Уважаемые тренеры, поделитесь, пожалуйста, своим опытом.
Как вы учите своих учеников уровня 4-3 разряда реализовывать решающий перевес?
Есть у Вас для этого специальные методики?
Как Вы обьясняете своим детям 4-3 разряда когда нужно сдавать партию? Говорите ли Вы им играть до мата?
Интересно также мнение админа, как это отличается у него в сеги от шахмат?
Хорошие вопросы ,Алексей! Все же тренеры сталкивались с этим. Но я не помню литературы,где бы это освещалось. Было у Гуфельда в "Минимальном преимуществе".Но там про лишнюю пешку.Как говорил то ли Стейниц,то ли Ласкер:"Самое сложное в шахматах- выиграть выигранную позицию".Как-то так.При мат.перевесе(МП) надо:
1. Сохранить его. Ведь часто бывает ,что соперник получает опасную инициативу.
2. Реализовать МП.Путей три:
а) атака на Кр. Предположим,что у игрока 10 млрд. ферзей (ничего,что я преувеличиваю
) против одинокого Кр. Понятно,что мы ставим мат.
б) МП есть. Но его не хватает для а) или мы не знаем,как сделать а). Ищем пути для увеличения МП ,пока не поймем ,что его хватит для а).
в) МП есть. Но не знаю, как делать а) и не дает мне соперник увеличить б). А этот путь самый основной- РАЗУМНЫЙ размен ФИГУР до такой позиции,когда можно сделать б), а потом,следовательно, и а).
Это ,я думаю,известно всем. И я так объяснял своим ученикам.Но как показало время-вроде понятен алгоритм,а не все так просто.Один без оглядки атакует,другой тупо бегает своим Ф за Ф соперника,чтобы разменяться(где РАЗУМНОСТЬ размена тогда).Опять же: нет УЧЕБНИКА по разменам. На заре своей деятельности я перечитал много шахм. литературы,из которой выбрал на тот момент за 20 разумных разменов в разных стадиях партии.Выбрал 10 основных,дал детям. И провал...Они играли без плана,но ради этих разменов ,в ущерб общей позиции. Не все,но так было. Все зависело от возраста и от психики ребенка. Один пример. Разбирал партию лет 20 назад.Доказал ребенку(9-11 лет) ,что ход плохой.Он:"Ход плохой,но... я его сделаю". Теперь это мем у меня. В 2018 на ПР 12-летний показывает партию:"Я потратил время,рассчитал комбинацию,но ход не сделал этот".
Типа теперь- этот ход хороший,но я его не сделаю.Первый в Израиле сейчас мастер,второй-чемпион ПЛ13 2017(сейчас от шахмат отошел из-за учебы).
Ну, а вопрос: что делать? Считаю,что надо учить детей атаковать с дебюта. Маленьким детям все-равно не будут понятны а),б),в). Что-то,конечно,будет оставаться.И надо постоянно им на это указывать. Но как быть с профилактикой,как заставлять думать себя за соперника?
Когда сдаваться? До конца играть. Один чемпион Крыма мой ,будучи хорошим перворазрядником , не сдавался. Даже мем на него был- вьетнамци николы не здаються.
Тот же Карлсен с Крамником не сдался в худшей позиции и сыграл вничью.