Глава II

    Кружок

 

Осенью Серёжа пошёл в третий класс. Что подвигло физрука организовать в школе шахматный турнир – неизвестно. В школе не было кружка шахмат. Однако турнир состоялся. Играли в классе, всё за один день и даже без шахматных часов. Не было и особой системы проведения. Физрук просто начертил стандартную таблицу для кругового турнира. Правда, потом она оказалась заполнена не до конца. Кто-то из ребят ушёл домой. К тому же одна из партий безобразно затянулась. Играли два мальчика, и в конце игры у одного из них осталась ладья против голого короля. Мальчик не умел ставить мат и долго и совершенно бесцельно гонял короля противника по пустой доске. При этом, даже когда король по каким-то неизвестным причинам добровольно заходил на край доски, мальчик делал ладьёй шах и снова выгонял короля в чистое поле. В конце концов, учителю физкультуры это надоело и он присудил ничью, а потом посмотрел полузаполненную таблицу и объявил, что сейчас состоится решающая партия за звание чемпиона школы между двумя ребятами, у которых больше всего очков. Как вы уже догадались, одним из этих ребят был маленький Серёжа. Игравший с ним  десятиклассник, к удивлению всех присутствующих (и большой радости физрука, так как первый раз в жизни проводимый им турнир по шахматам грозил в этот вечер так и не закончится), проиграл Серёже намного быстрее, чем все предыдущие соперники. Беда взрослого мальчика оказалась, как это ни парадоксально звучит, именно в том, что он играл лучше, чем другие. Остальные ребята просто зевали Серёже фигуры и сопротивлялись, не имея половины комплекта, пока наконец не получали мат. А этот старшеклассник  даже кое-что знал из дебютов и залетел в ловушку, в которую попадают порой и ребята, занимающиеся в шахматных секциях. Просто в защите двух коней он после ходов

 

За победу в школьном турнире Серёже дали диплом и (почему-то) довольно взрослую книжку Любови Воронковой «В глуби веков» из школьной библиотеки. Это была книжка про знаменитого полководца Александра Македонского. Серёжа на некоторое время стал школьной знаменитостью. С ним стали здороваться даже старшеклассники. А физрук посоветовал родителям Серёжи обязательно отдать мальчика в шахматную секцию. Однако это было легче сказать, чем сделать.

Виталий (Серёжин папа), когда ему сказали что сын выиграл чемпионат школы по шахматам, не поверил своим ушам и впервые с того момента, как показал мальчику правила игры, посадил его за доску и попробовал сыграть партию. Не сделав и 15 ходов, Виталий понял всю безнадёжность этой затеи и смешал фигуры. На этот момент у него уже не было ферзя, который бесславно погиб на вилке после неудавшейся попытки поставить Серёжиному королю детский мат.

От физрука Виталий узнал, что ближайшая к их посёлку шахматная секция находится  в агрогороде N (так переименовали бывший совхоз). Серёжа учился в школе около железнодорожной станции, а ехать в агрогород было нужно в другую сторону по той же автомобильной дороге, проходившей мимо их посёлка, километров пять на автобусе.

С этим бывшим совхозом у Виталия были связаны не самые приятные воспоминания о юности. Сам он вырос в той же местности, но в деревне с другой стороны железной дороги. В ту пору между ребятами из его деревни и ребятами из этого совхоза периодически случались довольно серьёзные стычки. А один раз, это было в тот год, когда в Москве были Олимпийские игры, дошло до настоящего побоища. При этом, в определённом смысле, Виталий был одним из зачинщиков этого «рыцарского турнира». Было ему тогда уже почти 18 лет и как раз осенью он должен был идти с в армию. Объединившись с ребятами, жившими около станции, они решили хорошенько проучить совхозных пацанов. Правда, как назло, не было повода. Однако, уж что-что, а повод подраться, как и повод выпить, наши умеют изобретать лучше, чем кто бы то ни было в мире. У дяди Виталия был старый мотоцикл «Урал», который он практически подарил племяннику. На этот «Урал» посадили пятнадцатилетнего подростка, который уже довольно хорошо управлял мотоциклом, и тот заехал на мотоцикле в совхоз и в течение пяти минут катался по его территории, при этом парень орал каждому встречному грубости, а девушкам говорил сальности.  Уехал он только тогда, когда услышал, как во дворах совхозные ребята начали заводить уже свои мотоциклы. Юный провокатор успел  благополучно вернуться. Его не догнали. А потом… Потом на нейтральной территории «забили стрелку», ну а после на поле состоялась практически битва с использованием колов, велосипедных цепей и т. д. Виталию в той драке сломали нос, а один из ребят попал с пробитой головой в реанимацию и на всю жизнь остался инвалидом. Виталий был до сих пор благодарен тому, что осенью оказался в армии, а не в колонии, чем такая жизнь запросто могла закончиться, а у многих и заканчивалась. 

Женился он на Ирине практически сразу после армии. Это был тот самый редкий случай, почти  из книжек, когда девушка дождалась своего молодого человека. Конечно, все эти  истории с драками с совхозными ребятами были уже в прошлом, но этот совхоз, переименованный в агрогород, Виталий не любил. Однако других вариантов не было,  а Серёжа, когда узнал про шахматную секцию, стал просто умолять, чтобы его туда отвезли.

Шахматная секция в агрогороде (название-то громкое, а на самом деле он был ненамного больше, чем тот посёлок, построенный для агрономов, где жила семья Виталия) располагалась в единственной в агрогороде школе. Агрогород в советские времена был знаменит тем, что первый кирпич в его основание положил сам Никита Сергеевич Хрущёв. Сейчас, конечно, уже мало кто помнил, как помнили только старожилы, как в один из дней 196… года в город приезжал первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Всё в агрогороде начиналось, как видите, очень амбициозно. А потом… Потом жизнь внесла свои коррективы и выяснилось, что люди, оторванные от земли, утратившие с ней вековую природную связь, хотя и получили по тем временам очень комфортабельное жильё, но потеряли нечто большее… Что? Трудно сказать. Во всяком случае, агрогород жил жизнью всей страны. Коммерция без зазрения совести, разборки, бедность, пьянство. И растворялись как-то в этой жизни обычные люди, которые просто работали и растили детей. За агрогородом просто на глазах рос коттеджный посёлок, и все практически знали, что строят там дома местные бандиты и менты. Ну и, естественно, в этом своём посёлке они были хорошими и добропорядочными соседями.

Шахматами в школе занимался пожилой мужчина, недавно вышедший на пенсию. Приехали они туда в начале шестого часа. Раньше у Виталия никак не получалось. Когда папа привёл Серёжу в класс, тренер (его звали Виктор Николаевич) как раз что-то показывал на большой демонстрационной доске шести мальчишкам, сидевшими за партами. При виде этой доски Серёжа впал в ступор, и неотрывно следил за передвижениями фигурок. Такую шахматную доску мальчик видел впервые в жизни. Закончив объяснять, Виктор Николаевич посадил ребят играть друг с другом и подошёл к Виталию и Серёже.

  Здравствуйте, вот привёл сына. В шахматы хочет играть.

  Как вас зовут?

  Виталий.

  А меня – Виктор Николаевич. А как тебя величать?

   Сергей. – Дома мальчика звали Серёжа, но здесь он почему-то решил, что момент очень важный и поэтому назвался по-взрослому.

 –  Он умеет играть. А в своей школе – лучше всех. – Зачем-то сказал Виталий.

 –  Да… –  несколько удивлённо произнёс тренер.  – Ну, посмотрим. Давай, садись. Какими фигурами ты хочешь играть?

   Чёрными.

    Пожалуйста, –  пожал плечами тренер, –  а беленькими, наверное, поприятнее играть?

Cерёжа не ответил. Первые ходы они сделали очень быстро:

 

– Класс!– громко восхитился один из стоящих рядом мальчишек.

Только тут Виктор Николаевич как будто очнулся ото сна. Он посмотрел на маленького и худенького мальчика, сидевшего напротив, и перестал видеть фигуры и доску. Серёжа не делал хода, не бил ферзя. По лицу мальчика текла маленькая слезинка.

«Господи! Что я делаю?» – опомнился тренер. Он вспомнил целую череду маленьких и бестолковых детей, которые приходили к нему заниматься. Он объяснял им правила игры, а потом они играли… и на это было просто страшно смотреть. Он ругал их за зевки, но ничего не помогало. Дети продолжала зевать фигуры. Вот эти шестеро ещё более-менее, да и то!  Надо было что-то делать.

  Не плачь! Ты хорошо играл! Просто ты ещё многого не знаешь в шахматах! Это вы его научили? – вопрос был обращён к Виталию, который тупо смотрел на доску, не понимая, почему Серёжа не бьёт ферзя.

  Нет.

  А где он занимался?

  Нигде. Сам научился. Слёзы вытри! (это уже сыну).

Но Серёжа уже не плакал! Он понял что его берут в секцию, а это было самое главное!

И Серёжа начал заниматься в шахматной секции. Правда, ему удавалось туда попадать только один раз в неделю. И мама, и папа работали, а бабушек и дедушек у Серёжи, можно сказать, не было. Так уж вышло… Это отдельная история, и она вряд ли вам будет интересна.

Так или иначе, но Серёжа совершенно нормально вписался в старшую группу секции, хотя и оказался там самым маленьким по возрасту. В первом внутреннем турнире, который Серёжа сыграл, он набрал 7 из 12  (играли в два круга). После этого турнира Виктор Николаевич сказал  Серёже, что он выполнил норму второго разряда. Ребятам, занимавшимся в шахматном школьном кружке, ещё удавалось отлавливать мальчика на незнании каких-то вариантов, но уже после зимних каникул ситуация просто на глазах стала изменяться. Этому поспособствовало несколько самых разных причин. Во-первых, за неделю до Серёжиного дня рождения, который был в ноябре, на вопрос мамы, какой он хочет подарок, Серёжа ответил, что ему нужны книжки по шахматам. Ирина позвонила тренеру – Виктору Николаевичу, и тот посоветовал съездить в Москву в Центральный шахматный клуб. Также порекомендовал лучшие, на его взгляд, книги. Ирина аккуратно записала совершенно незнакомые ей фамилии и названия и в субботу поехала с сыном в столицу. Центральный шахматный клуб произвёл на Серёжу просто неизгладимое впечатление. В Москве мальчик уже бывал и даже один раз ходил на Новогоднюю ёлку в Кремлёвский Дворец Съездов. Но это было, когда он учился в первом классе. А в ЦШК, первое, что увидел Серёжа внутри, была мраморная лестница. Шахматные книжки лежали на двух столах фактически прямо под ней. Серёжа завороженно смотрел на эту пустую лестницу, ведущую наверх – как ему казалось –  в Царство шахмат. Ему очень хотелось хотя бы краешком глаза увидеть, что же там дальше, но он постеснялся об этом попросить, так как посчитал, что это будет неслыханная дерзость – ведь он ещё плохо играет в шахматы, и почти наверняка ему туда пока нельзя!

Мама купила Серёже несколько книжек, и тут мальчик увидел большую и красивую картонную коробку с очень странной надписью латинскими буквами – Mephisto… В углу коробки был изображён чёртик с шахматной доской.

  А что это? – спросил Серёжа у продавца.

  Немецкий шахматный компьютер. Эта очень известная фирма. Она делает шахматные компьютеры, самые сильные в мире. Видишь, сколько на коробке наклеено золотых медалей?

  А можно посмотреть?

  Конечно!

Продавец распаковал упаковку и достал серую, практически плоскую коробочку с шахматной доской и положил перед Серёжей.

Мальчик очень удивился. А где же экран? Как же играть с этим компьютером?

  Смотри, – сказал продавец, как будто прочитал его мысли. Он расставил на доске маленькие фигурки и с лёгким нажатием сделал белой пешкой ход с d2 на d4. По краям доски загорелись две маленькие красные лампочки.

  А вот он и ответил. Можешь сделать за него ход. Нажми слегка фигуркой на то поле, которое он показал.

Серёжа нажал на чёрного коня g8 и тут же загорелись лампочки около буквы f и у цифры 6.

  Всё очень просто! – сказал продавец. А теперь нажми на это поле, и будет ход белых.

  А сколько стоит эта игрушка? – поинтересовалась Ирина.

В душе у мальчика вспыхнула надежда. Вспыхнула и тут же погасла. Продавец назвал цену в долларах…

Странное время было… Странное… Ну как же так получилось, что маленький русский провинциальный мальчик уже разбирался в валюте страны, которая находилась невообразимо далеко и за огромным океаном? И дико было бы вообразить, что в той самой стране какой-нибудь маленький Джон или Том так же хорошо бы знал, что такое определённая сумма в рублях.

Почему-то Серёже вспомнилось, как отец ругал его за то самое зеркало иномарки, правда, называя доллары другим словом.

  Ты знаешь сколько это –   …  баксов?!

Серёжа почувствовал себя наказанным во второй раз. Если бы не тот злополучный случай, то, может быть… Он с сожалением посмотрел на компьютер, который продавец уже запаковывал обратно, поняв, что этот товар у него  не купят.

В это время к прилавку подошёл высокий мужчина в чёрном плаще.

  Здравствуйте.

  Добрый вечер! – ответил продавец.

  Вы мне не подскажете… Я тут у вас месяц назад купил шахматный компьютер. Вы не знаете, где их чинят?

На лице продавца отразилось недоумение.

  А что случилось?

  Да, понимаете…

Мужчина раскрыл внушительных размеров кейс и вытащил оттуда точно такой же шахматный компьютер.

  Сын играл… Проиграл и со злости ткнул вот сюда ручкой. Пробил поле, и теперь эта штука не работает.

  Пошли, Серёжа! Пора ехать домой, – сказала мама.

Всю обратную дорогу Серёжа молчал. Мама была в абсолютном недоумении, не понимая причин этого. Книжки купили, чего ещё надо? Ну, компьютер… Но Серёжа уже не такой маленький и всё прекрасно понимает. А у Серёжи перед глазами стоял компьютер, но не тот, который продавец запаковал в коробку, а его покалеченный собрат из кейса высокого мужчины в чёрном плаще. И Серёжа просто ненавидел этого совершенно неизвестного ему мальчика-москвича. Ненавидел так, как это могут только дети.

Что касается шахматных книжек, которые Серёжа читал, правда, не последовательно и не подряд, а часто и просто без доски, то больше всего на этом этапе ему понравилась ещё одна игра, о которой он узнал совершенно случайно. Папа его друга Вадика, узнав, что сын Виталия серьезно увлекается шахматами, принёс стопку старых журналов «Наука и жизнь». В этом журнале был шахматный раздел. В одном из номеров Серёжа наткнулся на статью с очень интересным названием. Она называлась – «Попробуйте, а вдруг вы играете в силу Таля?!» Про чемпиона мира Михаила Таля Серёжа уже кое-что знал из той самой первой книжки. Серёжа, разумеется, захотелось попробовать! А вдруг?! Смысл состоял в том, что надо было угадывать ходы, которые сделал Таль в партии, и, если угадываешь, то получаешь очки. А потом, в конце статьи, по количеству набранных очков можно узнать, играешь ты, как Таль, или нет. Серёжа честно, не подглядывая (закрывая ходы в партии листом бумаги), прошёл этот тест и убедился, что до великого шахматиста ему было ещё очень далеко. А потом мальчик придумал для себя такую же игру. Он стал играть против великих шахматистов прошлого. Правда, возникла одна маленькая проблема. Серёжа просто брал партии, где какой-то из этих шахматистов проигрывал, и старался угадывать ходы соперника, но ходы были разной степени сложности, а очки за них, как в том журнале, никто, конечно, не проставлял. Сначала мальчик просто сам ставил себе знаки «плюс» и «минус» около угаданных и не угаданных ходов, точно так же, как ставила их учительница знаки около решённых и неправильно решённых задачек по математике. Но потом он это модернизировал. Он стал делать вот так: если угадываешь ход, то получаешь очко, угадываешь следующий – уже получаешь два, за ещё один ход, угаданный подряд, – три.  Точно так же, если подряд не угадываешь, могли нарастать минусы. Сам для себя Серёжа вывел тот результат в очках, который соответствовал его «выигрышу», «ничьей» или «проигрышу», а поскольку среди книжек оказался переизданный сборник партий турнира в Москве 1925 года, то он сам «сыграл» в этом турнире и даже не оказался на последнем месте, «опередив» Ейтса, Готгильфа, Земиша, Дуз-Хотимирского и Зубарева…

Многое Серёжа почерпнул и просто из занятий с тренером и из партий, сыгранных с ребятами из школьного кружка. Тут, правда, надо немного сказать о шахматном кредо Виктора Николаевича. Если бы он был великим шахматистом и его, в свою очередь, попросили бы назвать самых великих игроков, то, вероятно, список был бы примерно такой: Морфи, Алехин, Таль, Фишер, Каспаров.

Как-то на занятии тренер показал когда-то выигранную им партию. Это была короткая и разгромная партия, которую тренер выиграл чёрными в защите двух коней. Вообще говоря, он просто заставлял учеников играть этот дебют и всячески его пропагандировал. А четвёртый ход белых (наскок коня на пункт f7) называл пижонством, и эта партия, сыгранная ещё в 1960-х годах, должна была просто ещё раз показать детям, что ни в пешки они играют, а в шахматы!

 

Так или иначе,  все эти факторы просто не могли не сказаться на Серёжиной силе игры. К весне, как сказали бы специалисты, произошёл качественный скачок. Ребята из секции начали проигрывать Серёже партию за партией. Шахматы стали влиять и на характер Серёжи, а может, дело было не в шахматах, а просто он повзрослел или причиной тому было общение с более взрослыми ребятами, занимающимися в секции. Мальчик стал более уверенным в себе, и не только во время игры. Правда, один раз это вылилось в то, что он первый раз подрался в школе с учеником четвёртого класса, и в школу вызывали родителей. К большому удивлению Серёжи, хотя он выслушал много неприятных слов от мамы,  папа отнёсся к этому совершенно спокойно, и Серёжу даже никак не наказали. Только родители на этой почве немного поругались! Сережа просто не мог знать, что Виталия, на самом деле, довольно серьёзно начинало заботить, что ребёнок (по его мнению) был уж слишком тихим. Про эпизод из бурного отрочества отца Серёжи вы уже прочитали, и он был, конечно же, не единственным. Таких похождений, как у себя, он, естественно, сыну не желал, но считал, что пацан есть пацан и должен вырасти нормальным мужиком. И тут случилась (естественно из-за шахмат) очень примечательная история.

 

СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА