alegriblog
|
|
« : 04. 07. 2020, 06:22:39 » |
|
Хотел бы разобрать с Вами важнейшие составляющие успеха Чемпиона с отсылкой на литературные источники.
Важность способностей. Брайан Трейси в своей книге "Реализуй себя на 100%" пишет: "Запомните, что Ваши таланты жизненно важны для достижения успеха. Как же определить, в какой именно области кроются ваши таланты? Вы талантливы в чем-либо, если: 1) работаете максимально эффективно только при условии, что занимаетесь любимым делом; 2) вам легко этому научиться и легко это выполнять, вы делаете это не задумываясь и у вас получается все лучше и лучше 3) вам нравится это занятие, занимаясь им, вы забываете о времени и получаете настоящее удовольствие; 4) вам доставляет удовольствие узнавать об этом что-то новое, вы не расстаетесь с обучающими программами и книгами; 5) вы восхищаетесь теми, у кого это хорошо получается. Вы всегда знаете, кто добился в этом деле наибольшего успеха, и подражаете им; 6) эффективное выполнение этого дела доставляет вам удовольствие и повышает самооценку 7) при ответе на вопрос, чем бы вы занимались целый день, вы не задумываясь называете это дело." Суть всего вышесказанного: чтобы добиться успеха, стремитесь уделять любимому занятию больше времени, одновременно совершенствуя свое мастерство в нем и поручая все остальное другим людям.
Теперь мы понимаем насколько важно иметь способности и уделять своему любимому делу очень много времени.
Но как пишет Андерс Эриксон в книге "Максимум" таланта и попочасов не достаточно : "Не стоит забывать об одной важной детали: как только вы достигаете приемлемого для себя уровня мастерства - развитие навыка останавливается. Многие этого не понимают и считают, что постоянная практика приведет их таки к совершенству - медленно, но приведет. Люди считают, что автомобилист с двадцатилетним стажем водит лучше того, кто за рулем всего пять лет, врач с 20 годами опыта за плечами лучше спеца проработавшего 5 лет. Но это совсем не так. Исследования показали, что после достижения "приемлемого" уровня мастерства и доведения навыка до автоматизма он уже не развивается - сколько бы лет вы ни убили на практику.
Вместо наивной практики попа-часов Андерс рекомендует применять в обучении целенаправленную практику - в преодолении долгого пути крохотными шажками. Чтобы добиться успеха, цель нужно разбить на этапы. Андрес приводит пример в обучении запоминанию цифр: увеличивая число цифр после правильного ответа и уменьшая после неправильного мы поддерживаем ученика на предельном для него уровне и одновременно подталкиваем к тому, чтобы запомнить "всего еще одну цифру".
Способности + целенаправленная практика на протяжении долгого времени, ключ к успеху.
Какую одну методику обучения шахматам я бы выбрал - если бы мне сказали, что нужно кровь из носу под заказ научить ребенка хорошо играть в шахматы?
Я бы использовал методику, которая меня выручила в важнейший момент (я ниже ее опишу) и я бы надеялся, что ученик имеет способности к шахматам и способен заниматься по такой методике долгое время.
Суть методики: 1) На смартфоне у нас скачанное приложение Play Magnus, в котором настроенны разные уровни соперника. Магнус 5 лет, 6 лет, 7 лет и так далее. Можно использовать другие программы: суть пошаговое усложнение силы игры. 2) ученик сначала самостоятельно играет против определенного уровня и находит тот, который он уже побить не может. 3) ученик вместе с тренером играют консультационную партию против этого уровня соперника и тренер объясняет логику игры, которая приводит к победе. По сути тренер рискует своей шкурой, так как если он тоже не сможет победить прогу такого уровня как и ученик, то толку с такого тренера нет и нужно гнать его в шею и искать более компетентного. 4) после того как тренер совмесно с учеником выиграли у проги (ученик мог угадывать ходы тренера, мог просто слушать и т.д) ученик самостоятельно дома играет и старается пройти непреодолимый уровень.
Почему методика рабочая и прошла проверку? Ко мне обратился в свое время ученик, чтобы я помог выиграть турнир, в котором год назад ученик занял последнее место. Это был сложный вызов. Облажаться я просто не имел права!!! Мы работали в кабинете по этой методике, потом ученик самостоятельно пахал дома и благодаря еще и тому, что у ученика были какие-никакие способности к шахматам ему удалось занять на турнире первое место! Год назад последнее, а после тренировки - первое!
Надеюсь, что этот пост был Вам полезен.
Я сам бы с удовольствием занималься с тренером по этой методике. Я например сейчас не могу пройти 13 летнего магнуса и с уудовольствием посмотрел бы как гросс на моих глазах объясняет как его обыграть. Это было бы мальнокое чудо! К сожалению у нас на рынке тренерского обучения никто не предлагает так заниматься. Никто не хочет рисковать своей шкурой. Всем бы просто лекцию почитать и срубить бабла!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #1 : 04. 07. 2020, 07:14:48 » |
|
Андерс Эрикссон: "У целенаправленной практики есть несколько отличий от обычной, в чем -то "наивной" практики - когда мы постоянно повторяем те или иные действия и надеемся, что этого достаточно, чтобы со временем совершать их лучше. Типичный диалог ученика и его учителя, который пытается выяснить, почему тот получает не лучшие оценки: - В журнале отмечено, что вы занимаетесь по часу в день, но экзамен по фортепиано сдали только на три. Почему так? - Даже не знаю, что со мной стряслось. Еще вчера я был уверен, что сыграю все без проблем. - Сколько раз вы отыграли партитуру? - Десять или двадцать, точто не помню. - А сколько раз вы отыграли ее без ошибок? - Не знаю. Наверное, пару раз? - Ну, хорошо. А как именно вы занимались? - Да просто играл и все. Это типичный пример "наивной" практики. Я просто играл. Просто слушал последовательность цифр и пытался их запомнить. Просто смотрел на примеры по математике и старался их решить. Просто махал битой в надежде попасть по мячу.
То что "наивная практика" присутствует в детских шахматах на разном уровне можно доказать на цифрах. Ребенок 2010 года рождения сыграл 1500 партий в блиц и имеет рейтинг 2240. Такой же способный умный ребенок 2006 года сыграл 3500 партий в блиц и имеет рейтинг 2000. Что это как не пример того, что "наивная практика"или в простонародье просто попа-часы не дадут хорошего результата! Что способности и попачасы - это, конечно, хорошо. Но нужно бы и заниматься по правильным методикам!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Анатолий Ф
Гость
|
|
« Ответ #2 : 04. 07. 2020, 07:32:21 » |
|
Стесняюсь спросить, как сочетается экзамен по фортепиано и партитура... )))) Это примерно как футбол и шайба.
|
|
« Последнее редактирование: 04. 07. 2020, 07:34:30 от Анатолий Ф »
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #3 : 04. 07. 2020, 07:58:42 » |
|
Анатолий Ф, я не разбираюсь в музыке. Это цитата из книги. Возможно кто-то не совсем правильно перевел.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #4 : 04. 07. 2020, 08:11:22 » |
|
Я к тому, что для Чемпионского результата ребенка необходимые условия - это выдающиеся способности и тысячи попа-часов! Они безусловно важны! Много играть и иметь светлую голову!
Но они недостаточные, как я могу судить из того что я вижу, так как важны еще и методики обучения:
1) целенаправленная практика от простого к сложному; 2) позитивное подкрепление прогресса; 3) правильное объяснение тренером важных моментов и деталей
Если Вам повезло с тренером - это большая удача!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #5 : 04. 07. 2020, 08:41:23 » |
|
Тут вопрос о весе методик в общем котле.
Скажем, 80% - способности, 17% - тысячи попа-часов, 3% - методики.
Но эти 3% - это та соломинка, которая на дистанции ломает хребет верблюду :-)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #6 : 04. 07. 2020, 11:49:47 » |
|
Сейчас вот играл партию против компьютерной программы на личесс 6 уровня рейтинг 2300 https://lichess.org/yt3FBCYt/Не могу никак выиграть у такого уровня, так как не хватает позиционного мастерства. Вроде и играю аккуратно старательно, а каких-то тонкостей не хватает! Для ничьи понимания хватает, но реализовать перевес не могу. Это мое самое слабое место еще с детства - я знаю! При том, что у меня и способности есть (в детстве вицечемпион Украины) и попа-часы насидел (с 6 лет занимаюсь шахматами и только тренерством уже за пять лет 3000 часов занятий детям провел). А теперь представьте, что был бы у меня личный тренер гроссмейстер, с которым мы бы сели вместе и он бы мне показывал регулярно на своем примере объясняя как на позиционном понимании выкатать эту железяку. Ведь она действительно делала много позиционных ошибок. И я потом сел бы и сам повторил. Вот эти 3% тренера и его методик и не хватает, чтобы сделать рывок на мастерский уровень!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
chessvdk
|
|
« Ответ #7 : 04. 07. 2020, 11:53:10 » |
|
Тут вопрос о весе методик в общем котле.
Скажем, 80% - способности, 17% - тысячи попа-часов, 3% - методики.
Но эти 3% - это та соломинка, которая на дистанции ломает хребет верблюду :-)
Так я это и имею в виду про офигительный вес тренера в три процента и уже после 2000 силы игры...
|
|
|
Записан
|
Пройдут года... Поняв, что я был прав, Вы выйдете из этого мирка... А новые, судача обо мне, Опять покрутят пальцем у виска...
(относится к большинству родителей детей-шахматистов)
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #8 : 05. 07. 2020, 12:02:22 » |
|
Так я это и имею в виду про офигительный вес тренера в три процента и уже после 2000 силы игры... Александр, думаю все же мне реально найти тренера уровня 2600, который бы в таком формате консультационной партии с компьютером проводил занятия. Я думаю, что за деньги можно любой каприз. Другое дело, что есть молодые ребята, которые с гроссами занимаются, благодаря спонсорской помощи или государственному финансированию, а мне прийдется из своего кармана платить. Но чего не сделаешь ради искусства!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
FIBM
|
|
« Ответ #9 : 05. 07. 2020, 12:08:34 » |
|
Сейчас вот играл партию против компьютерной программы на личесс 6 уровня рейтинг 2300 https://lichess.org/yt3FBCYt/Не могу никак выиграть у такого уровня, так как не хватает позиционного мастерства. Вроде и играю аккуратно старательно, а каких-то тонкостей не хватает! Для ничьи понимания хватает, но реализовать перевес не могу. Это мое самое слабое место еще с детства - я знаю! При том, что у меня и способности есть (в детстве вицечемпион Украины) и попа-часы насидел (с 6 лет занимаюсь шахматами и только тренерством уже за пять лет 3000 часов занятий детям провел). А теперь представьте, что был бы у меня личный тренер гроссмейстер, с которым мы бы сели вместе и он бы мне показывал регулярно на своем примере объясняя как на позиционном понимании выкатать эту железяку. Ведь она действительно делала много позиционных ошибок. И я потом сел бы и сам повторил. Вот эти 3% тренера и его методик и не хватает, чтобы сделать рывок на мастерский уровень! Есть такие любопытные книги от Макса Эйве, называется: "любитель становится мастером", "мастер становится гроссмейстером" (названия приблизительные). Не знаю переведены ли они на русский язык, но там именно то о чем вы пишете.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
alegriblog
|
|
« Ответ #10 : 05. 07. 2020, 12:25:25 » |
|
Есть такие любопытные книги от Макса Эйве, называется: "любитель становится мастером", "мастер становится гроссмейстером" (названия приблизительные). Не знаю переведены ли они на русский язык, но там именно то о чем вы пишете. книжки шикарные, но там насколько я знаю Эйве партии выдумывал. или нет? А теперь представьте, что гроссу на ваших глазах нужно прогу под заказ обыграть. А если не обыграет, то не будете Вы у него дальше уроки брать. Я в последний раз когда проводил открытый урок для своего начальства, решил пойти на смертельный номер - показывал детям как обыграть десятилетнего Магнуса под заказ на открытом уроке. Было бы неприятно, если бы не получилось. А так победил - значит тренер компетентный. Лучшая атестация из тех что я знаю:-)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Sergeev
Global Moderator
Абориген
Сообщений: 4354
Arbeit macht frei.
|
|
« Ответ #11 : 05. 07. 2020, 10:55:14 » |
|
Весёлый Вы человек. Типовые позиции, наверно, недолюбливаете? Или они Вас...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|