Футболист
|
|
« Ответ #930 : 01. 11. 2020, 07:54:45 » |
|
Когда для малышей 3-4 разряда проводят тематические турниры на личес по какому-то дебюту, у меня это вызывает лишь улыбку.
Это похоже на то, как малыша начальной школы вместо арифметики учить сразу решать дифференциальные уравнения:-)
Самое сложное в шахматах - это научиться получать решающий перевес с дебюта. Это реально очень большой объем работы нужно проделать даже мастеру против кандидата в мастера.
А малышей в первую очередь нужно научить четко реализовывать большой решающий перевес (что они не особо умеют, как показывает жизнь) и только уже с второго-первого разряда можно говорить о том как получить перевес против итальянской партии:-)
Намного лучше дать ребенку 4-3 разряда ежедневно решать по 30-40 тактических задач доступного для ребенка уровня сложности, специально подобранные по сложности тренером.
И когда ребенок решает за пол часа 30-40 задач идеально без ошибок, то повышать уровень сложности. Это тренирует дисциплину ребенка и системность в работе.
Когда ребенок уже много решает сложные тактические задачи на выигрыш без ошибок, вот тогда нужно уже организовывать спаринги с равными соперниками с хорошим контролем времени и записью партии, (желательно в клубе вживую), чтобы тренер мог тщательно разобрать партии и указать вектор дальнейшей работы над улучшением игры.
А до выхода на этот уровень про все эти игры детей между собой я в шутку говорю: "Сколько решили задачек уже за пол часа? Пять? Устали уже решать задачки? Ну идите подвигайте фигуры" :-)
Согласен с вами))
|
|
|
Записан
|
|
|
|
FIBM
|
|
« Ответ #931 : 01. 11. 2020, 10:18:54 » |
|
Когда для малышей 3-4 разряда проводят тематические турниры на личес по какому-то дебюту, у меня это вызывает лишь улыбку.
Какая уж тут «улыбка»
|
|
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #932 : 02. 11. 2020, 11:25:01 » |
|
Уважаемый FIBM, кстати говоря, мне очень нравится Ваша концепция ликбеза для новичков, хотя скорее всего я вкладываю в нее нечто свое, что отличается от Вашего.
Попробую объяснить.
Каждый тренер, когда к нему приходит полный новичок, должен четко знать ответы на два вопроса:
1) С чего начать новичку? 2) К чему я веду новичка?
Если ответ на второй вопрос у каждого тренера свой, начиная от того, что хочу чтобы ребенок вырос хорошим человеком и заканчивая тем, что хочу воспитать Чемпиона мира:-) Тут большой простор для фантазии.
Ответ на первый вопрос более стандартен.
В моем понимании упрощенно он звучит так: 1) научить правилам шахмат; 2) дать мотивацию бороться до самого конца в самых плохих позициях; 3) научить решать элементарные тактические задачи.
В моем понимании из трех этих пунктов должен состоять хороший ликбез. Возможно Вы меня поправите и внесете чтото свое.
Как я технически организовываю ликбез даже в больших группах начинающих (более 15 человек :-))
1) научить правилам шахмат.
Тут очень хороша методика письменного тестирования малышей (не пугайтесь, все очень просто)
Сначала учим доску и координатную сетку.
Далее детям даем тест из 20-30 вопросов на "ДА" "НЕТ" 1. Поле е4 белое? 2. Поле а5 Белое? 3. 4.
И так далее. Дети на бланке ставят плюс или минус. Справятся даже пятилетние. Потом тренер собирает эти бланки и анализирует, кто усвоил материал. А с кем из детей нужно дополнительно поработать.
Такой метод привносит в работу тренера системный контоль! Из толпы сразу начинают выхватываться начинающие "звездочки", более способные, внимательные и усидчивые дети.
Потом мы усложняем задачу.
Учим правила шахмат.
Я затем снова провожу тестирование.
На этот раз ставлю детям позицию на демонстрационной доске и задаю вопросы: 1. Конь белых может походить на е5, 2. Конь черных может походить на а4 3. Ладья белых может походить на е7 И так далее. Чем больше мы зададим вопросов, тем более объективную картину получим.
Когда дети прошли первый уровень ликбеза мы переходим к решению элементарной тактики.
У меня в одной папке собрано много задач с рейтингом 100-200 на чесс.ком. Во второй папке много задач с рейтингом 200-300. В третьей 300-400. И так далее.
Ребенок должен за пол часа решить 30-40 задач без ошибок из одной папки. Если он это не делает, значит это для него сложный уровень и нужно понижать сложность.
Конечно есть много детей для которых и задачи из первой папки (на элементарный мат в один ход или выигрыш фигуры под боем) будут сложные.
Скорее всего такие дети или сильно маленькие еще для шахмат или им нужно еще больше разжевать.
То есть поделить еще и первую паку на темы. Или говорить какая фигура ставит мат.
Вряд ли из таких детей будут Чемпионы, но мы же учим шахматам во многом и для того, чтобы ребенок дурью не маялся и не зависал в планшете.
А вот уже после того как ребенок полноценно прошел ЛИКБЕЗ, его можно запускать в клубные турниры и играть партии с записью.
Далее мы со спокойным сердцем можем учить дебюты, учить тонкости позиционной игры.
Я эти последние два поста написал, потому что, имхо, на этом форуме (могу и ошибаться) обо мне в некоторых глазах сложилась дурная репутация, мол только и делает, что организовывает турниры на личессе и вообще помешан на игровых серверах, только о интернет шахматах трындит.
Я это все про онлайн шахматы писал через призму своего пятилетнего тренерского опыта, писал то над чем размышлял и то что исследовал в последнее время.
НО ФУНДАМЕНТ РЕЗУЛЬТАТОВ заложен, конечно, не турнирами на личесс, а многолетним трудом в клубе на оффлайн занятиях с детьми.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
FIBM
|
|
« Ответ #933 : 02. 11. 2020, 11:56:12 » |
|
Уважаемый FIBM, кстати говоря, мне очень нравится Ваша концепция ликбеза для новичков, хотя скорее всего я вкладываю в нее нечто свое, что отличается от Вашего.
Попробую объяснить.
Каждый тренер, когда к нему приходит полный новичок, должен четко знать ответы на два вопроса:
1) С чего начать новичку? 2) К чему я веду новичка?
Если ответ на второй вопрос у каждого тренера свой, начиная от того, что хочу чтобы ребенок вырос хорошим человеком и заканчивая тем, что хочу воспитать Чемпиона мира:-) Тут большой простор для фантазии.
Ответ на первый вопрос более стандартен.
В моем понимании упрощенно он звучит так: 1) научить правилам шахмат; 2) дать мотивацию бороться до самого конца в самых плохих позициях; 3) научить решать элементарные тактические задачи.
В моем понимании из трех этих пунктов должен состоять хороший ликбез. Возможно Вы меня поправите и внесете чтото свое.
Как я технически организовываю ликбез даже в больших группах начинающих (более 15 человек :-))
1) научить правилам шахмат.
Тут очень хороша методика письменного тестирования малышей (не пугайтесь, все очень просто)
Сначала учим доску и координатную сетку.
Далее детям даем тест из 20-30 вопросов на "ДА" "НЕТ" 1. Поле е4 белое? 2. Поле а5 Белое? 3. 4.
Спасибо за детальное описание. С большинством ваших пунктов согласен. Есть некоторые отличия в деталях. 1. Например, я не считаю, что тренер ЛУЧШЕ объяснит правила игры, чем это сделает программа Гарик. Там и темп быстрее, и мотивация больше. 2. В дальнейшем роль тренера очень круто возрастает. 3. Что входит в понятие ликбеза я написал. А вот подбор упражнений (по уровню, по возрасту) это и есть одна из главнейших задач тренера. 4. На уровне ликбеза есть ещё много «нюансов» (как принято говорить), которые маленьким детям приходится объяснять: например, НЕЛЬЗЯ делать ход не посчитав количество фигур (пешек) после хода; «расчет вариантов» делается по схеме вертушки: двойной шах, шах, нападение, защита, тихий ход; К ликбезу
|
|
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #934 : 02. 11. 2020, 12:06:05 » |
|
1. Например, я не считаю, что тренер ЛУЧШЕ объяснит правила игры, чем это сделает программа Гарик. Там и темп быстрее, и мотивация больше. напишите, пожалуйста, подробнее об этой программе. она платная? где ее можно скачать?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
reaction_und_co
|
|
« Ответ #935 : 02. 11. 2020, 12:14:47 » |
|
1. Например, я не считаю, что тренер ЛУЧШЕ объяснит правила игры, чем это сделает программа Гарик. Там и темп быстрее, и мотивация больше. напишите, пожалуйста, подробнее об этой программе. она платная? где ее можно скачать? Только на торрентах. В продаже ее нет, она не свежая. На рутрекере есть три части. Если вас не смущает нарушение АП, то все ок.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
FIBM
|
|
« Ответ #936 : 02. 11. 2020, 12:41:45 » |
|
1. Например, я не считаю, что тренер ЛУЧШЕ объяснит правила игры, чем это сделает программа Гарик. Там и темп быстрее, и мотивация больше. напишите, пожалуйста, подробнее об этой программе. она платная? где ее можно скачать? В русскоязычной версии называется: "Большое шахматное путешествие...". Есть три части. В оригинальной (немецкой) версии можно было использовать любую, не нужно покупать все три. Как в русскоязычной не знаю. Помимо того, что писал раньше: преимущество этой (оригинальной?) программы-набор тактических задач (аналог чесстемпо); игра с компом на большом числе уровней; усиление игры компа со временем (!), это не нейросеть, конечно, но на 2004 год это было очень круто!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #937 : 02. 11. 2020, 12:43:21 » |
|
спасибо за совет. Я посмотрю, что это за программа. Возможно внедрю в свой тренировочный процесс.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
reaction_und_co
|
|
« Ответ #938 : 02. 11. 2020, 12:46:50 » |
|
Это очень симпатичный квест/игра. Мне очень-очень понравилась. В первой части там полная отработка правил и основных понятий шахмат. Но ее нет в продаже. В принципе нет. Я искала. Поэтому "купить" ее нельзя. Следовательно встает вопрос этики...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #939 : 02. 11. 2020, 01:23:29 » |
|
У меня сейчас другая проблема.
Я никак не могу настроится на игру в ленивую пулю на личессе против игроков 2100-2150. У меня там катастрофические результаты.
Если в рапид у меня 2320, а в блиц 2250 держу стабильно...
То в пулю болтаюсь вокруг 2100 без прогресса.
У меня всегда какое-то подсознательное ощущение, что мои соперники уровня 2100 в пулю это слабаки, которые вообще по шарам не попадают и должны "дарить" партии.
И когда я сталкиваюсь с неплохим сопротивлением от этих ребят и мне "не дарят", меня это выводит из себя.
Что это такое в самом деле, что какой-то рандомный 2100 знает дебютную теорию до 10 хода, ничего под бой не подставляет и не делает лажу?! :-)
И с ним приходится "возить" сорок ходов равные боевые позиции!
Есть у Вас какие-то идеи на этот счет.
Я думаю это вопрос психологии.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
anatoly
"Форум – это отдушина, это возможность поговорить о насущных проблемах"
Global Moderator
Абориген
Сообщений: 7088
|
|
« Ответ #940 : 02. 11. 2020, 01:29:03 » |
|
Но ее нет в продаже. В принципе нет. Я искала. Поэтому "купить" ее нельзя.
http://fritzundfertig.chessbase.com/Онлайн-версией можно было пользоваться, если есть ключ к любому продукту chessbase
|
|
|
Записан
|
«каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами»
|
|
|
reaction_und_co
|
|
« Ответ #941 : 02. 11. 2020, 01:35:10 » |
|
Но ее нет в продаже. В принципе нет. Я искала. Поэтому "купить" ее нельзя.
http://fritzundfertig.chessbase.com/Онлайн-версией можно было пользоваться, если есть ключ к любому продукту chessbase Здорово. Вот только со знанием (его отсутствием) немецкого что делать? )
|
|
|
Записан
|
|
|
|
anatoly
"Форум – это отдушина, это возможность поговорить о насущных проблемах"
Global Moderator
Абориген
Сообщений: 7088
|
|
« Ответ #942 : 02. 11. 2020, 02:14:43 » |
|
Там, если не ошибаюсь, можно переключаться на английский и испанский. Но немецкий для общей шахматной культуры будет не лишним, так же, как и японский для сёги.
|
|
|
Записан
|
«каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами»
|
|
|
chessvdk
|
|
« Ответ #943 : 02. 11. 2020, 02:17:21 » |
|
Он по нормальному (я про японский) пять лет учится. Есть такой курс в МГУ на который конкурс более 20 человек на место!
|
|
|
Записан
|
Пройдут года... Поняв, что я был прав, Вы выйдете из этого мирка... А новые, судача обо мне, Опять покрутят пальцем у виска...
(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
|
|
|
reaction_und_co
|
|
« Ответ #944 : 02. 11. 2020, 02:53:30 » |
|
Там, если не ошибаюсь, можно переключаться на английский и испанский. Но немецкий для общей шахматной культуры будет не лишним, так же, как и японский для сёги. Придется с нашими талантами довольствоваться таврелями и лаптой)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|