Глава I

 

    Коробка в старом диване.

    Россия. Подмосковье.  Первая половина 90-х годов прошлого века.

 

Посёлок был небольшой. Ни деревня, ни город. Пять серых пятиэтажек стояли без всякой системы, не глядя глазами-окнами друг на друга, и, может быть, от этого живя исключительно своей жизнью. Не было главной улицы. Её заменяла проходившая мимо дорога, ведущая к станции. Ещё имелся небольшой Дом культуры, магазин и недавно поставленная палатка, куда ни днём ни ночью не зарастала народная тропа. Палатка стояла прямо напротив Дома культуры, но была явно более популярным сооружением. Правда, раз в месяц в Доме культуры проходили дискотеки, и тогда он оживал.  После дискотек хозяин палатки, приезжая утром на старом автомобиле Форд Эскорт, с удовлетворением собирал неплохую выручку.

В те времена, которые казались вечными, но так внезапно закончились, посёлок был построен для людей, работавших на опытной агрономической станции. За дорогой находилось экспериментальное поле, земля которого впитала в себя столько разных  химических реактивов, что казалось странным, как там что-то до сих пор могло произрастать. Правда,  кроме картошки, хаотично высаженной по разным кускам поля местными жителями, больше там ничего и не росло. В стране проходил другой эксперимент –  по выживанию людей в джунглях рыночной экономики, и проблемы увеличения урожаев и борьбы с приснопамятным колорадским жуком стали никому не интересны.

– Ира! Ты не помнишь, где чемодан с инструментами твоего отца?

         – В диване, в маленькой комнате, – раздаётся голос жены из кухни.

Виталий уходит в  комнату, где за столом у окна делает уроки его сын  Серёжа, который в этом году пошёл во второй класс. Папа открывает диван. Раздаётся резкий треск. Какой-то болт выскакивает из дивана и, подпрыгивая, скачет к Серёже (как будто хочет поиграть).

– Чёрт! – но всё же отец не сердится. Он нашёл то, что искал, и уже пытается открыть старый пыльный чемодан с двумя слегка заржавевшими металлическими замками.

Мальчик с неподдельным интересом рассматривает содержимое дивана.

– Надо же! Он открывается! А я и не знал! Папа, а что это за коробка в дальнем углу? Вся в клеточку!

– Это шахматы. Игра такая.

Серёже очень интересно, что это за игра, но он уже знает: если папа чем-то занят,  лучше не задавать много вопросов. Да и уроки ещё не сделаны. Мальчик склоняется к тетрадке.  

Отец, вполне довольный тем, что нашёл необходимое для ремонта своего служебного УАЗа, уходит из комнаты.

Мальчик вслушивается в тишину. Щёлкает замок входной двери.

Мгновенье, и Серёжа, уже сидя на полу около дивана, рассматривает содержимое пыльной клетчатой коробки.

– Серёжа, иди есть! Ты что, не слышишь?

Но Серёжа действительно не слышит. Он уже расставляет забавные деревянные фигурки, чем-то похожие на солдатиков, на доске. Фигурки он ставит по краям всей доски, и они образуют каре. Все клеточки уже заполнились, но четырем фигуркам не хватило места. Одна из них – лошадка, у которой нет носа. Смешная лошадка!

– Да сколько же тебя можно звать!

Мама уже в комнате.

Вот так, совершенно случайно, маленький герой этой истории узнал о том, что существуют шахматы. Через пару дней отец показал Серёже, как играют в эту игру. Объяснял это Виталий совсем незатейливым способом, как обычно поступает большинство родителей:

– Это – король. Он ходит так, это слон, он – так, а теперь мы их поставим вот таким образом, и можно играть.

Партию они так и не доиграли, но Серёжа хорошо помнил, что папа съел у него почти все фигурки. Из всего войска Серёжи на доске остался один только король. Его, почему-то папа не тронул.

– В общем, ты понял правила? Тут главное – как можно больше съесть. А ты мне всё отдал!

Шахматного кружка в Доме культуры не было. Никто не играл в шахматы во дворах. Шансы Серёжи научиться хорошо играть были невелики. Однако, как это часто случается в нашей жизни, помог случай. Странный случай…

Папа Серёжи был по делам в Москве. В конце декабря, ранним утром, уже проехав площадь трёх вокзалов, он остановился, увидев голосовавшего мужчину средних лет, с двумя огромными сумками. Мужчина, видимо, с большим трудом дотащил эти сумки от поезда, а волок он их потому, что было гораздо дешевле поймать тачку подальше от площади, чем воспользоваться услугами мафии привокзальных водителей-бомбил. Виталий никогда не рисковал заниматься извозом около вокзалов (это было просто опасно), но здесь уже была ничейная территория, и можно было немного и абсолютно безопасно подзаработать.

Ехать надо было практически через пол-Москвы. Но время вполне позволяло. Виталий помог мужику загрузить груз во чрево УАЗа, и они поехали по указанному маршруту.

Мужик с опухшим от недосыпа в поезде лицом оказался довольно разговорчивым. Возвратился он в Москву из Питера. Сетовал, что сумки очень тяжёлые. Виталий,  обычно молчаливый, решил поддержать разговор.

– Да ладно вам! Я несколько раз челноков подвозил со шмотьём. Так тент оттопыривался. Сумки в машину еле вмещались! Впрочем, они у вас действительно тяжёлые.

 Уж лучше шмотки! А это компьютеры. И каждый по два с половиной килограмма!

– Что это за компьютеры такие?

У начальника Виталия стоял в кабинете персональный компьютер, но, по представлениям водителя, он должен был весить никак не два с половиной килограмма, а намного больше.

– Это шахматные компьютеры.

 Как это?

– Это компьютер, который умеет только играть в шахматы.

Мужик, перегнувшись через сиденье, открыл одну из сумок и достал небольшую картонную коробку. Распаковав изделие, он выругался.

 Чёрт возьми! Всё–таки где-то шандарахнул этот! Он с краю лежал.

Компьютер представлял собой коробку с шахматной доской и маленьким зелёным экраном (как у калькулятора). По экрану шла довольно заметная трещина.

– А сколько стоит этот компьютер?

– Сорок долларов!

Для Виталия это было очень дорого. Однако в голове мелькнула мысль, что очень неплохо сделать сынишке такой подарок к Новому Году. За несколько месяцев, которые прошли с того момента, как Серёжа узнал, что такое шахматы, он уже не раз уговаривал папу сыграть с ним. У Виталия практически не было времени. А тут! Про себя Виталий подумал, что новое стёклышко сделать элементарно. Может, попробовать сбить цену за испорченный компьютер? Лишь бы он работал!

– А этот компьютер за сколько продадите?

– Ну, за тридцать, наверное отдам.

 А давайте за двадцать, а я с вас за поездку ничего не возьму.

В общем, они как-то неожиданно быстро договорились. Виталий ещё помог поднять сумки прямо в квартиру. И там мужик показал, как компьютер включается, как с ним играть. Машинка работала. Виталий даже сам набрал несколько ходов с помощью кнопок на панели компьютера, а тот отвечал, высвечивая ход на своём разбитом экранчике.

Шахматный челнок оказался человеком добрым. Узнав, что компьютер нужен Виталию для сына, он долго распространялся о том, что шахматы очень полезная и хорошая игра, что этот компьютер играет практически в силу первого разряда. А ещё он просто подарил какую-то старую и изрядно потрёпанную книжку по шахматам. Это был учебник для детей, написанный известным мастером. Фамилия мастера, которую хозяин шахматных компьютеров произносил с пафосом и пиететом, Виталию совершенно ни о чём не говорила.

Вот так, после того как Серёжа обнаружил под ёлкой утром первого января новогодний подарок, для него начались, в полном смысле, и новый год, и новая жизнь.

Всё время каникул Серёжа буквально не отходил от компьютера и шахматной доски. На компьютере была своя доска, но деревянным фигуркам из случайно найденного в диване комплекта на ней было слишком тесно. Поначалу у мальчика уходило очень много времени на то, чтобы набрать на кнопках компьютера ход, который он сделал на доске. Иногда партию было невозможно закончить, так как Серёжа  где-то ошибался: делал за компьютер не тот ход, который он показал. Если набранный ход был невозможен, компьютер пищал и показывал на экране четыре знака вопроса. Правда, эти проблемы оказались временными. Мальчик довольно быстро освоил доску и понял, что надо просто быть внимательнее, занося ход в компьютер и делая показанный машиной ход на доске. А ещё Серёжа вычитал в книжке о том, как проводят шахматные турниры, и придумал для себя очень интересную игру. Он проводил чемпионат среди своих игрушек:  за одну игрушку он играл сам, а за другую играл компьютер. Таблица постепенно заполнялась результатами, а Ирине (маме Серёжи) порой приходилось прерывать течение этого необычного шахматного соревнования с помощью угрозы использовать ремень по его второму и очень неприятному для детей функциональному назначению.

