Глава II

Наставление рыцарю

 

  – Учитель, я давно хотел вас спросить…

  – О чём?

  – У вас в серванте стоят очень красивые шахматы, где все фигурки – это рыцари.

  – Да, это очень старинный комплект.

  – Там не хватает одной фигурки – белого коня на поле g1. Почему? Он потерялся?

  – Не совсем так …

Ученик недоумённо посмотрел на своего Учителя.

  – Хорошо. Я расскажу тебе эту историю… Но в неё будет очень трудно поверить.

  – Учитель, вы же знаете, что я во всём вам верю!

  – Это тоже неправильно. Я уже говорил тебе, и не один раз, что в том искусстве, которое ты изучаешь, многое нельзя принимать на веру, но … Ты только ещё подходишь к тому уровню, когда эта мысль начнёт становиться тебе более понятной. Ты готов слушать?

  – Конечно, Учитель!

Несколько лет назад эти шахматы случайно попали к одному мальчику. Его отец был учёным-археологом. Нет, он не раскопал этот комплект. Он увидел эти шахматы на базаре в одной из арабских стран. Ему сразу стало ясно, что это очень древние шахматы, а торговец этого не понимает. Молодой араб уступил их за смешную сумму, но был просто на седьмом небе от счастья, так как считал, что очень выгодно продал европейцу старый залежалый товар из своей лавки, доставшейся ему по наследству.

Когда отец вернулся из экспедиции, он подарил этот комплект своему сыну. Мальчик занимался в шахматной секции, но … Он был там отнюдь не лучшим учеником. Однако мальчику посчастливилось совершить настоящее открытие. Да, именно мальчику, а не его папе, который был учёным. Не удивляйся! Многие выдающиеся открытия в истории человечества были сделаны случайно.

Рома только что вернулся домой после занятий в шахматном кружке. Сегодня он, наконец, выиграл. Это была первая победа после целой череды поражений, и мальчик был горд собой. Неожиданно Роме пришла в голову мысль ещё раз переиграть только что выигранную партию на недавно привезенных папой старинных шахматах. Свои проигранные партии Рома никогда не смотрел и не разбирал – не хотел расстраиваться, но тут захотелось взглянуть на выигранную партию, да ещё и на таком комплекте, где будет настоящее сражение между крестоносцами и сарацинами …

Высыпав фигурки на стол, Рома поставил рядом доску и начал расставлять сделанных из камня воинов в начальную позицию. Когда фигурки заняли свои места, выяснилось, что одной не хватает – королевского рыцаря. В шахматной секции, как это принято в русском языке, эту фигуру называли конём, и во всех комплектах, которыми играли дети, изображалась она, естественно, в виде фигурки с головой коня. Почему в этом древнем комплекте конь представлял из себя закованного в латы рыцаря, объяснил Роме не шахматный тренер, а отец. Оказалось, что англичане называют шахматные фигуры по-другому. Конь – Knight (Рыцарь), Слон – Bishop (Епископ), Ферзь – Qween (Королева). Странным для Ромы показалось только название на английском ладьи (Rook), что переводилось на русский как грач. При чём здесь грач? Папа сказал, что это очень запутанная история. У индусов эта фигура называлась Ратха (колесница), потом  уже у арабов – Рух (мифическая птица – покровительница воинов), а славянам, видимо, показалась, что эта фигурка похожа на лодку. Вот и назвали они её ладьёй. Rook, Рух … И Рух – птица (правда, мифическая), и грач – птица … А может быть, просто созвучие и не более…

Рома огляделся вокруг. Рыцаря нигде не было… Ну конечно! – пронеслась очень простая мысль. Накрыл фигуру доской. Такое бывает часто. Рома приподнял очень тяжёлые шахматы и, действительно, увидел лежащего под ними королевского рыцаря. Дальше возникла проблема. Мальчик понял, что не удержит столешницу одной рукой. Вот же – не везёт! Рома был довольно ленив. Ну вот, теперь придётся ставить доску на место, снимать все фигурки, отодвигать доску, вынимать из-под неё рыцаря, потом всё опять расставлять! Неожиданно, всё ещё держа шахматы на весу, Рома краем взгляда увидел странное отражение в оказавшемся под доской маленьком зеркальце от велосипеда, которое уже давно валялось на столе, так как у зеркальца сломалось крепление, а у Ромы никак не доходили руки его починить.

В зеркальце отражался кусок текста, написанный готическими буквами. Рома положил доску, накрыв ей и зеркало, и рыцаря. – Откуда внутри доски текст? Неужели он просто не обратил на это внимание? И папа ничего об этом не говорил. Любопытство и жгучий интерес нанесли лени удар сокрушающей силы. Рома быстро снял все фигуры с доски и перевернул её внутренней стороной к себе.

Никакого текста внутри не было. – Мистика какая-то! – подумал Рома. – Неужели показалось? Он ещё раз поставил доску над зеркальцем от велосипеда. В нём отражалась тёмная поверхность внутренней части доски и более ничего. – Точно показалось!

Стоп! Надо всё повторить с точностью как в первый раз. Тогда точно можно будет понять – показалось или нет!

Рома опять поставил доску на стол, накрыв ей рыцаря, и не накрывая зеркальце, и расставил все фигуры в начальную позицию. Потом он аккуратно приподнял шахматы и снова увидел в зеркальце отражение текста, написанного готическими буквами.

С ума сойти! – текст отражается только тогда, когда на доске расставлены фигуры! А самого текста нет! Как это получается?!

В Роме проснулся азарт исследователя. Он опять поставил шахматы на стол и снял с доски одну пешку. Снова поднял шахматы – в зеркальце опять не было текста. Рома вернул пешку – текст появился. Через полчаса Рома выяснил, что текст, похоже, появляется только в одном случае: когда королевский рыцарь лежит под доской, а все остальные фигуры расставлены на своих местах.

Идея, как посмотреть весь текст, а не маленький кусочек из велосипедного зеркальца, пришла очень быстро.

Большое зеркало из ванной комнаты поддалось не сразу и с огромным трудом, ведь его вкручивал в стену взрослый и сильный человек и шурупы были завинчены хорошо. Никто же не предполагал, что это зеркало в ближайшее время потребуется снять.

Вернувшийся домой отец, к тому же ещё и зашедший сначала в ванную комнату, а потом уже в комнату мальчика, увидел картину, которую, кроме как идиотской, назвать было нельзя. Рома держал на весу древний комплект шахмат с расставленными фигурами над лежащим на столе зеркалом из ванной, и что-то в этом зеркале рассматривал.

– Роман! Что ты делаешь?!

– Посмотри, папа!

– Куда?

– В зеркало!

Отец увидел отражённый текст.

– Что это? Там же на доске ничего не написано. Я её очень внимательно изучал.

– А в зеркале отражается! Только не всегда. Я тебе всё это потом объясню, но я никак не могу понять, что это за буквы – они только похожи на готический шрифт, но я такие буквы вижу первый раз в жизни.

Отец, всмотревшись в текст, после некоторой паузы произнёс:

– Нет, это обычные буквы старого английского языка. Только они в зеркальном отражении, поэтому и выглядят так странно, ведь в зеркале левое становится правым, а правое – левым.

– Этот текст надо прочитать.

– Разумеется! Держи доску, я пойду за фотоаппаратом.

– Папа, я не уверен, что из этого что-то выйдет.

– Не говори глупости! Если мы это видим, то почему это нельзя сфотографировать?

Фотография действительно получилась. Потом, правда, пришлось делать ещё одну уже с отпечатанной первой фотографии, и снова через зеркало, чтобы получить текст в его исходном написании. Отец задумчиво разглядывал второй из получившихся снимков.

– Рома, послушай, мне будет довольно трудно это перевести – старый английский очень сильно отличается от современного. И это не моя специализация. Единственно, что я могу сразу сказать – это стихи. Но я найду, кому поручить эту работу. Только я хочу тебя попросить вот о чём. Не надо никому об этом рассказывать. Тебе уже почти 14 лет, и ты должен меня понять. В моей профессии иногда случаются необъяснимые находки. Я тебе об этом ещё ничего не рассказывал, но некоторые мои коллеги из других стран порой находили то, что невозможно объяснить с точки зрения современной науки. Эти находки часто потом уничтожаются или замалчиваются, порой на них тут же (причём совершенно необоснованно) навешивается ярлык «фальшивка» и так далее. Возможно, нам попало в руки что-то очень интересное, но не надо спешить. Сначала дождёмся, когда это переведут.

– Папа, а вдруг там написано, где находится древний клад, или это описание какого-то неизвестного нам исторического события?!

– Зачем фантазировать? Через несколько дней всё узнаем.

Эти дни показались Роме вечностью. Наконец отец принёс перевод.

– Боюсь, сынок, я тебя разочарую. Это не описание местонахождения клада или исторического события. К тому же есть веские сомнения в датировке написания самого текста. Вот заключение. Используемые слова и обороты, грамматика, орфография – XIII- XIV век. По смысловой нагрузке – наиболее вероятный вариант: XVIII – начало XIX века – времена популярности рыцарских романов (Вальтер Скотт и т. п., основание – характерная идеализация и романтизация рыцарского сословия). Сам текст – скорее всего качественная стилизация под английский язык XIII-XIV веков и не более. Написано, судя по всему, гораздо позже.

– А о чём там написано?

– Это наставление молодому рыцарю. Кстати, тот человек, которому я давал текст, сделал два перевода. Один – дословный, а другой – художественный. Я же тебе сразу сказал, что это стихи. Вот один перевод, вот другой. Меня теперь гораздо больше занимает вопрос о том, как этот текст появляется. Жаль, что сейчас нет времени. Ты же знаешь, я завтра улетаю в Казахстан, где ведёт раскопки мама. Она уже звонила и сказала, что они там нашли что-то очень интересное. Неделю опять поживёшь самостоятельной жизнью. А что касается доски, то надо будет её исследовать: возможно, там какая-то скрытая механика – текст появляется просто от того, что фигуры давят на доску. Никакой мистики – обычная физика. Старинные мастера были способны и не на такое. Когда мы вернёмся, обязательно займёмся самой доской, но ты пока всё равно никому про эту находку не рассказывай. Полной ясности ещё нет.

После того как отец улетел в очередную экспедицию к маме Ромы, которая, как вы уже поняли, тоже была археологом, мальчик в один из дней снова расставил древний комплект шахмат (на сей раз целиком) и ещё раз перечитывал стихотворный вариант перевода старинного текста, который при определённых условиях проецировала в зеркало доска.

  Без сомнения в сердце к победе стремись,

  Если рыцарем стал – позабудь слово «страх»,

  Лучший воин не тот, кто коварен, как рысь,

  А кто львиной отвагой прославлен в веках!

  Вероломство оставь для трусливых врагов,

  Если рыцарем стал – позабудь слово «ложь»,

  Нет пощады в бою лишь для тех подлецов,

  Ересь в сердце которых, как спрятанный нож!

  Целься точно и верно, без дрожи в руках,

  Лучший приз – твой соперник, упавший с коня,

  Женщин много прекрасных, но жизнь твоя – прах,

  Если дрогнет рука при ударе копья.

  Той, которой платок на копьё поднесёшь,

  Верь, но знай, что любовь не надёжней меча!

  С сарацинами драться в поход ты уйдёшь,

  Если будешь убит, то потухнет свеча!

  Можно Чашу Святого Грааля искать,

  И в далёкие страны отправиться в путь,

  Все дороги опасны, но рыцарем стать –

  Смерть презреть и с пути никуда не свернуть!

  Если гибель идёт за тобой по пятам,

  Гордость рыцаря в сердце под латой неси!

  Даже смерть не страшна, страшен стыд или срам,

  А себя не позорь и обид не сноси!

 

– Очень странно, Учитель! Кому понадобилось создавать такие шахматы? Может быть, этот текст содержал в себе ещё какую-нибудь тайну? И … шахматы и рыцарство?… Я хорошо помню, что в первой книжке по нашему искусству, которую вы мне дали, на обложке были изображены рыцари. Но в этом тексте речь совсем не о шахматах!

– Ты задал сразу слишком много вопросов. Но это – хорошие вопросы, правда, не на все из них я отвечу. Что касается шахмат и рыцарства, то связь есть. Умение играть в шахматы являлось одной из рыцарских добродетелей. Вообще их было семь: фехтование, плавание, соколиная охота, сложение стихов в честь дамы сердца, владение копьём, верховая езда и игра в шахматы.

А если ты наберёшься терпения, могу рассказать ещё об одной связи шахмат и рыцарства. Сейчас мы с тобой посмотрим одну шахматную партию. Ты наверняка её уже видел. Это очень старинная партия. Одну из игр, приведённых в манускрипте Джоакино Греко.

 

– Да, именно так и было. И вот на доске стоит мат. Битва окончена, но король соперника не покинул поле шахматного сражения. Он принуждён капитулировать, но не убит! Как там было? «Сдавайтесь, монсеньёр! Я узнал вас!» Это даже в том сражении, которое вовсе не напоминает описание битв из многих рыцарских романов. Зачем класть руку на плечо, да ещё и что-то говорить? Один удар меча,  и всё кончилось! Но это же – король, а потому – «Сдавайтесь, монсеньёр! Я узнал вас!»  Итак, шахматы – идеальная война (если, конечно, слово «идеальный» можно применить к слову «война»). Правильнее сказать, шахматы – настоящий рыцарский поединок, который должен вестись по законам рыцарства. Вот в чём основная связь. А теперь, я продолжу историю о необычной старинной шахматной доске, секрет которой случайно узнал мальчик по имени Рома.

 

 Роме почему-то захотелось прочитать лежащий перед ним текст вслух. И вот закончилось последнее четверостишие:

  Если гибель идёт за тобой по пятам,

  Гордость рыцаря в сердце под латой неси!

  Даже смерть не страшна, страшен стыд или срам,

  А себя не позорь и обид не сноси!

Неожиданно Рома, как будто внутри себя, услышал голос.

– Жду приказаний, Ваше Величество!

Первая мысль, посетившая Рому, была следующая: «Ну, всё! Доигрался в компьютерные игрушки! Дорвался, когда родители уехали! Вчера до трёх ночи…»

– Не пугайтесь, сир! Извините за дерзость, но я не представился. Меня зовут Квентин. Я – королевский рыцарь. Вы, юноша, только что прочитали вслух текст. Теперь вы – король, и я готов к битве под вашим началом.

– Как я вас слышу? – неожиданно сам для себя спросил вслух Рома.

– Вы можете не говорить вслух, Ваше Величество! Только думайте. Я понимаю ваши мысли, а вы слышите мои мысли и понимаете меня, хотя на самом деле мы разговариваем на разных языках. Когда-то я был таким же живым человеком из плоти и крови и рыцарем, верно служившим своему королю. Но сейчас мой дух заключён в шахматной фигуре. Простите за многословие, сир, но я ждал этого часа почти век. Вы, Ваше Величество, третий человек, который раскрыл тайну этих шахмат. Возможно, что это долгожданный конец моего заточения.

Если бы не странный текст, который проецировала доска, то Рома точно был бы уверен, что сошёл с ума. Но когда чудеса случаются одно за другим, начинаешь многому верить и относиться серьёзно ко многому, и даже вполне можно начать разговаривать с шахматной фигурой…

– Послушайте, Квентин! Но нам сейчас не с кем сражаться. У меня нет соперника. Я один.

– Я это вижу, сир. Вижу и то, что вы ещё очень молоды. Не сочтите дерзостью с моей стороны, если я задам вам один вопрос. Насколько вы сильны в рыцарском деле?

– Я?... Если вы имеете в виду шахматы… Наверное, не очень… В шахматы я больше проигрываю, чем выигрываю… Но мне всё равно нравится в них играть!

– Я готов помочь вам, Ваше Величество! Не соблаговолите ли поупражняться?

– Каким образом?

– Расставьте доблестных рыцарей и презренных сарацинов на те места, которые я вам укажу. Воспроизведём эпизод одной славной битвы. Сарацины уже окружили нашего короля и готовы были с ним расправиться, но нам удалось нанести удар раньше, хотя ситуация выглядела безнадёжной. Мы потеряли много воинов, но в конце именно мне посчастливилось взять в плен предводителя неверных.

– Это шахматная задача?

– Можете называть это так, как вам более привычно, сир. Сути это не меняет. Вы готовы?

Роме было очень непривычно расставлять позицию со слов рыцаря. Квентин не использовал привычную  шахматную нотацию для обозначения шахматных полей, состоящую из латинских букв и цифр, а описывал положение фигур фразами подобными, например такой: «Я в той битве располагался на четвёртом поле от своего начального места в боевом строю». В конце концов, рыцари (белые) и сарацины (чёрные)  встали на доске следующим образом*.

image003

– Скажите, Учитель, а Рома решил эту задачу?

– Не спеши. Сначала её предстоит решить тебе, а только после этого я продолжу.

Тикают на стенке старинные часы. Учитель углубился в чтение древней книги, ученик склонился над доской.

– Учитель,  я решил эту задачу, но вот Рома, я думаю, с ней не справился. – Ученик показывает решение.

– А почему же не справился Рома?

 

– Квентин, я хотел спросить … Квентин!

Ответа не было. Рома посмотрел на позицию. Наверное, королевский рыцарь хочет, чтобы он её решил. Это некое испытание. Ну что же? Ничего сложного быть не должно. Белым грозит неизбежный мат в один ход, да ещё и тремя разными способами, значит, скорее всего, решение форсированное и состоит из шахов. Белые фигуры окружили чёрного короля. К тому же Квентин дал подсказку, сказав, что решающий удар в этой битве нанёс он, а значит, мат ставится конём g4. Всё должно быть элементарно. Итак, попробуем!

1.f7+. Куда пойдёт король? Ну, предположим на g7. Что дальше? 2.Лh7+ Kpg6. Нет, что-то явно не то. Как здесь поставишь мат, если король уже выбрался на свободу?! Да ещё и в самом начале чёрные могли не отходить королём, а побить пешку слоном. О! Точно! Вернём к началу. Наверняка комбинация! Надо пожертвовать ладью. Смотрим. 1.Лh8+ Kph8 2.g7+. Жаль, что нельзя сделать открытый шах слоном по диагонали, которую запирает королевский рыцарь. 2…Kph7. Что-то опять не то…

Рома задумался. Ещё раз позвал рыцаря. Ответа снова не было. Раз за разом Рома пробовал решить задачу, но она не хотела поддаваться. Элементарная мысль пришла сама собой.

– Ах, так! Ну, ладно! Пусть я плохо играю в шахматы, но на дворе, простите, XXI век!

Рома быстро поднялся и пошёл в другую комнату, где на столе стоял персональный компьютер. Через несколько минут гроза всех гроссмейстеров – шахматная программа «Рыбка» начала с космической скоростью перебирать варианты задачи, заданной рыцарем. От этого монстра спастись чёрным будет уже невозможно. Но что это? Рома не верил своим глазам. Длинным вариантом:

 

«Рыбка» спасала белого короля от мата и приходила к эндшпилю с лишним конём у чёрных, в котором белые могли бороться только за ничью.

– Квентин! – ответа снова не было.

Рома был в полной растерянности. Зачем рыцарь его обманул и так посмеялся над ним? Даже Рыбка не видит решения. Значит, его просто не существует! И куда же пропал этот рыцарь? Почему он молчит?

 

– Я вынужден прервать рассказ, так как мне всё же очень интересно узнать, каким образом ты угадал, что Рома сразу не справится с задачей?

– Во-первых, в самом начале, Учитель, вы сказали, что Рома был далеко не лучшим учеником в своей шахматной секции. Это, скорее всего, означает, что книги по шахматам он почти не открывал или делал это очень редко. Ведь если изучать шахматные книги, то скоро начинаешь играть лучше!

– Да, ты прав. Читать Рома не очень любил. Его гораздо больше увлекали  компьютерные игры как проведение свободного времени, а в шахматы ему нравилось только играть.

– Во-вторых, если он даже о том, как называются на английском шахматные фигуры, узнал от отца, а не от своего учителя, значит, там, где он занимался шахматами, вряд ли рассказывали ученикам про историю нашего искусства.

– И это верно.

– Так откуда ему было знать, что та задача, которую задал рыцарь, является позицией из шатранжа, а не из современных шахмат. Он даже поставил её на компьютер! Какая глупость! Кто же станет программировать компьютер, чтобы он играл в шатранж?! Люди давно уже позабыли про эту игру, из которой возникли современные шахматы.

– Да, эта позиция действительно очень древняя. Давай посмотрим, что написано об этой мансубе (так назывались в древности шахматные задачи).

«Она приводится в старинном  манускрипте из библиотеки турецкого султана Абдул-Гамида. Богато иллюстрированная рукопись датирована 1140 годом, но есть все основания полагать, что имеющиеся там задачи составлены намного раньше, в IX–X веках.

         В более поздних арабских, персидских и индийских манускриптах вместе с этой задачей обычно приводится романтическая легенда о Диларам. Вот один из вариантов легенды, взятый из арабской рукописи 1501 года.

        Диларам была любимой женой арабского визиря. Без неё сердце визиря не знало покоя, потому и назвал он её Диларам, что значит «лёгкое сердце». Визирь увлекался шахматами и однажды, играя с сильным партнёром на ставку, настолько вошёл в азарт, что рискнул «поставить на кон» самое дорогое – любимую жену. Партия сложилась неудачно для визиря, он попал в такое отчаянное положение, что от мата, казалось, не было защиты.

      Диларам наблюдала за игрой через прозрачную занавеску – парду, отделяющую женскую половину дома от мужской. В этот критический момент она воскликнула в отчаянии:

     – Пожертвуй обе ладьи, но не отдавай Диларам!

     Визирь воспользовался подсказкой и победил».

 

Решить позицию было невозможно. Рома ещё раз взглянул на доску, и тут ему в голову пришла идея. Надо попробовать позвать рыцаря так же, как в тот момент, когда он появился и отозвался в первый раз. Рома снова прочитал вслух перевод старинного текста.

– Да, сир!

– Квентин! Почему вы не отвечали?! И задача не имеет решения! Её даже компьютер решить не может!

– Простите, Ваше Величество! Последний раз на этой доске играли более полувека назад, а с того момента, как я последний раз участвовал в сражении как воин из плоти и крови, прошло уже много веков. Я просто забыл, что вы играете совсем в другие шахматы. А та позиция, которую я попросил вас расставить, действительно мне очень дорога. Она и вправду очень напоминает последнюю битву, в которой мне довелось принять участие как рыцарю, а не шахматной фигуре. И ещё, сир … Вы сказали, что эту позицию не может решить некто Компьютер. Вы ходили с ним советоваться в другую залу? Кто это? Вы же сказали, что у вас нет здесь соперника для поединка!

– Это не кто, это что! – Рома осёкся. Он понял, что сейчас ему придётся объяснять Квентину, что такое компьютер. Как это сделать в более-менее понятных и доступных словах?

– Эта думающая машина, Квентин! Думающий механизм, если вы так сможете понять!

– Святая Дева! И что – этот механизм может хорошо играть в шахматы?

– Не просто хорошо, а уже лучше, чем даже самый сильный шахматист в мире!

– Да… Злобный старикашка, который очень плохо закончил свою жизнь, как оказалось, не ошибся в своём пророчестве…

– О ком вы, Квентин?

– Об одном мерзком колдуне. Он пророчествовал, что в будущем в войнах будут сражаться механические рыцари и машины.

– А что с ним стало? И почему вы называете его мерзким и злобным?

– А как же ещё, сир?! Говорить такое! Ведь механизм не может иметь никаких рыцарских ценностей! Разве можно допустить, чтобы воевали машины? Мир потонет в крови и бесчестье! Я надеюсь, что в реальной войне у вас всё ещё воюют люди?

– Честно говоря, Квентин, люди ещё воюют. Но современная война – война машин. И есть, действительно, военные машины, которыми человек только управляет и даже на расстоянии. И, как я понимаю, уже начали появляться и неизбежно появятся и боевые машины, которые будут воевать сами. Во всяком случае, об этом уже снимаются фильмы!

Рома опять понял, что наверняка употребил слово, значение которого рыцарь не знает, но Квентин был, похоже, настолько потрясён, что не придал этому значения.

– Это ужасно! Мир близится к своему концу!

– Квентин, так что же всё-таки стало с тем колдуном?

– Его сожгли, – cпокойно ответил рыцарь.

– А эта задача? Как она всё-таки решается?

– Ваше Величество! Я убеждён, что вы в состоянии сами нанести решающий удар предводителю сарацинов. Я сделаю только одно уточнение. Ваш Епископ передвигается и уничтожает противника не как современная вам фигура, а через одну клетку наискось и способен перепрыгивать через свои и чужие фигуры!

 

– Ну, теперь-то, я надеюсь, Рома решил задачу рыцаря?

– Да, решил. Ведь у него уже были все необходимые для этого знания.

– Ну, разумеется! Надо быть полным дурачком, чтобы не решить задачу после стольких подсказок!

– Не ставь себя настолько выше других. Твои знания тоже ещё не полны. Процесс получения знания не может иметь завершения.

 

– Теперь, сир, я уверен, что нас ждут великие победы. Под вашим началом рыцари победили в великой битве. Я с нетерпением жду сражения с любым противником под вашим командованием.

– Квентин, и что? Вы сможете мне помогать, когда я буду играть в шахматы?

– Разумеется! Это мой долг – и сражаться за своего короля и, если надо, помочь ему советом. За эти сотни лет я участвовал в десятках тысяч шахматный сражений. Порой армией, в которой я имею честь состоять, руководили великие игроки. Правда, они не могли знать о моём существовании. Они не владели секретом этой доски и не были настоящими королями. Вы, сир, третий человек, узнавший тайну этих шахмат. В этих сражениях я погибал и вновь вставал в строй несчитанное число раз. Не скрою, в отличие от всех других фигур, когда меня убивают в бою, я испытываю настоящие муки. Но потом я возвращаюсь к жизни, и всё повторяется. Ради таких моментов, как та победа, которую вы только что одержали, Ваше величество, я готов нести это проклятье. Правда, я сразу хочу предупредить вас, что если я погибну в бою, то в этом сражении уже не смогу вам помочь… Когда битва окончится, чтобы начать другую, расставьте фигуры и снова прочтите текст.

– Я уже скоро выучу его наизусть!

– Это будет очень здорово, сир! Но самое главное, не выучить, а понять смысл! Там есть законы, которые не может нарушить настоящий рыцарь. Я не вправе вам больше ничего сказать по поводу этого текста, но вы производите впечатление умного юноши, Ваше Величество, и я надеюсь, что всё поймёте. Теперь, сир, когда вы уже доказали, что способны вести в бой армию, мне бы хотелось узнать, сколь велики ваши познания в деле управления страной.

– А как это можно узнать с помощью шахмат? – Рома был страшно удивлён. Несмотря на то что Квентин всё время называл его королевскими эпитетами, он попал под магическое влияние рыцаря и пока что даже не помышлял им командовать.

– Расставьте на доске следующую ситуацию, сир!

Когда на доске появились всего четыре фигуры, удивление Ромы стало ещё большим.

image004

– Это же позиция, где надо поставить мат конём и слоном! Я не умею это делать! Знаю только, что короля нужно загнать в угол цвета полей, по которым ходит слон. К тому же тренер сказал нам, что изучать способ матования в этом случае большого смысла не имеет. Это довольно сложно, а встречается крайне редко. Вот даже у него, хотя он сыграл за свою жизнь очень много партий, ни разу не возникло в этом необходимости. Да и в своей секции я ни разу не видел, чтобы сложилась позиция, где нужно было бы уметь ставить этот мат.

– Ваше Величество! Но как же? Ведь это основная задача любого монарха! Подумайте, ведь вам здесь для достижения победы нужно объединить воедино три власти – свою власть (короля), военную власть (рыцаря) и духовную власть (епископа). Это очень непростая задача. Но я могу научить вас хотя бы основе.

 

– Учитель, я не понимаю, что имеет в виду королевский рыцарь.

– Да, это действительно не так просто. Но, вспомни историю. Это и правда очень трудно – найти баланс между тремя такими силами. Многочисленные войны были во многом связаны как раз с постоянным нарушением этого баланса в ту или другую сторону. А если мы перейдём на шахматную доску, то задумайся вот о чём. Насколько легко научиться ставить мат одинокому королю с помощью ладьи. А как называлась ладья в шатранже?

– Птица Рух.

– И это мифический персонаж! Самая сильная фигура шатранжа наделена запредельной силой по сравнению с обычными воинами и даже шахом (королём). После реформы шатранжа самой сильной фигурой стал ферзь. Его сила ещё более велика. Если разобраться, ферзь, хотя его где-то называют и королевой, ещё более мистическая фигура, чем птица Рух. А здесь идёт речь о том, чтобы поставить мат обычными фигурами, если хочешь, фигурами из плоти и крови… Заставить их действовать слаженно, понять и почувствовать гармонию между ними. Разве такое знание может быть лишним?

В шатранже такой мат было поставить нельзя, но в шахматах – можно.

– Выходит, что духовенство сильнее рыцарства, Учитель! Двумя слонами поставить мат можно, а двумя конями – нельзя.

– Хорошее наблюдение! Но в средневековой Европе так и было. Духовенство на каком-то этапе было даже гораздо могущественней подавляющего большинства королей! К тому же… Постарайся понять… Для королевского рыцаря Квентина, всё это, возможно, имеет ещё больший смысл. Люди его времени видели проявление божественного во многих вещах… Для них, например, не было случайностью то, что в году 12 месяцев  и 12 апостолов у Иисуса… Опять же, сакральное число «три», крестоносцы, сарацины… Нет, пожалуй, я не стану продолжать. Есть тайны, к которым надо подходить подготовленным, а тебе ещё рано.

 

– Посмотрите внимательно на мой наплечник, Ваше Величество. Вы видите знак, который на нём изображён?

– Да. Странный знак. Похоже на зачёркнутую букву W.

(рисунок)

– Да. И этот знак имеет тайный смысл. Если вы перенесёте его на шахматную доску вот в такой позиции, вы получите ключ к победе.

image005

– Этот знак указывает путь королю и рыцарю. Сворачивать с этого пути ни в коем случае нельзя. Епископ более свободен в своих передвижениях и пользуется в бою скорее хитростью, чем грубой силой, но решающий удар наносит именно он. Начнём бой. Первый ход по этому знаку делаю я и изгоняю вражеского предводителя из того угла, где он находится в безопасности.

 

pos111

Тайный знак нарисован на доске. Теперь, сир, вам остаётся только добить противника. Это займёт всего четыре хода. У меня нет никаких сомнений, что эта задача вам по плечу.

 

– Да, Учитель. Если владеть этим способом, который вы мне уже показывали, мат конём и слоном становится не таким уж сложным. Короля следует загнать в любой угол, а потом уже (если возникнет необходимость) перегнать туда, куда нужно, и поставить мат.

– Совершенно верно. А вначале, когда возникнет позиция эндшпиля, надо сгруппировать все свои фигуры в центре и тогда станет ясно – куда проще всего гнать короля противника.

– Скажите, Квентин! А как получилось, что вы стали шахматной фигурой? Кто вас заколдовал? К этому имеет отношение тот колдун, которого сожгли? – спросил Рома рыцаря после того, как нашёл тот самый мат в четыре хода.

– Позвольте не отвечать сейчас на все эти вопросы, Ваше Величество. Я смогу вам обо всём рассказать только после того, как мы одержим с вами великие победы в битвах. Пока же вы только учитесь воевать. Поверьте мне, эти сведения могут только повредить вашему освоению ратного дела. Всё, что я могу вам сейчас сказать, так это то, что меня оболгали. А для рыцаря, как вы уже должны понимать, гораздо лучше – смерть! Ещё я могу вам объяснить, что означает перечёркнутая буква W на моём наплечнике. Это первая буква в имени моего злейшего врага, если писать на том языке, на котором писали люди той страны, где я жил, пока был человеком.

Рома решил первый раз проверить, имеет ли он полную власть над рыцарем.

– Нет, Квентин! Я же ваш король. Я хочу всё-таки узнать ответы на свои вопросы. Как звали вашего врага?

– Уайткраун.

– Это тот колдун?

– Нет, сир. Это не колдун. Это магистр рыцарского ордена. Очень сильного ордена.         Многие стали вассалами короля, которому служили рыцари этого ордена, а рыцари моего ордена и мой король отказались им подчиняться. Увы, другие ордена нас не поддержали. Они просто завидовали нашему маленькому ордену, так как постоянно проигрывали нам в рыцарских турнирах. Их рыцарей с детства очень плохо учили ратному делу, в отличие от нас. И тогда они решили расправиться с нами другим путём – заставив воевать против этого могущественного ордена, а сами стали вассалами короля, которому служил это орден. Силы были слишком неравны. Я был вынужден увести рыцарей с поля битвы, так как сражение превратилось бы в бессмысленную бойню. Меня обвинили в трусости и других всевозможных грехах, включая смертные… Позвольте мне более не продолжать Ваше Величество! Подробности того, как я перестал быть человеком, способны шокировать ваше ещё очень юное сердце. Прошу вас!

Рома не стал больше терзать рыцаря. У мальчика и у самого голова шла кругом от полученной в этот день информации. Было уже поздно. Рома лёг в кровать, но никак не мог уснуть. Рыцарь жаждал битвы, но как это можно было устроить? От идеи предложить Квентину битву против компьютера Рома отказался сразу. У рыцаря вызвала ужас уже сама мысль о том, что воевать могут машины. К тому же, Квентин вряд ли бы воспринял такой бой как честный поединок. Он же сам сказал в конце их разговора, что увёл рыцарей с поля битвы, которая неизбежно превратилась бы в бойню. Роме показалось несколько странным, что рыцарь мог увести с поля боя своих соратников по оружию, но потом он здраво рассудил, что принципы – принципами, а погибать зазря никто не хочет. Будь он хоть трижды рыцарь. К тому же, как понял Рома, рыцарь мог помогать ему только в сражении на этой старинной доске, да ещё и при том условии, что они будут играть белыми, то есть за рыцарей, а не за сарацинов. Всё же Рома решил пригласить завтра к себе домой ребят, с которыми занимался в шахматном кружке: «Посмотрим, что из этого выйдет! Жаль только, что так много ограничений. Иначе я был бы непобедим. Ведь рыцарь сам сказал, что он участвовал в огромном количестве сражений на шахматной доске, и порой армией руководили великие игроки. Судя по всему, он действительно сможет помочь у всех выигрывать. Однако остаются проблемы, которые очень трудно решить». Мальчик начал фантазировать:

 «Вот если бы можно было во всех соревнованиях и с любыми противниками играть на своей доске и белыми… Да я бы стал гроссмейстером! Нет! Не просто гроссмейстером! Чемпионом мира! Но … (Рома спустился с небес на землю). А если королевский рыцарь погибнет в бою? Тогда мне придётся дальше играть самому… А потом ещё, чтобы начать следующую партию, читать вслух стихи… Что обо мне тогда подумают ребята из кружка? Точно сочтут за придурка! А если я это сделаю несколько раз? Тогда даже  и не знаю, кем посчитают! А может, можно как-то играть всё время, сохраняя королевского коня, то есть рыцаря?

Рома вспомнил, как обычно начинается партия в шахматы и пришёл к выводу, что это будет сделать очень трудно, не делая при этом плохих ходов: «Что же тогда – вообще не выводить королевского коня? Глупо! А выведешь, так он наверняка будет рваться в самое  пекло!»

 

– Ничего себя, Учитель! Как же так? Рыцарский поединок?! Разве это можно так назвать? Рома, между прочим, собирается пользоваться подсказками, играя против ребят из своей секции!

– Да, ты прав! Но попробуй сначала ответить на такие вопросы – являются ли честными поединки, где ты используешь при подготовке к игре помощь книг по дебютной теории, знания и опыт по этой теории своего Учителя или помощь компьютера?

– Это совсем другое, Учитель! Это процесс получения знаний, а играть с какого-то момента мне придётся самому! А то, что хочет сделать Рома, кажется, называется читерством. Только читеры пользуются во время игры подсказками компьютерной программы, а он намерен использовать советы рыцаря. Я не вижу разницы! И почему рыцарь на это соглашается и практически сам предлагает?

– Ты снова прав. А что касается твоего вопроса … Подумай, а может быть, это последнее испытание? Только самое сложное! А вот как бы ты использовал ситуацию, если бы в твоём распоряжении оказалась такая волшебная шахматная доска?

– Я бы воспользовался советами рыцаря, как Учителя. Как я понял, настоящим Учителем того, кто занимается с Ромой, назвать нельзя. А сейчас, у него есть шанс с помощью Квентина очень хорошо научиться играть в шахматы самому – и уже на любых шахматных досках, и белыми и чёрными, и независимо от того, погиб в игре королевский конь или нет.

 

 Лена и Андрей (ребята, с которыми Рома занимался в одном шахматном кружке) пришли в половину четвёртого. Когда раздался звонок в дверь, Рома быстро наладил связь с рыцарем, прочитав стихотворение, и только после этого пошёл открывать.

– Какие красивые шахматы! Почти как из фильма про Гарри Поттера! – Восхитилась девочка, когда увидела старинный комплект.

– Да, это папа привёз из экспедиции.

Роме втайне очень нравилась Лена, но девочка явно отдавала предпочтение Андрею, который был самым сильным шахматистом в кружке. Неожиданно Лена сделала предложение, от которого у Ромы заколотилось сердце. Даже во сне он не мог бы на это рассчитывать.

– А давайте, ребята, как в книгах про рыцарей, я устрою между вами настоящий поединок на этих шахматах! Ведь рыцари бились за сердца прекрасных дам! А у меня сегодня на вечер есть два билета в кино на новый фильм о Гарри Поттере. Кто из вас выиграет, тот со мной и пойдёт. Это будет приз!

Андрей отнёсся к этому предложению равнодушно или только попытался сделать вид. Мальчик уже привык, что романтичная Лена, начитавшись рыцарских романов, а в большей степени насмотревшись всякого фэнтези, периодически устраивала ему какие-то испытания. А то, что она придумала сейчас, было гораздо проще выполнить, чем некоторые другие идеи Лены. Рома ещё ни разу не сыграл с Андреем ни одной партии даже вничью.

– Я уступаю тебе белый цвет, – великодушно сказал Андрей.

Всю игру Рома оставлял королевского рыцаря на своём первоначальном поле. Квентин всё время рвался в бой, и когда он предлагал Роме выпустить его в игру, мальчику приходилось напрягать все свои силы, чтобы самостоятельно сделать ход. Однако другие советы рыцаря всё же склонили игру в его пользу. В какой-то момент Рома выиграл у Андрея на красивой комбинации слона. На доске оставалось уже совсем мало фигур, но тут Андрей неожиданно пожертвовал Роме своего коня и двинул вперёд крайнюю пешку. На доске возникла следующая позиция*.

 

Андрей неожиданно задумался. Рыцарь тоже молчал. Но он уже и не был нужен! Рома понял, что имел в виду Квентин. Андрей покраснел.

– Зачем я дал тебе переходить! Давай вернём всё назад!

– Заиграно!

– Андрей, как ты можешь отказываться от своих слов?! Ты же простил ему тогда!

Андрей резко поставил ферзя на а5.

Учитель умолк.

 – А что было дальше?

 – Рома выиграл эту партию. Это же совсем несложно. Ты и сам наверняка видишь! А потом они пошли с Леной в кино. А потом…

– Так что же было потом, Учитель?

– Когда Рома вернулся домой, он посмотрел на доску и не увидел королевского рыцаря. На доске лежала только горстка каменной крошки…

 

– Какой ужасный конец у этой истории!

– А кто тебе сказал, что это конец?

 

«Чего только не приснится?! – подумал Рома. – Надо же, во сне пришла идея, как решить позицию из шахматного квеста, которая никак не получалась вчера вечером!»

Рома включил компьютер и ещё раз в мыслях вернулся к странному сну.

«Всё, наверное, из-за того, что героя квеста зовут так же, как и его. Чего только не бывает!

 

– Вот тебе диск с этим квестом! Пройди его до конца. Это большое задание, но я уверен, что ты справишься! Может быть, сегодня ты понял и не всё, но, как мне кажется, понял самое главное. 

 



* Автору, в контексте его произведения, пришлось внести одно изменение в эту очень древнюю позицию, добавив в неё слона e6. В оригинале этой фигуры нет. Те, кто умеет играть в шахматы, легко поймут, почему автору пришлось это сделать.

* Использована позиция этюда братьев Платовых. В шахматах она оказалась очень знаменитой в советские времена благодаря тому, что в переписке с младшим братом В. И. Ульянов (Ленин), решив этот этюд, назвал его «красивая штучка».

СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА