Александр, по поводу матча на Первенство мира я напишу позже свои мысли. Пока, если коротко, Ян меня разочаровал.
А у меня сейчас праздник!
и не хочу, чтобы Ян мне его портил
На этих выходных моя ученица стала Чемпионкой города среди девушек.
Напишу для истории как конкретно мы готовились. Возможно коллегам будет интересно, - за одно сравните свой подход и мой.
Вечером на занятии уже знали жеребьевку следующего тура, что будем играть черными завтра против главной принципиальной конкурентки.
Я скачал все партии конкуренки, сыгранные той на личесс, завел их в свой лицензионный ChessBase, включил солвер LeelaZero на облаке и говорю своей ученице:
Тренер:- Смотри, твоя соперница всегда играет 1. е4. Как будешь играть?
Ученица: - 1.. е5.
Тренер: - Ок. Соперница сыграет 2. Кf3. А ты как в ответ?
Ученица:- 2.. Кс6
Тренер: - Хорошо. Соперница тут всегда играет шотландскую партию 3. d4. Что играем?
Ученица: - 3... ed 4. Kd4 d6
Тренер: - Серьезно? Ты всегда наигрываешь 4...d6?! против шотландской?
Ученица: - Да.
Тренер: - Дай-ка я гляну (скачиваю партии ученицы на личесс и вижу подтвержение этих слов). Ок, девочка, я тебя переубеждать не буду, сейчас нет времени готовить главную линию с 4...Сс5 или 4...Кf6 тем более я вижу, что соперница эти линии нормально разыгрывает. Будем играть по твоему 4...d6. Соперница походит 5. Кс3 ты в ответ 5.. Кf6 она 6. Сс4 ты 6...Се7, она два нуля ты тоже рокировку и она тут, вроде, 8. h3 ходит. Как будешь играть дальше?
Ученица: - Не знаю....
Тренер: - Видишь, позиция не самая приятная, так как мы играем боковую линию. Но я знаю как ты тут сыграешь!
(тренер подглядывает в свою базу данных и солвер нейросеть лила зеро). Ты тут походишь 8.. Ке5! она сыграет 9. Сb3? ты 9...с5! она 10. Кf5? Cf5 11. ef c4 12. Ca4 a6 и ее слон попадется в капкан (13. f4 она не найдет).
Можем посмотреть, конечно, подготовить другие ветки, наиграть линии, но чуйка моя говорит, что соперница попадется.
Если бы я против нее играл, то обязательно бы словил в этот вариант.
В итоге на следующий день - с небольшими отклонениями в порядке ходов и нюансах - капкан захлопнулся!
Приятно чувствовать себя экстрасенсом хотя бы провинциального уровня.
Эта девочка в итоге потом все грамотно сделала, без осечек доиграла турнир и стала Чемпионкой города среди девушек.
Сейчас она по международному рейтингу входит в топ 100 лучших шахматисток Украины.
Вопрос: какой вес тренера в подготовке?
3% - возможно так и есть, если учесть, что эта девочка единственная, кто у меня из девочек может выиграть у Стокфиша на 36 уровне. С генетикой у нее для шахмат все в порядке.
По сути, если бы я этот дебютный капкан рассказывал ученику или ученице, для которого все это неподъемно (не может запомнить, путается, не может реализовать лишнюю фигуру против сильного соперника и т.д.) все мои старания были бы лишь сотрясанием воздуха и потерей сил.
А тут, как говорится, зерно упало в подготовленную почву.
Дальше, чтобы моя ученица показывала еще более высокие результаты нужно очень плотно и требовательно ставить ей дебютный репертуар ход в ход (учить как таблицу умножения) и наигрывать эти линии репертуара против компа до ничьих в паре с тренером.
Это заберет много времени, но по другому никак, если мы хотим двигаться далее.
Все же, ну не годится, что я как тренер только перед партией узнаю, что на шотландскую партию моя лучшая ученица ходит 4...d6?!
Из общих соображений готовиться, играть и выигрывать уже не получается.