Правда, ради игры с шахматным компьютером Серёжа был готов на всё. Когда каникулы закончились и он снова пошёл в школу, времени, чтобы играть с компьютером, стало намного меньше. Но уже через месяц мама обратила внимание, что ребёнок стал гораздо быстрее справляться с домашними заданиями. Выставленное ей естественное условие –  сначала уроки, а потом уже игрушки –  каким-то странным образом сделало мальчика более организованным. При этом он не просто начал готовить уроки быстрее, повысилось и качество. Серёжу стала часто хвалить учительница.

Так прошло несколько месяцев. Серёжа заканчивал второй класс. В мае Серёжа играл с компьютером гораздо меньше. К тому же, если зимой и в начале весны ребёнка, просиживавшего за компьютером, шахматами, книжкой и таблицами буквально часами, приходилось просто выпихивать на улицу, сейчас Серёжа сам просился, чтобы его отпустили погулять во двор и играл на находящейся неподалёку от дома хоккейной коробке со своими одноклассниками в футбол.  Мама не знала, насколько она была не права, считая, что ребёнку просто надоела эта игрушка, как это часто бывает. На самом же деле, и об этом просто никто не догадывался, кроме самого Серёжи, причина  была в том, что он  научился обыгрывать компьютер на всех слабых уровнях. Несколько раз Серёжа пробовал играть с машиной на самом сильном уровне, но компьютер думал над каждым ходом буквально по 5 минут. В результате, партия заканчивалась тем, что приходила мама и говорила, что пора спать. К тому же, мама не разрешала оставлять на ночь компьютер включённым в розетку, а значит, партия стиралась и чтобы начать на следующий день играть, нужно было заново вводить все сделанные ходы. По этим нескольким партиям, которые он всё же пытался сыграть на самом сильном уровне, Серёжа понял, что и здесь он уже играет сильнее машинки, просто ему не дают возможности нормально довести игру до конца.

Про шахматный компьютер Серёжа никому из своих одноклассников не говорил. Он вообще никогда и ничем не хвастался. Это была самая интересная игрушка из тех, что ему когда-либо дарили. И, как сказал папа, очень дорогая. А ещё, и это был секрет Серёжи, которым ему не с кем было поделиться, однажды он сыграл с компьютером партию, которой очень гордился. Эта партия была аккуратно переписана в тетрадку (так красиво писать Сергей  не старался даже на контрольных работах), и хранилась эта тетрадка в ящике старого письменного стола рядом с морской раковиной, которую ему подарил папин друг. Если эту раковину приложить к уху, то, как сказала мама, можно услышать, как шумит море. Серёжа иногда это делал и пытался представить, как выглядит море. Настоящее. Не на картинках из книжек. На море он ещё никогда не был. А партия, собственно, была вот такая. Серёжа играл белыми.

                          

В последний день учебного года учительница повела класс сдавать в библиотеку учебники. В библиотеке было несколько столов. За одним из них учитель физкультуры играл в шахматы со старшеклассником. Весь класс уже практически ушёл, а Серёжа стоял и видел только доску и фигуры. Женщина- библиотекарь подошла к столу. К этому моменту учитель уже поставил мат.

– Серёжа, а ты умеешь играть в шахматы?

– Да.

      – И хочешь поиграть?

      – Хочу, но меня не примут.

– Ну почему же? – улыбнулась библиотекарь, – я думаю, что Евгений Иванович не откажется. Не правда ли, Евгений Иванович?

Евгений Иванович с едва заметной улыбкой посмотрел на Серёжу. Этого мальчика он практически не знал, так как уроки физкультуры в серёжином классе вел другой преподаватель.

– Ну, давай сыграем, если ты умеешь.

Физрук задумался после десятого хода. Евгений Иванович был обыкновенным любителем, но он прекрасно знал основные шахматные понятия о развитии фигур в дебюте. А его маленький соперник грамотно вывел в бой своё войско и ничего не подставил под бой. Однако те, кто подумал, что сейчас Серёжа выиграет,  ошибутся. Просто эта партия не закончилась. В библиотеку вошла Серёжина учительница и сказала, что пришла мама забирать мальчика и Серёже пора домой.

Летом ничего примечательного не произошло. Разве что случилась с Серёжей одна очень неприятная, но банальная для мальчишки его возраста история. Ребята хотели играть в футбол. Обычно мальчишки собирались около магазина и уже оттуда шли к хоккейной коробке. Почему возникла такая традиция, никто не знал, но это было удобно, так как в ожидании, когда все придут, можно было просто попинать мячик, а тем, у кого были мелкие карманные деньги, – купить мороженое или газировку.

Серёжа просто оцепенел, когда он, случайно сильно ударив по подпрыгнувшему мячу, пытаясь отпасовать его своему другу Вадику, попал точно в боковое зеркало того самого Форда Эскорт, который припарковал около палатки его хозяин. Мальчишки бросились врассыпную, а Серёжа почему-то остался стоять. Он прибывал в каком-то оцепенении и совершенно не сопротивлялся, когда вышедший из палатки хозяин машины взял его за руку и повёл домой. В маленьком посёлке все друг друга знали. Были знакомы, хотя и не дружили, папа Серёжи и хозяин палатки. Папы не было дома. Конечно, Серёжа не знал, что это боковое зеркало и без того держалось можно сказать, на честном слове, но взбешённый хозяин машины, который буквально за два дня до этого подбирал с дороги осколки разбитого в очень мелком ДТП подфарника, а потом склеивал этот подфарник (кто жил в то время, должен прекрасно понимать, какие проблемы были тогда с запчастями для иномарок), заломил за зеркало очень приличную сумму.

Мама отобрала у Серёжи шахматы, но почему-то оставила компьютер, а также пообещала, что когда вечером вернётся с работы отец,  Серёже «мало не покажется».  

Потом, вечером, был тяжёлый разговор с отцом. Серёже было стыдно, так как он уже прекрасно знал, что лишних денег в семье нет. А три дня сидеть дома было, конечно, совсем не здорово, но мальчик считал, что заслужил это.

Время тянулось медленно и, как назло, была хорошая погода. Компьютер лежал на столе, но толку от него никакого не было. Серёжа сам не понял, как он додумался до простой мысли. Он достал из стола лист бумаги и ножницы и стал резать из бумаги маленькие квадратики, стараясь, чтобы они были чуть меньше, чем клеточки на шахматной доске машинки. Потом он почти час  рисовал на  этих квадратиках авторучкой шахматные фигурки. Правда, в момент, когда было всё готово и бумажные шахматы заняли свои места на доске, в комнату пришла мама и Серёжа просто сгрёб их рукой и сделал вид, что читает книгу. Компьютер всё время лежал на столе, и мама не обратила никакого внимания на то, чем занимался сын.

После, опять оставшись один, Серёжа просто, не расставляя фигур, набрал на компьютере первый ход и нажал клавишу ввода. Компьютер ответил. Серёжа набрал ещё один ход. В принципе,  мальчик даже не знал, что начал играть вслепую. В книжке по шахматам про такой вариант игры ничего не было написано. Однако этот новый процесс увлёк Серёжу. За те три дня, в которые он сидел дома, наказанный за разбитое зеркало, он пробовал играть с машинкой партию за партией, не передвигая фигур. Это оказалось сложно, но очень интересно.

Через пару недель ребят на коробке застал проливной дождь, а один из друзей Серёжи, когда  выбегал из квартиры на футбол, забыл ключи и просто захлопнул дверь. Серёжа привёл своего друга домой. Мама переодела насквозь промокших мальчишек, Вадика – в старые Серёжины вещи, от чего Серёже стало очень смешно, так как Вадику всё было мало, он был крупнее нашего героя. Ну а пока вещи ребят сохли, Вадик и Серёжа сидели в комнате и играли. Вадик был дома у Серёжи первый раз. Серёжа, сам не зная почему, спрятал шахматный компьютер, пока его мама переодевала Вадика. Шахматы остались на столе. Совершенно неожиданно Вадик сказал:

– Давай сыграем в шахматы.

–  А ты умеешь?

 Конечно!

Партия закончилась очень быстро. В понимании Серёжи, Вадик играть практически не умел. И тут Серёжа предложил:

  Вадик, а давай сыграем в шахматы, но ты будешь смотреть на доску, а я – нет.

  Как это?

  Ну, ты мне будешь просто называть поля, откуда ты пошёл и куда. Я тебе всё сейчас объясню. И я тебе буду говорить, как я пошёл. А ты будешь двигать за меня фигуры, но я не буду смотреть на доску.

  Но так невозможно играть!

  Можно!

  Ты будешь подглядывать!

  Нет, не буду! Честное слово! А если хочешь, я вообще залезу под кровать, и буду играть оттуда. Договорились?

Когда партия, которую Серёжа действительно играл из-под кровати, всё же закончилась и Вадик получил мат, Серёжа посмотрел на своего друга и увидел, что тот очень удивлён.

  Как ты это можешь делать?

  Я… Хорошо! Тебе как другу я расскажу. У меня есть вот это. –  Серёжа достал из шкафа шахматный компьютер и рассказал Вадику, что он уже полгода играет с этой игрушкой в шахматы и научился её обыгрывать. Вадик захотел попробовать поиграть, но как раз в это время пришла с работы его мама и забрала мальчика домой.

 

СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА