chessvdk
|
|
« Ответ #150 : 20. 01. 2021, 02:55:11 » |
|
Ну и кстати сказать, только колония может кроить и оптимизировать свою медицину и образование что началось сразу же после того, как Россия вступила в ВТО. Это тоже проверяемый факт.
|
|
|
Записан
|
Пройдут года... Поняв, что я был прав, Вы выйдете из этого мирка... А новые, судача обо мне, Опять покрутят пальцем у виска...
(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #151 : 29. 01. 2021, 07:00:51 » |
|
Совет Павла Лобача до сих пор очень актуальный. Как считаете?
Он в своей книге 2008 года "Опыт подготовки юных мастеров" пишет:
"Однозначно могу утверждать, что шахматы нужно изучать с: 1) простейших эндшпилей; 2) простейшей тактики.
Дебют и миттельшпиль на начальном этапе вообще не нужно изучать, да и позднее до достижения 2, 1 разряда на первом месте в изучении шахмат должны стоять: 1) окончания 2) тактика 3) игра."
Если у меня талантливые малыши каждый день играют турниры в блиц на личесс с другими учениками и решают тактику на каждом занятии и дома, то в тренерской один на один прежде всего стоит поработать над разыгрыванием точных эндшпилей на время против тренера. Хорошая идея? Вроде как все по рекомендациям опытного тренера Лобача.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
FIBM
|
|
« Ответ #152 : 29. 01. 2021, 08:04:37 » |
|
Совет Павла Лобача до сих пор очень актуальный. Как считаете?
Я бы посоветовал на начальных этапах (до 1500-1600 Фиде) использовать книгу Юрия Авербаха: «что нужно знать об эндшпиле». Там две части: первая это точные (простейшие) эндшпиля, которые можно (нужно) разыгрывать на время. Кстати их не так много (если правильно помню-маты ферзем, ладьей, двумя слонами, ферзь против пешки, пешка с королем против короля). При интересе, и минимальных способностях эту часть за год дети 7-8 лет вполне в состоянии освоить за разумное время. Это и есть «ликбез», без знания этого ликбеза ни о каких турнирах, индивидуальных занятиях с тренером, бюджет в спортшколе, речь не идёт. Вторая часть -это неточные эндшпиля, нужно для воспитания у шахматиста (тренера ) «любви» к эндшпилю.
|
|
« Последнее редактирование: 29. 01. 2021, 08:10:14 от FIBM »
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #153 : 29. 01. 2021, 09:35:41 » |
|
Я вот перечитал сегодня вечером эту фразу Павла Лобача из книги и меня как обухом по голове шандарахнуло!
"Многие учат шахматам и многие неправильно. Нужно слушать тех, кто воспитал с нуля нескольких мастеров и гроссов."
Ключевые элементы по Лобачу должны быть до первого разряда включительно: игра, тактика и эндшпиль.
И если с игрой проблем особо не было у меня. Каждый вечер играем с учениками блиц турниры на личесс уже с ноября 2019 года. Благодаря им, я могу подхватывать самых перспективных. Если с тактикой проблем тоже нет, так как я всегда на этом акцент делал. У меня много наработок там! И груда задач скопилась!
То вот эндшпиль я, по сути, заменил изучением дебюта и алгоритмом принятия решений.
То есть я ВЗЯЛ ПОД ЖЕСТКИЙ АВТОРИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ именно ту область шахмат, где нужно детям с Чемпионскими данными дать ЛИБЕРАЛЬНО полностью на откуп: пусть самостоятельно ковыряются с базами, солвером, книгами, ведь я не Чемпион, я не могу научить Чемпионскому алгоритму мышления, чемпионской позиционной игре и Чемпионской дебютной подготовке. Пусть их жизнь научит играть дебют и катать позиционно.
Дебют, позиционная игра и алгоритм мышления - там нет четких правильных ответов, там куча правил и куча исключений из них.
Если я начну детям это объяснять, то я только мозг им захламлю и вместо того, чтобы лечить, могу покалечить.
Такие области шахмат должны тренироваться САМИ СОБОЙ в ЖЕСТКОЙ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ. ТРЕНЕР УЖЕ ПОДХВАТЫВАЕТ ЧЕМПИОНА В ТАКОЙ БОРЬБЕ, у которого в мозгу (который черный ящик), каким то образом в процессе ИГРЫ нейроны правильно сформировались на правильную позиционную борьбу, у которого выработалась правильная чуйка и интуиция. Я практически не должен этому учить. Теперь я понимаю Дворецкого, который практически не учил дебюту и сфокусировался на эндшпиле. При этом от отбирал себе учеников уже готового Чемпионского калибра, а не учил всех подряд.
А вот ТАКТИКЕ И ТОЧНОМУ ЭНДШПИЛЮ им можно обучать детей, не боясь навредить и не боясь встроить какие-то баги своего мышления в голову будущего Чемпиона.
Потому что там рулят ТОЧНЫЕ знания.
ТАКТИКУ МОЖНО УЧИТЬ В ГРУПППЕ, РЕШАЯ МНОГО ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИИ.
ЭНДШПИЛЬ МОЖНО УЧИТЬ В ГРУППЕ и ИНДИВИДУАЛЬНО, РАЗЫГРЫВАЯ ТОЧНЫЕ ПОЗИЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОМУ РЕБЕНКУ С ТРЕНЕРОМ В ТРЕНЕРСКОЙ.
Время индивидуальной работы с учеником оно очень ценно и его лучше потратить на что-то уникальное: явно не на решение тактических задач и этюдов, что он может делать и сам, или в группе, и не на дебют или игру против компьютера, чтобы не привнести ребенку свои баги мышления.
А вот разыгрывать ТОЧНЫЕ ЭНДШПИЛЯ против тренера, вроде бы хорошая идея...
Я этим сегодня и занялся в своей работе один на один в тренерской с перспективным малышом.
А сейчас он играет турнир на личесс.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
chessvdk
|
|
« Ответ #154 : 29. 01. 2021, 09:36:57 » |
|
На такие вещи я пишу обычно так. Лобачу бы на мою работу и пусть проверит свои методики. Мигом в голове просветлеет.
|
|
|
Записан
|
Пройдут года... Поняв, что я был прав, Вы выйдете из этого мирка... А новые, судача обо мне, Опять покрутят пальцем у виска...
(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #155 : 29. 01. 2021, 09:44:53 » |
|
На такие вещи я пишу обычно так. Лобачу бы на мою работу и пусть проверит свои методики. Мигом в голове просветлеет. Но ведь он же, правда, с низов поднялся и с нуля мастеров подготовил?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
chessvdk
|
|
« Ответ #156 : 29. 01. 2021, 09:54:51 » |
|
Где и когда? За повтор этого на моей работе я готов на пари в один миллион долларов Североамериканских Соединённых Штатов. Вот только есть ли они у Лобача. И согласится ли? А я был бы не против ляма зелени. Да ещё и нахаляву!
|
|
|
Записан
|
Пройдут года... Поняв, что я был прав, Вы выйдете из этого мирка... А новые, судача обо мне, Опять покрутят пальцем у виска...
(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #157 : 29. 01. 2021, 10:06:30 » |
|
Где и когда? За повтор этого на моей работе я готов на пари в один миллион долларов Североамериканских Соединённых Штатов. Вот только есть ли они у Лобача. И согласится ли? А я был бы не против ляма зелени. Да ещё и нахаляву! Александр, но Вы согласны с тем, что дебют и позиционная игра тренируются по методу "выращивания крысобоя" - в жесткой конкурентной среде выхватывается Чемпион, то есть целенаправленно под заказ Чемпиона не научить таким штукам (например, просиживая и разбирая партии со всеми подряд) Чемпион он должен только в жесткой конкурентной борьбе сам проявиться! А мы можем только помочь ему закрыть пробелы в точных знаниях. Логика верна? Ведь даже если Магнус Карлсен напишет все что он занет про позиционную игру и дебют, это не будет означать, что человек который прочитает эту книгу станет таким же великим позиционщиком.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
АнтВерпеН
|
|
« Ответ #158 : 29. 01. 2021, 10:15:23 » |
|
Ответ на вопрос раздела: также как и любых других шестилеток. Содержание одинаково, меняется скорость освоения.
|
|
|
Записан
|
Я за оленя! А ты за оленя!?
|
|
|
chessvdk
|
|
« Ответ #159 : 29. 01. 2021, 10:57:37 » |
|
Согласен! Более чем. Шестилетки только из шахматных семей или от родителей которые заметили способности ребёнка и предприняли усилия. Остальных в БАНЮ! Они (в Москве точно) ведут к школе готовить и мЫшление развивать.
|
|
|
Записан
|
Пройдут года... Поняв, что я был прав, Вы выйдете из этого мирка... А новые, судача обо мне, Опять покрутят пальцем у виска...
(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
|
|
|
chessvdk
|
|
« Ответ #160 : 29. 01. 2021, 10:58:56 » |
|
Их вообще надо принимать через жесточайший экзамен и не прошедшим родителям говорить - приводите в 10! Не годен! А привод на горшке только для работы на профспорт!
|
|
|
Записан
|
Пройдут года... Поняв, что я был прав, Вы выйдете из этого мирка... А новые, судача обо мне, Опять покрутят пальцем у виска...
(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
|
|
|
chessvdk
|
|
« Ответ #161 : 29. 01. 2021, 11:03:00 » |
|
И совать в нос такую разблюдовку. И кто скажет одно только НЕТ выставлять за дверь! http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=4338.0
|
|
|
Записан
|
Пройдут года... Поняв, что я был прав, Вы выйдете из этого мирка... А новые, судача обо мне, Опять покрутят пальцем у виска...
(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
|
|
|
chessvdk
|
|
« Ответ #162 : 29. 01. 2021, 11:05:33 » |
|
Самоцитата.
Вы читали про заветные 10 000 часов? Не знаю, кто сие придумал c одной стороны, что это нужно, чтобы научиться чему-то сложному на уровне профи, но с другой стороны... А кто нибудь полагает, что Магнус в детстве от 5 лет до 18 провёл за шахматной доской меньше времени? Если вы так считайте, найдите старую лампу, потрите её, и заставьте Хоттабыча сделать из вашего ребёнка супер-гросса и вот прямо здесь и сейчас! На крайняк поймайте золотую рыбку. Где найти лампу и где поймать рыбку? Это не ко мне.
Дальше я вот о чём подумал... Ну логика подсказывает то, что чем старше ребёнок, тем он может больше заниматься. Далее простая математика. Мы начинаем в пять лет. Дальше крайне просто. Наша цель профи в 18 лет. И мы занимаемся в смысле часов вот по такой простой формуле Возраст-3 умножить на 84 часов в год! С пяти до шести 168 часов в год С шести до семи лет 252 и так далее... Как раз потом примерно к 10 000 и выйдем. Можете проверить.
Теперь о том, как должна быть организована супер-пупер серьёзная отгоршковая секция. Приходит мама с пятилеткой.
Тренер начинает объяснять условия
- Значит смотрите (рассказывает про заветные 10 000 попа-часов) согласно Сан-Пинам у нас будет по два занятия по часу в неделю в течение учебного года.
Это 72 часа за учебный год (если без пропусков). Сами понимаете - маловато. Вам нужен будет частный тренер минимум по одному часу в неделю. И в течение всего года. Значит +50 часов ещё. Остальное на турниры. По рапиду в месяц как минимум.
Как у вас нет таких денег ещё и на частного тренера и на турниры? А вы зачем пришли? Логическое мЫшление развить вне сенситивного периода, математические способности или к школе подготовиться? Вы сами понимаете что это всё бредятина?
Что? Мы просто хотим попробовать? Ок. А если у вас ребёнок способный, а пока мы это поймём, мы уже начнём оставать и что дальше? Вы в курсе, что ещё есть родители шахматисты и их дети уже с трёх лет фишки двигают под руководством папы-мастера или папы-кмса? И таких не мало. А вы в пять пришли!
Кстати, через год готовьтесь заниматься 252 часа в год. Будет больше турниров, и с тренером договоритесь уже заниматься по два часа раз в неделю. Потом вообще надо будет два раза в неделю и часа по три. Так что, это только цветочки ещё!
Как? Нам чемпион не нужен? А тогда что вы здесь делаете с ребёнком пяти лет? Приведите его в 11 и будет вам не в напряг года через 4 вполне так понимающий в шахматах подросток и без всяких частных тренеров! Что значит тогда школа всё время сожрёт и не до этого будет?
Так он у вас сейчас нормально не научится играть, если не делать, как я Вам говорю! Будет просто чурбачки двигать. И вообще, знаете, один учёный человек (очень умный) аргументированно отстаивает позицию, что до подросткового возраста вообще ничего не понятно в смысле шахмат и способностей к ним! Так что, посчитайте и прикиньте сколько Вам надо будет заниматься дальше. В 7 лет, в 8 лет, в 9 лет...
Что значит мы в выходные всё время на дачу ездим? Ну раз в месяц можно будет! Но не больше. Это уже в 9 лет! Кстати, и летом минимум три полных выездных турнира дней по 9.
Вы где нибудь такое видели? А что не так?
|
|
|
Записан
|
Пройдут года... Поняв, что я был прав, Вы выйдете из этого мирка... А новые, судача обо мне, Опять покрутят пальцем у виска...
(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #163 : 29. 01. 2021, 11:32:16 » |
|
Александр, я думаю, что в голове у каждого спортивного тренера борются две системы обучения "добрая" и "злая":
Первая система "Добрая", она говорит: " Объясняй-проверяй-подкрепляй" Вторая система "Злая", шепчет: "Если надо объяснять - то не надо объяснять".
Первая система: она "добрая", она очень интуитивно понятная, она знакома нам с детства, по урокам математики, например, учитель объясняет как решать задачу, потом дает самостоятельную, проверяя как дети поняли. Кто решил правильно, получил пятерку и похвалу в качестве позитивного подкрепления. Учитель сидит после урока с отстающим и объясняет ему то, что тот не понял. Учитель сидит с олимпиадниками и объясняет им как решать сложную задачу, а потом дает похожую. Решили правильно. Похвалили.
Вторая: "злая" система, это то как описывал Александр ранее на форуме методику матросов по выращиванию крысы-убийцы на флоте, ей никто не объяснял как нужно убивать других крыс. Просто посадили всех в бочку и одна выжила и поняла все на практике. Кто не понял, просто не выжили. Если брать учителя в школе, то он на олимпиаду выхватывает только тех, кто на отлично знает его предмет. На бюджет в престижный институт возьмут только тех кто набрал больше всех балов, а не нянчатся со всеми подряд.
Так вот у меня аналогичные процессы сейчас происходят.
Приведу свежий пример сегодня. День достаточно удачно прошел и очень характерный.
Я на протяжении долгого времени провожу на личесс каждый вечер турниры по швейцарской системе с контролем 3+2. Это вот как раз таки вторая "злая " система в действии. На базе этих турниров кристализировался ученик 8 лет, который опережает своих сверстников на 300 пунктов. Я его по сути ничему толком не учил. Ну так же как всех на занятиях. Просто он лучше схватывает, то что рассказывает тренер на занятиях.
Играет дебютные варианты, которые в данных битвах ему приносят удачу до сих пор. Это игра на детский мат белыми (выводит активно ферзя поближе к королю соперника) и Русская партия + Славянская защита черными. Может на занятиях от меня нахватался.
Но поверьте, я ему эти дебюты не ставил вообще. Оно само у него в такое развилось. Это уникальная комбинация дебютного репертуара, которой у других нет. Я специально не вмешивался, чтобы не навредить и не поламать ему игру. Более острое тактическое зрение позволяет ему получать перевес над сверстниками (он решает 22 задачи на чесс ком за три минуты тактический штурм).
Он набрал 7 из 7 на областном турнире в декабре среди сверстников 8 лет и явно является сейчас гордостью клуба, приносящий нам славу!
Так вот, так как он явно опережает сверстников и наиболее близок к Чемпионской траектории развития из всех моих детей клуба, я его пригласил позаниматься в тренерскую сегодня в индивидуальном порядке.
И вот тут начинает уже проявляться моя первая "добрая" система: "Объясняй - проверяй - подкрепляй".
Я четко увидел, что он не знает базового пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи и блокировка пешки королем.
Соответственно, я ему это объяснил, а потом мы разыгрывали этот эндшпиль пока он не перестал ошибаться.
Как Вы думаете, можно ли эти две системы "добрую" и "злую" ВВЕСТИ как универсальный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД, который применим в спорте.
Добрая: "Объясняй-проверяй-подкрепляй" и Злая: "Выращивай крысобоя" (аллегория Александра Каленова)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
chessvdk
|
|
« Ответ #164 : 29. 01. 2021, 11:34:48 » |
|
Я просто не по этой части, Алексей. Я никогда не преследовал целей растить супер-бойцов в принципе. Сильная секция, хорошая среда, интересное детство - вот и все цели на самом деле. То, что были какие-то дети призёры Москвы, какие-то МФ... Это от природы идёт и не более.
|
|
|
Записан
|
Пройдут года... Поняв, что я был прав, Вы выйдете из этого мирка... А новые, судача обо мне, Опять покрутят пальцем у виска...
(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
|
|
|
|