НУЖНО ЛИ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В ВЫСОКОРЕЙТИНГОВОГО ИЛИ ЭФФЕКТ КУКУШЕНКА
Сейчас во многом переосмыслив свой жизненный опыт и опыт своей работы тренером я стал понимать, что нужно уметь отличать СПОСОБНОГО ребенка от ВЫСОКОРЕЙТИНГОВОГО.
И не дай Вам Бог по неопытности или собственной глупости неотличить этих детей и вкладываться ресурсами (временем, связями, опытом) в ПРОСТО ВЫСОКОРЕЙТИНГОВОГО.
Очень легко попасть в эту ловушку. Вы набрали группу детей, среди них будут те, кто выделяются силой игры. И по логике нужно вкладываться в них.
Но ничего кроме разочарования в работе это в итоге не принесет...
Кто такой способный ребенок?
Это ребенок, который имеет три выдающихся качества:
1) ПОТЕНЦИАЛ
2) ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
3) ИНИЦИАТИВНОСТЬ
ПОТЕНЦИАЛ:
У ТАЛАНТЛИВОГО МАЛЫША может быть маленький рейтинг, но как для своего нежного возраста он может быть выдающийся (идти по Чемпионскому графику развития) - а Вы по неопытности или глупости выплеснете с водой младенца, вкладываясь в неперспективного высокорейтингового переростка.
Назовем это ЭФФЕКТ КУКУШЕНКА.
Известно, что кукушки никогда не высиживают свои яйца сами, а подкладывают их в гнезда других видов птиц. Когда же кукушонок вылупляется, он избавляется от конкурентов за пищу. Все находящиеся в гнезде яйца, одно за другим, он выталкивает из гнезда. Вылупившийся кукушонок имеет очень чувствительную спину. Как только он касается ей других яиц, он начинает выгибать спину и подниматься на лапках, стремясь вытолкнуть все яйца или других птенцов из гнезда. После этого кукушонок начнет непрестанно просить еды, тем самым отвлекая родителей от их упавших птенцов. Так, кукушонок будет быстро расти и на 20-22 стуки покинет гнездо, будучи в два-три раза больше своих родителей по размеру.
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ:
Ребенок выполняет все, что скажет тренер. Слово тренера для него ЗАКОН. Он открыв рот внимает каждому слову, он не будет перечить и выпендриваться (скажем, после победы в турнире говорить, что тренер его не тому учит - у меня такое было). Тренер дал домашнее задание и ребенок его выполнит, пусть даже неправильно, но он принесет ответы тренеру.
Профессиональный тренер регулярно должен проводить проверки своих учеников на исполнительность и МЯГКО ТЕХНИЧНО СПЛАВЛЯТЬ И ИЗБАВЛЯТЬСЯ от неисполнительных, потому что если это не делать, то жди беды! Лучший способ: дать задание, которое нужно выполнять регулярно и смотеть - кто его будет регулярно делать. У меня таким домашним заданием являются ещедневные турниры на личесс в 20:00.
ИНИЦИАТИВНОСТЬ: То, о чем еще писал московскйи тренер Алексей "Антверпен" - насколько часто ребенок по собственной инициативе играет в шахматы, читает книги и т.д.
Пример, инициативного ребенка: он сам создал свой турнир на личес и хочет собрать туда игроков, чтобы поиграть. Но так как ему 7 лет и он физически это не может сделать, он пишет тренеру: "Тренер, давайте поиграем в турнире". Тренер включает свои ресурсы и приглашает участников. Конечно, это крайний пример, если постоянно так напрягать тренера, то это перебор, то как единичный случай - это качественно показывает инициативность ребенка.
А теперь не сделайте ту ошибку, которую делал я.
Вкладывайтесть в детей с БОЛЬШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ, ИНИЦИАТИВНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ.
Остальные идут лесом!
И Вселенная Вас отблагодарит!
Не вкладывайтесь в просто самых высокорейтинговых, они это не оценят и 100% потом уйдут от вас! У меня так было ВСЕГДА на протяжении 5 лет работы.
Интересно, что вылупившийся кукушонок, как правило, бывает очень похож на птенцов хозяев. Это так, поскольку мать-кукушка заранее выбирает птиц, которым собирается подбросить свое яйцо. Она внимательно следит за строительством их гнезда и кладкой яиц. Обычно выбор падает на хозяев, откладывающих яйца одинакового с яйцами кукушки размера и цвета.
Не забывайте, что кукушенок очень силен!
Сейчас после пяти с половиной лет работы в клубе, только став заведующим, я вижу отчетливо кто у меня ИНИЦИАТИВНЫЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, но у некоторых из них упал ПОТЕНЦИАЛ, так как я вовремя не уделил им больше внимания, вкладываясь в КУКУШАТ.