шахмат, переходим к ЛИКБЕЗУ В ТАКТИКЕ И СТРАТЕГИИ.
Я последнее время выработал четкую стратегию тренировки ТАКТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ И СЧЕТА на базе таких тестов 36 из 36 на "Форсированный мат"
Тест 36 из 36 на тему "Форсированный мат"
https://drive.google.com/file/d/1nE2E__hYHZMLMMDK2G96u4cZebUhLhZY/view?usp=sharingОтветы к тесту:
https://drive.google.com/file/d/1IqsTH7jPjoFyHpQvfV4kaxa3daZ0NHX8/view?usp=sharingЭто по сути напоминает классические тесты IQ Ганса Айзенка (без лишней скромности
)
В чем суть:
1. Ребенку дается 30 минут, чтобы решить 36 задач.
2. Эти 36 задач состоят из 4 блоков по 9 задач в каждом блоке.
- первый блок (мат в 1 ход);
- второй блок (мат в 2 хода);
- третий блок (мат в два хода на простую визуализацию (по ЯРОСЛАВУ "ЯРСАНЫЧУ" ПРИЗАНТУ, как он тренировал Илью Маковеева);
- четвертый блок (мат в два хода сложная визуализация)
3. Ребенок записывает четко номер задачи и весь вариант на листок.
Как показывает мой опыт и анализ данных, если ребенок играет четко на ТРЕТИЙ СОВЕТСКИЙ РАЗРЯД, то он должен решать 30-34 таких задачи за 30 минут.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ИГРАЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ СОВЕТСКИЙ РАЗРЯД, то он должен решать 20-25 таких задач.
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕРХНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 36 из 36 могут сказать только, что ребенок в отличной форме, но делать вывод, что он играет на второй разряд НЕЛЬЗЯ.
ПРЕДЕЛЬНО НИЖНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ требуют индивидуального разбора.
Это примерные ЧИСЛА как у меня, на что я ориентируюсь.
ЧИТКОД: как делать такие задачи. Заходите на личес и НЕ РЕГИСТРИРУЯСЬ открываете вкладку задачи и там сейчас уже можно выбрать именно задачи на мат в два хода.ЕСЛИ РЕБЕНОК РЕШАЕТ МЕНЬШЕ 18 задач за 30 минут, и это длится очень долго, то возможно он ПО ПРИРОДЕ НЕ ТАКТИК.
ПО МЕТОДИКЕ АНТВЕРПЕНА давайте играть ему на прохождение уровня против компьютера Стокфиш. Должен научиться БАЗЕ:
Нулевой уровень - матовать одинокого короля всей армией фигур.
ДЕВЯТЫЙ УРОВЕНЬ - выигрывать у короля и ферзя всей армией фигур.
И так далее плавно наращивая уровень.
ДЕТИ, КОТОРЫЕ СТАБИЛЬНО ИГРАЮТ НА ТРЕТИЙ СОВЕТСКИЙ РАЗРЯД у меня проходят 32-33 уровень (ФОРА ДВЕ ЛЕГКИЕ ФИГУРЫ).
УРОВЕНЬ 34 ФОРА ЛАДЬЯ там технически сложно - это уже для сильного второго разряда, ИМХО, так как нужно уметь применять главные ЗАКОНЫ ШАХМАТНОЙ СТРАТЕГИИ:
1) НЕ СПЕШИТЬ!
2) БЕЗОПАСНОСТЬ КОРОЛЯ
3) ВСЕ ФИГУРЫ АКТИВНЫ
4) ФИГУРЫ НЕ ЗЕВАЕМ (проверка шахов, взятий, нападений за соперника - да, я с 2010 года сознательно использую этот метод, раньше подсознательно).
5) МЕНЯЕМ АКТИВНЫЕ ФИГУРЫ СОПЕРНИКА НА НАШЕЙ ТЕРИТОРИИ ИЛИ СТРЕЛЯЮЩИЕ НА НАШУ ТЕРИТОРИЮ
6) ПЕШЕЧНАЯ СТРУКТУРА ЗДОРОВАЯ;
7) ПЕШКИ БЕЗ СМЫСЛА НЕ МЕНЯЕМ.
В ДЕБЮТЕ ВЫХОДИМ В ОСНОВУ.
У детей, к сожалению, есть проблемы с координацией всех этих важных моментов.
А если Вы нарушите несколько этих законов, то партию даже с лишней ладьей у компа не выиграете.
По эндшпилю, базовый десяток самых ЧАСТЫХ эндшпильных позиций нужно наиграть с ребенком (метод Павла Лобача: "РАЗЫГРЫВАНИЕ С ТРЕНЕРОМ ИЛИ КОМПОМ")
Вот так я вижу ЛИКБЕЗ, если коротко.Почему я не боюсь об этом говорить и хочу об этом говорить.
Потому, что мне не нравятся МИФЫ в среде шахмат, мол, я ТАКОЙ КРУТОЙ ГУРУ ТРЕНЕР взял с НУЛЯ ГРУППУ ИЗ ДЕСЯТИ НОВИЧКОВ И ВСЕХ ДОВЕЛ ДО ГРОССМЕЙСТЕРА 2600.
Видимо есть люди, которые на поном серьезе считают, что так делается результат профессиональными тренерами. ТАК НЕ БЫВАЕТ!
НА САМОМ ДЕЛЕ ПРАВДА БАНАЛЬНА ДО БЕЗОБРАЗИЯ.
главный секрет - ЭТО ОХВАТ и БЕСПЛАТНОСТЬ!
Почему наш клуб доминирует в области на уровне мальчиков до 8 лет.
ПРОСТО В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА МЫ ОХВАТИЛИ (реклама Фейсбук) ПРОРВУ НОВИЧКОВ МАЛЫШЕЙ и сформировали из них ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ по 15 детей.
ПО СТАТИСТИКЕ, чисто по математике:
50% такой МАССЫ ДЕТЕЙ вряд ли когда то выйдут даже на уровень ТРЕТЬЕГО СОВЕТСКОГО РАЗРЯДА.
ПОМНИТЕ ПРО ВРОЖДЕННЫЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ГЕНИАЛЬНОГО СЕРА СИРИЛА БЕРТА, о котором много писал админ.
НО МЫ не о плохом сейчас.
ПО СТАТИСТИКЕ 10% из ВСЕЙ ЭТОЙ МАССЫ дойдут ПО СИЛЕ ИГРЫ до ВТОРОГО СОВЕТСКОГО РАЗРЯДА. (очевидно, что не за год, но потенциал я имею ввиду)
И вот у нас реально оказалась тройка "звездочек" после такого набора, которые и выиграли все медали.
СИСТЕМА ЛИКБЕЗА + ОХВАТ - ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, как говорит Админ у нас в кармане.
Сейчас, исходя из этого годового опыта администрирования клуба я понимаю, что лучше всего отбирать МАЛЫШЕЙ в клуб, которые умеют считать в пределах 10 и четко пишут ответы.
Для этого думаю разработать простой математический тест для первоклашек. ТАКИМ ОБРАЗОМ ЗАОДНО И ОБЕСПЕЧУ РОДИТЕЛЯМ ХОРОШУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ ИХ ШАХМАТИСТА ПО МАТЕМАТИКЕ.
Ибо плохих математиков я себе просто не буду брать
ЛИКБЕЗ ПОДРАЗУМЕВАЕТ РЕШЕНИЕ КОРОТКОЙ ТАКТИКИ с ЗАПИСЬЮ ХОДОВ В ВИДЕ ОТВЕТОВ.
Поэтому ребенок должен приходить на шахматы подготовленным (УМЕЕТ СЧИТАТЬ И ПИСАТЬ)
Спасибо, что прочитали. Готов обсудить