Я вообще реально не понимаю, как можно заниматься шахматами без дебюта?
Сидят понапихнутые постсочочники и задачки решает весь урок?
Это занятия шахматами? Про сосочников уж молчу - у них занятия с какой-то прекрасной дивой хоровод водить и петь песню - маленькой пешечке холодно зимой...
Настоящая красота шахмат, по моему мнению, - это дебютная теория ход в ход с пониманием конкретной идеи скрытой за ходом.
Когда мы действуем не из общих соображений (мол, фигуры накидать в центр, рокировка, соединить ладьи), а действуем "по компьютерному" нешаблонно.
Я уже много раз приводил свой любимый пример. Много раз его видел на тренировках в партиях детей сколько ни объясняй.
1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bb5 Nf6 4. d3 Bc5 5. O-O
Черные вроде бы играют по последнему писку теории Берлинский вариант, но на самом деле это иллюзия, потому что тут правильно
5... Kd4! нешаблонно ход в ход одной и той же фигурой, но и дальше нужно знать, например, 6. Nxd4 Bxd4 7. c3 Bb6 8. d4 O-O!! как играл Ананд против Полгар,
и это основа исследований, без этого никуда, тут все только начинается
Ну а дети просто шаблонно вместо 5...Kd4! ходят рокировка (просто развиваются) и отдают пешку е5 на ровном месте, показывая этим:
- во-первых полное непонимание идеи Испанской партии,
- во-вторых свою невнимательность, так как тренер это миллион раз на тренировке рассказывает ибо это узловой вариант всей дебютной теории за оба цвета,
- в-третьих, плохое видение тактики - можно было бы и просто заметить, что пешка без защиты будет.
Я устал все это объяснять.
Говорят, что если надо объяснять - то не надо объяснять. Может так и есть?
Доходило до смешного, говоришь запомнить ключевой ход Кd4 в этом варианте Берлина, так он лепит его на третьем ходу 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bb5 Nd4?!
Говоришь белым, что нужно подготовить взятие коня с6 ходами d3 и 0-0, нет, бьют сразу на 4 ходу, а потом сжирают пешку на е5, а черные "лопухи" вместо того, чтоб наказать белых и уровнять, ее не отыгрывают.
И к сожалению, это не лечится ибо все это понимание зависит от уровня интеллекта, а он у всех детей разный и к сожалению у большинства не достаточный, чтоб понять узловой момент испанской партии разжованный тренером, я уже не говорю о том, чтобы самому до этого додуматься (например, меня никакие тренеры этому не учили, приходилось доходить до этого самому работая с базами и солвером). И я уже не говорю, чтобы учить с базами и солвером весь дебютный периметр ход в ход.
Так работать могут только уникальные дети. Вот они и доходят до мастера фиде.