Amoruso, спасибо большое за хороший пост. Чтобы развить мысль продолжу.
Сейчас мне кажется, что суть прогресса в шахматах можно выразить простой для понимания концепцией с аббревиатурой "ДЭСТ" (где Д - дебют, Э - эндшпиль, С - стратегическое мышление, Т - тактическое зрение).
Я постараюсь коротко еще раз ее объяснить.
Допустим привели нам СЛУЧАЙНОГО ребенка, который знает только правила шахмат. Тут обижаться на слово СЛУЧАЙНЫЙ не нужно, просто оно очень хорошо отражает суть:
1) есть дети, которые идут по Чемпионской траектории развития, а есть дети, которые очень далеко от нее отклонились (СЛУЧАЙНЫЕ ПАССАЖИРЫ ПЛАЦКАРТА);
2) любой ненатренированный человек он по сути действует случайным образом, но правильные действия можно подкреплять и они закрепляются - в итоге человек становится СИЛЬНЫМ.
(подробнее об этом можно почитать у бихевиористов, в частности Карен Прайор "Не рычите на собаку" или у Скиннера - эксперимент с танцующими голубями и т.д.). Это основа тренировочных методик в любом виде спорта (аджилити, шахматы, фигурное катание, футбол и т.д).
Так вот, скажем, у Чемпиона МИРА ПО ШАХМАТАМ все четыре компетенции на высочайшем уровне ДЭСТ.
У кандидата в мастера спорта - эти компетенции на среднем уровне дэст, возможно у мастера одна из компетенций на высочайшем: деТс, а у гроссмейстера две какие-то из них или три: ДэсТ.
То у новичка здесь пока прочерки - - - -. Он ничего не умеет.
И ему безусловно нужно начать с тактики!!! Решать тактические задачи от простых до более сложных.
В этом очень помогает PuzzleStorm, Тактический штурм на выживание, сборник задач Иващенко, Конотопа.
Дебют практически не нужен! Все равно новичок играет одной - двумя фигурами, это в его природе заложено!
Он просто не понимает зачем поочередно выводить все фигуры, он не сможет реализовать комплексную игру по всей доске.
Он выводит ферзя и начинает все им сжирать, в помощь ферзю другая фигура, чтобы поставить мат.
Остальные фигуры только отвлекают от дел.
Я видел это тысячи раз. Да, такая игра очень "дикая", она не описывается в книгах, но так играют все пятые и четвертые разряды.
На первом году своей работы тренером я добросовестно пробовал учить всему в комплексе, но по сути, кто меньше зевал, тот выигрывал.
Самый сильный мальчик в группе выводил ферзя и кушал им все по всей доске у нубов, которые ему "дарили" чаще.
Я пробовал самому сильному новичку показать дебют староиндийское начало: 1. Kf3 2. g3 3. Cg2 4.0-0, а потом с ужасом видел на турнире как этот "глупышка" все перепутал и ходит 1. Kc3 2. b3 3. Cb2, а потом не может понять, почему не делается рокировка
Цирк!
Я давал на первом году своей работы конфеты за то, что ребенок правильно блокирует проходную пешку, а потом на чемпионате области получал "дебилизм" в решающей партии, когда в позиции Кре6 п. d7 ученица с трясущимися руками уходит королем на f8, пропуская пешку в ферзи.
Поэтому теперь я как тренер на шестом году работы в клубе намного мудрее.
Я организовал сейчас ВСЮ селекцию по ОСТРОТЕ ТАКТИЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ! У меня на стене ВИСИТ график зависимости возраста ученика (в днях со дня рождения) от количества решенных им PuzzleStorm на рекорд. Чемпионская линия развития проведена по результатам Тихона Черняева и шестилетнего мальчика, который уже решает 30 задач. Все кто НАМНОГО выше этой линии, по сути случайные в шахматах РЕБЯТА. (Не нужно обижаться :-) - ведь случайный может В ПОТЕ ЛИЦА тренироваться и стать НЕСЛУЧАЙНЫМ)
Так вот, пока тактическое зрение слабое: на серьезных турнирах нечего делать, я не требую ни знания дебюта, ни знания эндшпиля и позиционной игры.
Все это бессмысленно, пока ребенок решает максимум 30 задач PuzzleStorm.
Для очистки совести можно конечно рассказывать и про дебюты и про эндшпиля и про историю шахмат, но это не даст никакого эффекта.
Самое интересное начинается, когда ребенок научился решать 40+ PuzzleStorm.
О, это уже умненький! Он уже сможет вставить палки в колеса конкурентам и на более интересных уровнях.
С ним уже можно посидеть посмотреть дебюты, покатать эндшпиля, подвигать консультационные партии против компа в тренерской.
Такой может стать и гордосью клуба в решающий момент, если звезды сойдутся!
Уровень 40+ PuzzleStorm - это то, что должен "получить" тренер из как можно большего количества своих подопечных. У меня сейчас таких 9 ребят в обойме. Каждый на вес золота!
Тогда возможен уже серьезный разговор.
Все остальное, как говорит Админ - это "ни о чем". Там надо или много пахать, чтобы подтянуться или ребенок еще очень маленький.
Мы не можем учить одновременно все: и дебют, и эндшпиль, и тактику, и стратегию.
Просто времени нет на все! Это физически невозможно!
Сфокусируйтесь с учениками только на одной ТАКТИКЕ, чтобы все тактические приемы и мотивы от зубов отскакивали.
Чтобы видел суть позиции сходу, какой в ней тактичекий мотив.
Вытяните ребенка на 40+ PuzzleStorm.
Потом поставьте ему узкий дебютный репертуар, к которому он за это время тяготел, он же не только решал задачи, но и играл партии.
А потом наиграйте уже с этими отобранными детьми типовые эншпиля.
И в бой за Чемпионство! Пусть Чемпионская система мышления "куется" в бою!
Вы же не гросс, чтобы учить стратегии, не портьте самобытность ребенка! Пусть он познает тонкости стратеги в бою.
Если Вы гросс, Вы знаете все без меня! И меня поправите