Глава Ш

«Победа»

 

Конечно, шахматам можно учить и таким образом – и чтобы было интересно, и даже проводя совершенно неожиданные параллели с жизнью. Но в реальности гораздо чаще бывает совсем по-другому, а как бывает, вы поймёте из дальнейшего повествования, к которому мы и возвращаемся.

– Сергей Витальевич!

– Что?

– Вы это мне с намёком принесли? Типа это про меня?!

– Кто тебе это сказал? Только имя героя такое же? И что?

– Я не такой, Сергей Витальевич! Зря вы так!

– Ты что, обиделся?

– Немного… Я вам докажу! Я вот даже задачки все решил, которые вы мне в прошлый раз задали. Андрей Вениаминович нам ничего не задавал, а если бы задавал, так я бы и решал, и книжки читал… Я, между прочим, в школе почти на одни пятёрки учусь!

– А мне вот в твоём возрасте вообще не надо было, чтобы меня заставляли шахматами заниматься. Нравилось мне это – самому в чём-то там копаться, особенно в дебютах. Партии смотреть – кто, как и что играет.

Так,  в довольно  частых занятиях, так как у Сергея начался отпуск, и прошёл август. Ромка уже привык к новому тренеру и даже помыслить не мог, чтобы устроить какую-то проверку, как на первом занятии. Сергей Витальевич не давил, но много требовал… А занимался он как-то по-другому, чем Ромка привык. Не был ещё Сергей тренером – не знал никаких методик и нюансов тренерской работы – практически только делился своим опытом игры в шахматы и всё. Но, наверное, и это не так уж мало…

Началась осень. Приехавший из Энска Ромка пошёл в новую школу, в ту самую, где учился когда-то его новый тренер. Учился с трёхлетним перерывом, так как часть детства Серёжи прошла в Москве. Ну, а потом он опять вернулся. И в свой родной посёлок, и в ту же самую школу. И закончил её. И даже до сих пор в этой же самой школе работает знакомый читателям учитель физкультуры Евгений Иванович, и нет в той школе по- прежнему шахматного кружка… Всё течёт, но не всё меняется. Впрочем, не будем торопить события.

– Мама! Я сегодня в новой школе такое видел! Такое!

– Что ты там видел?

– Мой тренер! Фотография! Там стенд висит около кабинета директора – «Лучшие выпускники школы»! Он там в военной форме и с медалью! Настоящей! Там у него на кителе – слева медаль, а справа ещё какая-то полосочка красная. Я, правда, не знаю, что это. Но всё равно –  круто!

– Это не круто, сыночек! Это очень больно бывает. Это отметка о ранении. А что ты там у кабинета директора делал?

– Я… да так – ничего. Просто на перемене мимо проходил…

– Смотри у меня! Мне ещё только здесь не хватало твоих выходок!

– Мама, я же обещал!

– Ложись спать!

Оксана пошла в комнату к Игорю.

– Слушай, Игорь, мне Рома только что интересную вещь рассказал… А что – Сергей – сын твоего твоего друга Виталия – воевал?

– Откуда Ромка-то это знает?

– Он фотографию в школе видел на стенде.

– Да они там все… Знаешь, прямо рок какой-то. Отец в Афганистане, сын в Чечне. Я вот до сих пор помню… Виталий же меня на год старше… Он, когда мы его в армию провожали и прощались, пошутил: «Ну вот, пацаны, пойду на два года в войнушку поиграть»! И представляешь – как в воду глядел! «Поиграл» называется…А я потом, когда вернулся из армии… Знаешь, мне как-то неудобно было… Даже думал, что мы нормально больше общаться не сможем. Я же не воевал. Я с Ромкой поговорю, чтобы он ни о чём не спрашивал. Сергей в этом вопросе – весь в отца. А из Виталия что-то такое только по очень глубокой пьянке вырывалось, когда мы молодыми были… А так… Не любит он об этом говорить. Понимаешь, наверное…

 

Очередной частный урок в доме Игоря.

– Игорь Викторович, вы же понимать должны: занятия – занятиями, а Роме играть надо с детьми. Хотя бы раз в неделю, а лучше, конечно, два. Давайте я вам в Интернете покажу, где московские спортивные школы находятся. Вот, например, та, где я занимался.

– Сергей! Это не подходит. Ну, положим, по выходным ещё можно будет ездить. Но ты сам посуди. Это же центр города. Там в пробку попасть, запросто –  иногда даже в выходной.

– Хорошо! Но по нашей трассе спортивных школ нет вообще. Две другие вообще у чёрта на куличиках.

– А я сам полазил и вот что через поисковик нашёл. Шахматная школа «Победа» называется. По нашей дороге, да ещё и практически рядом с МКАД на краю Москвы Посмотри распечатку.

 Я об этой школе ничего не знаю – наверное, какая-то новая.

– А это существенно?

– Да нет, наверное…

– Вот, смотри, что пишут:

«Многие родители должны уже в раннем возрасте задуматься над выбором кружка по интересам для своего ребенка. В поисках  его будущего хобби, интересов и его любимого вида спорта родители часто останавливаются на варианте «шахматы».

Целями и задачами шахматной школы «Победа» является популяризация шахмат среди детей и взрослых, обучение юных шахматистов умению играть в эту древнюю и вечно юную игру, начиная с самых азов, организация турниров среди детей и взрослых, в том числе в «блиц» и в быстрые шахматы.

Занятия проходят два раза в неделю: теоретические и практические занятия (турниры). Ученики шахматной школы «Победа» разделяются по группам согласно их квалификации. Возможны и индивидуальные занятия за отдельную плату. Квалификационные турниры (начиная со второго разряда) проводятся с обсчетом рейтинга.

Стоимость обучения. Абонемент – два раза в неделю – групповые занятия по одному часу (один день – теория, другой день – игра) – 2000 рублей в месяц. Оплата индивидуальных занятий – по договорённости».

– Это всё хорошо, Игорь Викторович, но вот про рейтинг я ничего не понимаю. Когда я играл, рейтинг было очень сложно получить… Надо было кандидатом в мастера спорта быть. И то не у всех выходило с первого раза… А здесь – второй разряд…

И времени как-то мало на занятия. С нами в спортивной школе по три часа занимались, и ещё игровые дни были. И как же за час можно нормальную партию сыграть? И стоит это всё как-то очень дорого…

– А ты за бесплатно много чего хорошего видел? По мне, так совсем не дорого. И уж если что и подозрительно, так именно вот это!

– Не знаю...

– Ладно, пока занимайтесь с Ромкой, а я его туда сам свожу в ближайшие дни. Посмотрю, что там.

 

– Сергей Витальевич! А давайте сыграем в такую игру.

– В какую игру?

– Очень простую. Вы мне даёте самое-самое сложное задание, какое только придумаете. Можно даже очень большое, и если я выполняю, то я сделаю то, в чём ничего плохого нет, но, что мне запретили мама и дядя Игорь!

– Что ты от меня хочешь, Рома? Я не понимаю!

– Если я вам скажу, то вы можете отказаться и ничего не получится! Соглашайтесь! Я честное слово даю, что вы сможете выполнить мою просьбу. И даже ничего не надо будет делать вообще. Только ответить на парочку вопросов и всё…

– Каких вопросов?

– А я не буду говорить. Так неинтересно! Я же не за просто так…

– Я тебе уже говорил, что, всё что ты делаешь, нужно не мне, а тебе, чтобы играть научиться, но если ты на принцип хочешь пойти, то, пожалуйста.

– Значит, мы договорились?

Сергей усмехнулся.

– Договорились. Тебя Игорь Викторович на днях повезёт в спортивную школу по шахматам в Москву. Так вот тебе задание – станешь там самым лучшим, тогда и поговорим о твоём непонятном мне условии. Ты же просил самое-самое большое и самое-самое сложное задание! 

– Это нечестно! – насупился Рома. – Хотя… Я же сам предложил условия…

– Ну ладно! Смягчим. Когда выиграешь какой-нибудь турнир по шахматам.

– Вы – супер, Сергей Витальевич! Я согласен!

В тот день, когда Ромку повезли в московскую шахматную школу с громким и многообещающим названием «Победа», Сергей был на дежурстве, поэтому нам с вами придётся смотреть на то, что увидели герои этого произведения, глазами не квалифицированного шахматиста, а обычного предпринимателя, практически не умевшего играть в шахматы, и мальчика одиннадцати  лет, который, кроме своего небольшого школьного шахматного кружка в Энске, ничего ещё, по сути, в шахматах и не видел. Было воскресенье. Игорь припарковал свою Мазду около небольшого двухэтажного школьного здания, в каких часто в Москве отдельно от учеников средней и старшей школы занимаются ученики «началки».

С помощью вахтёра он быстро нашёл обычный школьный класс, где и познакомился с преподавателем. Деятельный полноватый мужчина среднего возраста источал кипучую энергию.

– Вот здесь проходят занятия! Теория обязательно! Лицензированная авторская программа. Вот стенды о нашей деятельности! Можете почитать. А мальчик умеет играть? Что вы? Второй разряд? Великолепно! А у нас сегодня турнир очередной начинается! Можно прямо сразу поучаствовать. Скоро дети начнут приходить. Вы подождите, пока мы начнём, а потом ваш ребёнок будет играть, а мы все вопросы решим. А пока посмотрите, что у нас и как… Работают очень квалифицированные тренеры.

Ромка тем временем с любопытством разглядывал стенды. Многие рекомендации для юных шахматистов были даны в забавной стихотворной форме:

– Если взялся, то ходи, а подставил – не зуди!

– Нет ферзя – бери ладью, нет ладьи – зови судью!

– Никогда не бойся шаха, шахом можно дать и маху!

– Если пешка проходная, то веди её в ферзи, если пешку сбил противник – эту пешку не грызи!

– Запусти коня в галоп, чтобы вилку сделать смог!

– Конь по центру бьёт копытом, конь на крае будет битым!

– Береги, как глаз, ферзя  – не разменивай зазря!

– Не играй на детский мат – тут тебе не детский сад!

Можно было увидеть тут и пропаганду здорового образа жизни и занятий физкультурой для хорошего освоения самой интелектуальной в мире игры:

– Чтобы в шахматы играть –  надо тело закалять! Зубы чисти по утрам, бегай, прыгай тут и там. Коли на шпагат не сядешь – Каспаровым не станешь!

О пользе самих шахмат как таковых заявляли следующие строчки:

– Федя ходит руки в боки, так как выиграл на уроке! Вася ходит руки в брюки, жизнь без шахмат – скуки муки!

Этот фрагмент был даже проиллюстрирован. На рисунке красовался сияющий от счастья Федя и весьма понурый Вася …

Впечатлённый Ромка даже на подаренный на недавний день рождения мобильник всё это заснял. Так ему понравилось!

Венчала весь текст на стенде исторически-патриотическая сентенция, которую, правда, Рома совсем не понял, впрочем, может оно и к лучшему:

«Два слона отнюдь не блажь»! – утверждал ЗигбЕрт ТаррАш*, только с парою коней наш Чигорин был сильней!

А на отдельном стенде красовался уже гораздо более серьёзный текст о шахматах:

«Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько “ходов” вперёд».

Ниже была подпись: В. В. Путин. Президент Российской Федерации.

Далее можно было прочитать мысли о шахматах Гёте, Ленина и Пушкина… Этот стенд уже не был удостоен чести быть запечатленным на Ромкин мобильник.

Тем временем начали прибывать дети и их родители. Подавляющее большинство детей  было младше Ромки. Как-то сразу стало очень шумно, а потом совершенно неожиданно начались соревнования.

Первое, что бросилось в глаза Ромке, когда он сел за видавшую виды старую деревянную доску с расставленными фигурами, оказалось поле е4, на которое он всегда ставил пешку первым ходом, так как других первых ходов в родном Энске никто ему не показывал, да и Сергей Витальевич ещё не успел… Поле е4 на этой доске было не совсем обычной светлой клеточкой. На нём ещё и красовалась весьма категоричная  надпись, сделанная синей авторучкой и содержавшая и грамматическую, и пунктуационную ошибки: «Кто сюда ходит тот дибил»!

Удивлённый Рома даже сам не понял, как он сыграл первый раз в жизни пешкой от ферзя…

 

Потом Рома ещё поиграл с каким-то другим мальчиком просто так, даже и без часов, и снова выиграл, а потом Игорь, который к этому моменту уже  заплатил за месячный абонемент 2000 рублей и узнал расписание занятий, увёз Ромку домой. Перед очередной встречи с Сергеем Ромку свозили в школу «Победа» ещё раз, но уже на теоретическое занятие. Чтобы не утруждать себя описанием этого второго заезда в шахматную школу «Победа»  в скучной прозаической форме, автор, как и в прошлом произведении, воспользуется излюбленным им приёмом. Выглядело всё это примерно вот таким образом: сначала минут за десять какой-то немолодой тренер показал короткий ловушечный вариант из итальянской партии, ну а потом…

Тихо! Тихо! Тихо! Дети!

Начинаем наш турнир.

Авторучку грызть не надо!

Вася! Cколько говорил?

Вынимай из носа пальчик

И садись за Машин стол.

Зоя, ты играешь с Петей,

А куда же он ушёл?

Где вообще он? В туалете?

Нет? А где же? Под столом.

Что тебе там надо, Петя?

Что ты там ещё нашёл?

Чей-то мячик? Он не нужен!

Ждёт тебя фигурок рать!

Юра! Выключи мобильник!

Прекращай в него играть!

Уф! Расселись и играем.

Глеб! Не прыгает ладья!

Ладно! Всё же не Линарес*!

До зарплаты лишь два дня…

Костя, что ты  собираешь?

Как трофеи всё, что съел?

В пирамидки ладьи ставишь!

Да… У Кости много дел!

Слушай, пятую не надо:

Всё же рухнет! Подбирай!

Женя, что ты там катаешь?

А, машинку… Ну, катай…

 

Виктор Павлович? Здесь Юра!

Нет, давайте не мешать,

Лучше будем в коридоре

Все вопросы обсуждать.

Проходили «Отвлечение»!**

Отвлекает  уже всё.

Юра слушал, он усидчив,

Дополнительно б ещё…

Не вопрос? Так в понедельник…

Разумеется, домой!

Кстати, книжки бы, Ботвинник*

         Есть, но правда, дорогой!

Не вопрос? Как по заказу!

Стоп! А где он у меня?

Настя, конь не бьёт всё сразу**!

Впрочем, тут не до коня!

Где же всё-таки Ботвинник?

Во, нашёл! И тут звонок.

Что? Арсений? Ах, как жалко…

Заболел у вас сынок?

Так… Штукарь рублей накрылся…

Но Ботвинник хоть ушёл!

Ладно, к Юре в понедельник –  

Заработаю ещё!

А ещё почему-то в школе «Победа» преобладали дети – учащиеся младших классов. Поэтому Рома, хотя ему только исполнилось одиннадцать лет, смотрелся в той группе, куда его записали, переростком.

– А я первую партию в турнире выиграл, Сергей Витальевич!

– Хорошо. Показывай.

– Так  я её не записывал!

– Это ещё почему?

Наверное, Сергею в детстве повезло. Даже в том школьном кружке, где он начинал заниматься шахматами, тренер настаивал на записи партий и многие игры потом разбирал прямо на теоретических занятиях группы. Иногда кое-что от тренера было не очень приятно выслушивать – особенно перед всеми ребятами, но обучающий эффект всё это явно  приносило. В спортивной школе, где он занимался в Москве, да ещё и имея всё это время индивидуального тренера, Сергей считал само собой разумеющимся, что все шахматные партии, которые играет юный шахматист на турнирах,  должны разбираться. Может быть, Сергей отстал от реальной жизни, но факт остаётся фактом – он действительно не понимал, как может быть иначе, да ещё и в шахматной школе, где обучение было платным!

– Вы хотя бы с часами играли? – Сергею почему-то вспомнился его первый в жизни выездной школьный командный турнир.

– Да. По полчаса на партию. Но мы быстрее сыграли. Я ещё потом с другим мальчиком сыграл и тоже его обыграл! А ещё там много стендов висит, и такие приколы смешные написаны. Вот! Хотите, я вам покажу? Я это всё на мобильник заснял!

– Подожди! Какие приколы?! Ты мне лучше объясни – почему партию не записал?

– Так там никто не пишет!

– А ты будешь записывать! А если нет…– Сергей осёкся… А что – если? Нет, надо будет всё же с Игорем Викторовичем поговорить. Как-то  всё совсем не так в этой шахматной школе. Таскать мальчишку в такую даль и ещё платить непонятно за что!

Однако Игорь Викторович, похоже, ничего не понимал. Его всё устраивало. Ромка два раза возвращался очень счастливый и довольный. И как могло быть иначе, если он всё время выигрывал?! И, конечно же, для Игоря, который в силу жизненных обстоятельств оказался приёмным отцом чужого ребёнка, гораздо более насущной проблемой было не то, насколько хорошо с мальчиком занимаются шахматами, а возможность найти контакт с ребёнком, так как в этом отношении всё было отнюдь не так гладко, как хотелось бы…

История появления маленького Ромки на свет могла была послужить хорошей основой для какого-нибудь сериала, правда, с весьма трагичным сюжетом.

Сначала был короткий и бурный  роман  переводчицы Оксаны с молодым югославским военным журналистом, который оказался в их городе из-за одного не слишком открытого для посторонних глаз мероприятия, потом Драган буквально метался из одной страны в другую, так так на родине у Драгана жили родители и младшие брат и сестра – подростки, а Оксана пока не решалась так резко поменять место жительства, да ещё и с маленьким ребёнком. А потом Драган пропал… Это случилось весной 1999 года. Судьбу Драгана Оксана смогла узнать только через год. Он погиб во время бомбёжек Белграда авиацией НАТО. Ромка, естественно, не помнил отца – ведь ему тогда ещё не исполнилось даже двух лет. С Игорем Оксана познакомилась на курорте, и теперь уже дошло до создания семьи. В отношении Ромки Игорь, имеющий весьма неплохой доход по российским меркам, проводил обычную  и самую простую политику, на которую был способен, задаривая мальчика подарками  в виде дорогого мобильника, такого же компьютера и т. д. Памятуя о двух своих предыдущих браках, которые распались, Игорь уже не останавливался ни перед чем и, можно сказать, жёстко и сознательно обрубал все пути для «отступления». Сейчас он был озадачен, как неожиданно выяснилось, не совсем простой  процедурой усыновления Ромки. Дело было в том, что Оксана и Драган оформили свои отношения в России официально, и у Ромки в свидетельстве о рождении стояло: Кажич Роман Драганович. Получить официальную бумагу о смерти мужа Оксаны оказалось настолько сложным делом, что Игорь пошёл по проторенной в России дорожке и  заплатил кому нужно и сколько просили – другого выхода из создавшейся ситуации он не видел. Другой вариант, конечно, был, но обходить все бюрократические проволочки, которые всё время возникали на пути, Игорю обрыдло буквально за два месяца. Ситуация усугублялась ещё и тем, что, как выяснилось, менять в таких случаях можно было всё что угодно, кроме отчества. С именем всё было в порядке – Рома действительно был Ромой, а не Радомиром, Радованом и т. п., но вот со своей  фамилией Игорю в данном случае  не повезло уже совсем  сильно. Баранов Роман Драганович звучало как-то нелепо… 

По сравнению со всеми этими проблемами, то, чем озадачился Сергей, казалось сущими пустяками. Но вы и Сергея поймите! Во-первых, обо всём этом он ещё ничего не знал, а во-вторых, он с самого детства привык относиться к шахматам (да и не только к шахматам) очень серьёзно. Пока ещё имея представление о шахматной школе, где начал заниматься Ромка, только со слов мальчика, Сергей решил, что он должен обязательно туда попасть и сам всё посмотреть. Случай для этого подвернулся быстро и совершенно неожиданно. Во вторую субботу сентября эта школа проводила шахматный турнир, приуроченный к какому-то районному празднику. И это был не совсем обычный турнир, а семейный. Тот год вообще был объявлен Годом семьи, вот поэтому и надо было проводить такие мероприятия…

Ромка рвался на турнир, но… Никак не получалось поехать туда в субботу у Игоря, да даже если бы и получалось, то толку там от Игоря никакого не было – в шахматы он не играл. После очередных  занятий Сергея с Ромкой, которые автору пришлось прервать довольно важным отступлением, поясняющим для читателю всю сложившуюся ситуацию, между Сергеем и Игорем Викторовичем состоялся следующий разговор. Объяснив всё, как ему рассказали  (что в команде должен быть один взрослый и один ребёнок и что взрослый может быть не обязательно папой или мамой, а даже двоюродным братом или дядей) Игорь стал настаивать на том, чтобы Сергей поехал и сыграл с Ромкой за одну команду в этом семейном турнире. Сергей попытался возразить, но нарвался на весьма логичный аргумент Игоря:

– Да мы с вами вообще больше, чем родственники!

Спорить с этим было практически невозможно, да и к тому же Сергей в своём шахматном детстве никогда в подобных мероприятиях участия не принимал и Игорю отказать не мог… Так или иначе, выезд вышел очень оригинальный. За руль Мазды по недавно оформленной для подобных случаев доверенности сел отец Сергея – Виталий… Поехала и Оксана … 

Виталий, правда, по этому поводу немного поворчал на уже взрослого сына вечером накануне перед поездкой.

– Ты хотя бы на права сдал!

– Папа, а зачем? У меня же машины нет!

– Какая разница – есть – нет! Вот сейчас, к примеру, сам бы и отвёз всех! Мужик вообще должен уметь водить машину.

Разговор этот был прерван вошедшей в комнату сестрёнкой Сергея, которая выступила совершенно неожиданно:

– А куда это вы без меня все собрались?

– Это ещё что?

– Ну, папочка! – Даша подошла к Виталию и прижалась к нему плечом – я с вами хочу!

– А я от всех вас отдохну! – в комнату вошла Ирина. – Чего вы опять не поделили?! Аж на кухне слышно!

– Ничего, мать! Всех повезу! Весь колхоз! Проехали!

 



* Автор пародирует всевозможное примитивное стихоплётство, которое порой можно увидеть на стендах в шахматных кабинетах. Дело в том, что в фамилии и имени великого немецкого шахматиста ударения, естественно, падают на первые слоги. Но если читать фамилию и имя правильно, то стих не получается.

* Город в Испании, где проходит ежегодный очень престижный шахматный турнир, на который собираются сильнейшие в мире гроссмейстеры.

** Тактический шахматный приём, состоящий в отвлечении фигуры соперника от выполнения какой-то очень важной задачи путём жертвы.

* Михаил Ботвинник. Шестой чемпион мира по шахматам. Серьёзные аналитические книги первого советского шахматного короля подходят для занятий с описываемом контингентом начинающих детей, как институтский курс математического анализа для учеников младшей школы…

 

** Маленькие начинающие дети иногда не сразу понимают, что конь прыгает, а не ездит по доске буквой «Г» и порой пытаются им сбить не одну, а две или три фигурки соперника.

СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА